Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Данная методическая разработка уточняет, конкретизирует и обобщает теоретические основы и практические рекомендации в обучении финскому языку, в частности письменной стороне речи. В дальнейшем хотелось бы надеяться на использование этой методической разработки в практике работы других учителей финского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка».

    (Исаева Любовь Юрьевна, ГБОУ СОШ №200 с углублённым изучением финского языка, lybasha79@yandex.ru).

Цель данной методической разработки уточнить, конкретизировать и обобщить теоретические основы и практические рекомендации в обучении финскому языку, в частности письменной стороне речи. Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Обучение письменной речи включает:

  • Речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения;
  • Письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом;
  • Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения;
  • Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования;
  • Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения;

    Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности. Письмо и письменная речь является целью обучения на всех этапах изучения иностранного языка.

Ученик должен освоить следующие учебные умения и навыки:

  • списывать текст;
  • использовать текст в качестве опоры;
  • сличать образец с написанным текстом;
  • уметь работать со словарями;
  • строить логичное, последовательное высказывание (делать обобщение, синтез, анализ информации).

В русле письма, ученик начальной школы должен владеть:

  • умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
  • основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

В средней школе учащимся необходимо:

  • развивать умение писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки;
  • излагать сведения о себе в форме, принятой в иноязычных странах (автобиография/резюме);
  • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
  • развивать  умение расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
  • рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
  • описывать свои планы на будущее.

 Обучение письму.

Существуют два метода обучения письму:

  • аналитический,
  • синтетический.

   Аналитический метод – целостный метод, начинает обучение с восприятия образов, слов и коротких предложений, а только потом  выделяются отдельные элементы.           Синтетический метод был известен под названием «буквенная метода» (буквы – слоги -  слова). В 18 веке произошло переименование этой методики в «Звукобуквенную».

  Как синтетический метод обучения письму, так и аналитический имеют свои положительные и отрицательные стороны. Положительным в синтетическом методе является то, что ученик приобретает хороший, каллиграфический почерк. Отрицательно же то, что происходит отчуждение продукта деятельности. Аналитический метод хорош тем, что он предусматривает структурированность обучения, а смысл слова становится на первое место. Отрицателен этот метод тем, что написание слов с точки зрения каллиграфии просто ужасно.

     В настоящее время  применяют аналитико-синтетический метод обучения письму. Школьники изучают звуки, как части слова и как графемы по следующим этапам:

  1. Установление связи с уже изученным материалом. Подготовка базы для введения нового звука.
  2. Этап дифференциации.
  3. Этап повторения за учителем.
  4. Вводятся  печатные буквы, которые обозначают этот звук.
  5. Этап дифференцирования на уровне графем.
  6. Обобщение, дифференциация звукового и графического образа слова.
  7. Переход к письму.
  8. Чтение текста.

Принципы обучения письму:

  • Принцип устного опережения.
  • Принцип учета правил орфографии изучаемого языка:
  1. Фонетический.
  2. Традиционный.
  3. Морфологический.
  4. Иероглифический.
  • Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
  • Принцип сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
  • Принцип поэтапного  формирования навыков письма:
  1. Развитие техники письма.
  2. Использование письма для овладения языковым материалом.
  3. Применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.

К упражнениям, направленным на обучение орфографии относятся:

  • упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв, полностью или частично совпадающих в иностранном и русском языках;
  • упражнения на звукобуквенный анализ слов;
  • упражнения на списывание и группировку отдельных слов, предложений текста;
  • упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками);
  • диктанты.

Письменные тренировочные языковые упражнения:

  • раскройте скобки в предложении;
  • подставьте в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложения;
  • трансформируйте  выделенные в предложении слова в заданную форму;
  • составьте предложения по образцу;
  • объедините, расширьте предложения;
  • ответьте на вопросы к предложениям;
  • выберите правильный ответ;
  • трансформируйте прямую речь в косвенную;
  • выпишите предложения с определённой грамматической структурой;
  • восстановите диалог из разрозненных реплик… … …

Обучение письменной речи включает:

  • Речевые упражнения для обучения написанию письма.

