Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка».
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Данная методическая разработка уточняет, конкретизирует и обобщает теоретические основы и практические рекомендации в обучении финскому языку, в частности письменной стороне речи. В дальнейшем хотелось бы надеяться на использование этой методической разработки в практике работы других учителей финского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка». | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Обучение письму и письменной речи на уроках финского языка».
(Исаева Любовь Юрьевна, ГБОУ СОШ №200 с углублённым изучением финского языка, lybasha79@yandex.ru).
Цель данной методической разработки уточнить, конкретизировать и обобщить теоретические основы и практические рекомендации в обучении финскому языку, в частности письменной стороне речи. Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Обучение письменной речи включает:
- Речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения;
- Письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом;
- Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения;
- Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования;
- Письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения;
Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности. Письмо и письменная речь является целью обучения на всех этапах изучения иностранного языка.
Ученик должен освоить следующие учебные умения и навыки:
- списывать текст;
- использовать текст в качестве опоры;
- сличать образец с написанным текстом;
- уметь работать со словарями;
- строить логичное, последовательное высказывание (делать обобщение, синтез, анализ информации).
В русле письма, ученик начальной школы должен владеть:
- умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
В средней школе учащимся необходимо:
- развивать умение писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки;
- излагать сведения о себе в форме, принятой в иноязычных странах (автобиография/резюме);
- составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
- развивать умение расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
- рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
- описывать свои планы на будущее.
Обучение письму.
Существуют два метода обучения письму:
- аналитический,
- синтетический.
Аналитический метод – целостный метод, начинает обучение с восприятия образов, слов и коротких предложений, а только потом выделяются отдельные элементы. Синтетический метод был известен под названием «буквенная метода» (буквы – слоги - слова). В 18 веке произошло переименование этой методики в «Звукобуквенную».
Как синтетический метод обучения письму, так и аналитический имеют свои положительные и отрицательные стороны. Положительным в синтетическом методе является то, что ученик приобретает хороший, каллиграфический почерк. Отрицательно же то, что происходит отчуждение продукта деятельности. Аналитический метод хорош тем, что он предусматривает структурированность обучения, а смысл слова становится на первое место. Отрицателен этот метод тем, что написание слов с точки зрения каллиграфии просто ужасно.
В настоящее время применяют аналитико-синтетический метод обучения письму. Школьники изучают звуки, как части слова и как графемы по следующим этапам:
- Установление связи с уже изученным материалом. Подготовка базы для введения нового звука.
- Этап дифференциации.
- Этап повторения за учителем.
- Вводятся печатные буквы, которые обозначают этот звук.
- Этап дифференцирования на уровне графем.
- Обобщение, дифференциация звукового и графического образа слова.
- Переход к письму.
- Чтение текста.
Принципы обучения письму:
- Принцип устного опережения.
- Принцип учета правил орфографии изучаемого языка:
- Фонетический.
- Традиционный.
- Морфологический.
- Иероглифический.
- Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
- Принцип сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
- Принцип поэтапного формирования навыков письма:
- Развитие техники письма.
- Использование письма для овладения языковым материалом.
- Применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.
К упражнениям, направленным на обучение орфографии относятся:
- упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв, полностью или частично совпадающих в иностранном и русском языках;
- упражнения на звукобуквенный анализ слов;
- упражнения на списывание и группировку отдельных слов, предложений текста;
- упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками);
- диктанты.
Письменные тренировочные языковые упражнения:
- раскройте скобки в предложении;
- подставьте в пропуски слова, словосочетания, сегменты предложения;
- трансформируйте выделенные в предложении слова в заданную форму;
- составьте предложения по образцу;
- объедините, расширьте предложения;
- ответьте на вопросы к предложениям;
- выберите правильный ответ;
- трансформируйте прямую речь в косвенную;
- выпишите предложения с определённой грамматической структурой;
- восстановите диалог из разрозненных реплик… … …
Обучение письменной речи включает:
- Речевые упражнения для обучения написанию письма.