Требования к написанию личного письма учеником: адрес автора, дата послания, обращение, ссылка на контакт, благодарность за письмо, ответы на злободневные вопросы, установление дальнейшей связи, завершающая фраза, подпись автора, количество слов:

  • определите, кому могут быть адресованы названные формы письменного обращения;
  • просмотрите приведённые речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признательности;
  • выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма;
  • проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов;
  • определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности4поздравление, приглашение и т.д.)
  • определите характер каждого письма по его структуре.
  • определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте переходы от одной мысли к другой; укажите средства передачи информации;
  • составьте письмо по плану;
  • составьте письмо по заданной ситуации… … …

  • Письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом:
  • выпишите из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают тему (развивают сюжет);
  • озаглавьте абзацы текста;
  • составьте тезисы к каждой смысловой части текста;
  • составьте план пересказа;
  • составьте письменный пословный (избирательный, ориентированный, сжатый) пересказ основного содержания текста;
  • составьте письменное высказывание-повествование относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата;
  • составьте письмо - описание на основе содержания текста;
  • извлеките из текста информацию для целевого письменного сообщения;
  • подготовьте тезисы для устного публичного выступления по проблеме, включите содержательный материал текста… … …

  Все виды упражнений выполняются по принципу от простого к сложному. Такие виды упражнений, как:

  • письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения,
  • письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования,
  • письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения

 основываются на следующих формах коммуникативной письменной речи:

  • тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения, и каждое из них рассмотрено в отдельности.
  • Конспект учебный – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление учащихся, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в сжатых фразах. Конспект, как правило, состоит из 3 основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.
  • Изложение – письменный пересказ текста литературного произведения, изучаемого в соответствии с программой. Изложение – разновидность упражнения близкого к сочинению, развивающее память и логическое мышление, обогащающее речь словами и оборотами литературного языка. Подготовка к изложению включает: разбор содержания текста; логический, композиционный и языковой анализ. Различают: подробные, сжатые и такие, в которых учащиеся высказывают свои суждения по поводу излагаемых фактов.
  • Реферирование – процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте, с целью получения краткого, сжатого изложения содержания предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежная потеря информации в минимальной степени коснулась важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.
  • Аннотация – отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику.
  • Сочинение – самостоятельная письменная работа учащегося на заданную тему. В одних случаях они опираются на знание литературного материала, в других, на личный жизненный опыт и непосредственные наблюдения автора. Виды повествовательные (рассказ о жизни литературных героев или о себе), описательные, характеристические (анализ образа литературного персонажа или живых людей), сочинение рассуждение.
  • Рецензия – письменный отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Все это требует от автора хорошего знания предмета того, о чем он пишет. Рецензент должен показать произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение.
  • Письменный перевод.

Целью обучения письменной речи в средней школе является формирование умений письменной речи (написание письма зарубежному сверстнику). Вместе с тем в процессе обучения иностранному языку именно письменная речь широко используется как средство обучения и средство совершенствования грамматических и лексических навыков, а также иноязычной речевой деятельности.

В дальнейшем хотелось бы надеяться на использование этой методической разработки в практике работы других учителей финского языка.

Библиографический список

  1. Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности.- Санкт-Петербург: КАРО,2008.-157с.
  2. Ларионова И.В. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологий. Методические рекомендации.-СПб.:ОООБритания, 2011.-80с.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск: «Вышейшая школа»,2001.-522с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение письменной речи на уроках английского языка"

Обучение письменной речи представляет трудности не только в связи со сложностью графики, орфографии и  необходимостью перекодировки со звукового в графический код.Все упражнения в письменной речи...

Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка

В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....

Обучение письму и письменной речи на уроках английского языка

Целью данной работы является разработка комплекса заданий и упражнений, предназначенного обучить иноязычному письму и письменной речи в средней и/или старшей школе. Поставленная цель в свою очередь, т...

Обучение письму и письменной речи

Обучение письму и письменной речи...