Требования к написанию личного письма учеником: адрес автора, дата послания, обращение, ссылка на контакт, благодарность за письмо, ответы на злободневные вопросы, установление дальнейшей связи, завершающая фраза, подпись автора, количество слов:
- определите, кому могут быть адресованы названные формы письменного обращения;
- просмотрите приведённые речевые формулы, используемые в письме, и запомните различные способы выражения благодарности и признательности;
- выпишите из списка речевые формулы, выражающие подтверждение получения письма, надежды на скорый ответ, обозначающие окончание письма;
- проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов;
- определите характер каждого письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности4поздравление, приглашение и т.д.)
- определите характер каждого письма по его структуре.
- определите средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах; отметьте переходы от одной мысли к другой; укажите средства передачи информации;
- составьте письмо по плану;
- составьте письмо по заданной ситуации… … …
- Письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом:
- выпишите из текста предложения с ключевыми словами, которые раскрывают тему (развивают сюжет);
- озаглавьте абзацы текста;
- составьте тезисы к каждой смысловой части текста;
- составьте план пересказа;
- составьте письменный пословный (избирательный, ориентированный, сжатый) пересказ основного содержания текста;
- составьте письменное высказывание-повествование относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата;
- составьте письмо - описание на основе содержания текста;
- извлеките из текста информацию для целевого письменного сообщения;
- подготовьте тезисы для устного публичного выступления по проблеме, включите содержательный материал текста… … …
Все виды упражнений выполняются по принципу от простого к сложному. Такие виды упражнений, как:
- письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения,
- письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом аудирования,
- письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом говорения
основываются на следующих формах коммуникативной письменной речи:
- тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения, и каждое из них рассмотрено в отдельности.
- Конспект учебный – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление учащихся, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в сжатых фразах. Конспект, как правило, состоит из 3 основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.
- Изложение – письменный пересказ текста литературного произведения, изучаемого в соответствии с программой. Изложение – разновидность упражнения близкого к сочинению, развивающее память и логическое мышление, обогащающее речь словами и оборотами литературного языка. Подготовка к изложению включает: разбор содержания текста; логический, композиционный и языковой анализ. Различают: подробные, сжатые и такие, в которых учащиеся высказывают свои суждения по поводу излагаемых фактов.
- Реферирование – процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте, с целью получения краткого, сжатого изложения содержания предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежная потеря информации в минимальной степени коснулась важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.
- Аннотация – отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику.
- Сочинение – самостоятельная письменная работа учащегося на заданную тему. В одних случаях они опираются на знание литературного материала, в других, на личный жизненный опыт и непосредственные наблюдения автора. Виды повествовательные (рассказ о жизни литературных героев или о себе), описательные, характеристические (анализ образа литературного персонажа или живых людей), сочинение рассуждение.
- Рецензия – письменный отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Все это требует от автора хорошего знания предмета того, о чем он пишет. Рецензент должен показать произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение.
- Письменный перевод.
Целью обучения письменной речи в средней школе является формирование умений письменной речи (написание письма зарубежному сверстнику). Вместе с тем в процессе обучения иностранному языку именно письменная речь широко используется как средство обучения и средство совершенствования грамматических и лексических навыков, а также иноязычной речевой деятельности.
В дальнейшем хотелось бы надеяться на использование этой методической разработки в практике работы других учителей финского языка.
Библиографический список
- Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности.- Санкт-Петербург: КАРО,2008.-157с.
- Ларионова И.В. Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы методики и технологий. Методические рекомендации.-СПб.:ОООБритания, 2011.-80с.
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск: «Вышейшая школа»,2001.-522с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение письменной речи на уроках английского языка"
Обучение письменной речи представляет трудности не только в связи со сложностью графики, орфографии и необходимостью перекодировки со звукового в графический код.Все упражнения в письменной речи...
Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка
В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....
Обучение письменной речи на уроках иностранного языка
Обучение письму...
Методическая разработка по теме "Развитие устной речи на уроках английского языка"
Методическая разработка...
Обучение письму и письменной речи на уроках английского языка
Целью данной работы является разработка комплекса заданий и упражнений, предназначенного обучить иноязычному письму и письменной речи в средней и/или старшей школе. Поставленная цель в свою очередь, т...
Обучение письму и письменной речи
Обучение письму и письменной речи...