Статья по теме: " Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры"
статья (9 класс)

Гасанова Тамамет Гасанбековна

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Учение – это процесс изменения в поведении и результат приобретения нового опыта. Достижению данной цели может способствовать правильно организованная игровая коллективная деятельность. По мере взросления человека игра в его жизни уступает ведущую роль сначала учебе, потом труду, но ее формы становятся разнообразнее; из средства воспитания игра становится средством самовоспитания и самосовершенствования.

Игры, применяемые в педагогической практике, относятся к активным методам обучения. Учебная игра – целенаправленная деятельность по усвоению определенных знаний, умений, навыков и их применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Технология игрового обучения на уроках английского языка. Ролевые игры »

Работу выполнила

Гасанова Тамамет Гасанбековна,

учитель английского языка

ГБОУ школы №332 Невского района

Санкт-Петербург

2020


Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Учение – это процесс изменения в поведении и результат приобретения нового опыта. Достижению данной цели может способствовать правильно организованная игровая коллективная деятельность. По мере взросления человека игра в его жизни уступает ведущую роль сначала учебе, потом труду, но ее формы становятся разнообразнее; из средства воспитания игра становится средством самовоспитания и самосовершенствования.

Игры, применяемые в педагогической практике, относятся к активным методам обучения. Учебная игра – целенаправленная деятельность по усвоению определенных знаний, умений, навыков и их применения.

Возможности игровых интерактивных технологий:

  • позволяют соединить широкий охват проблем, глубину и многоаспектность их осмысления;
  • соответствуют логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовят к конструктивному профессиональному общению;
  • способствуют большей вовлеченности участников взаимодействия в процесс обучения, побуждают их к непроизвольной активности;
  • насыщены обратной связью («здесь и сейчас»)
  • легче преодолевают стереотипы, корректируют самооценку; предоставляют возможность всестороннего анализа, интерпретации, осмысления полученных результатов;
  • способствуют проявлению всех качеств личности, стиля делового партнерства.

С образовательной точки зрения игровые интерактивные технологии  представляют собой игры, построенные на групповом исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов участников.

Эффективность применения игровых технологий связана с реализацией принципов организации и правил, способствующих достижению поставленных в обучении целей:

  • организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля»;
  • проигрывание разнообразных игровых ролей с учетом индивидуальных способностей каждого участника, проявляемых в процессе игрового взаимодействия;
  • соблюдений сформулированных преподавателем норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты;
  • соблюдение достаточно жесткого регламента;
  • обязательность участия обучающихся во всем цикле игровых занятий;
  • обеспечение преподавателем новизны формы и содержания.

Важной функцией игровых технологий является включение обучающихся в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Проигрывая разнообразные должностные и личностные роли, они осваивают  их, осознают целесообразность поведения в той или иной ситуации.

Реализация игровых технологий в процессе обучения позволяет выработать несколько вариантов решения проблемы; воссоздать такую ситуацию, с которой в реальной практике профессиональной деятельности обучающийся может и не встретиться, но он будет к ней готов.

 Виды игровых технологий:

  1. тренинг
  2. ролевые игры
  3. имитационные игры.

В данной статье мы разберем ролевые игры на уроках английского языка. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. В них происходит принятие на себя ролей, существующих в игре персонажей, каждым из ее участников. Они отличаются от других игр своими правилами. Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.

Ролевые игры на уроках английского языка включены во все учебники и пособия для изучения этого языка. Всем нам известно, что каждый урок в таком учебнике посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Как правило, мы прибегаем к ролевым играм в самом конце изучения этой темы, так сказать, для оттачивания приобретенных знаний.

Алгоритм подготовки и проведения:

  1. краткое описание игры: тема, место, время, порядок проведения игры, игровые этапы.
  2. Распределение ролей и индивидуальный инструктаж игроков.
  3. Проведение игры.
  4. Обсуждение итогов реализации игровой технологии.

Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.
  2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
  3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет.
  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.
  5. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ведь ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции товарищей, помогать друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.
  6. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы.

Фрагмент урока, с использованием ролевой игры по теме “Music” в 9 классе (Spotlight)

Подготовка к игре проходит несколько этапов. Сначала идет отработка лексики, речевых клише, соответствующих теме урока. Затем я знакомлю учащихся с ситуацией и проблемой, требующей разрешения в ходе игры, распределяю роли. По окончании подготовки проводится игра. В качестве заключительного этапа провожу анализ игры и подвожу итоги, где отмечаю наиболее удачные моменты игры, указываю на недочеты и ошибки.

1 этап. Подготовительный.

а) Повторяется лексика по теме «Music», используя изображение на картинке.

Classical, Opera, Jazz, Folk, Rock, Heavy metal, Pop, Country, Rap, hip-hop, Soul - жанр популярной музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-энд-блюза, Electro, reggae - направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов.

б) После отработки слов предлагается поговорить о предпочтениях в музыке.

Например: A: I love/I really like/I'm crazy about/I'm really into ... (classical music, etc. . I find it relaxing/ exciting, etc.

B: Me too./I really hate/I don't like/I'm not crazy about/I'm not really into/I prefer ... . It makes me...

2 этап. Работа над составлением диалога.

Учащимся предлагается следующая ситуация для ролевой игры по теме ”Music”: Ex. 3 – p. 76 (составить 2 предложения)

А: Doesn't new album of Lady Gaga sound wonderful?

В: Yes, I absolutely love it!

А: What do you think of new season of Teenwolf?

В: I don't like it, to tell you the truth.

А: What kind of music do you prefer?

В: I really love rock music. I think it sounds really great.

А: Do you like fantastic movies? (Тебе нравятся фантастические фильмы?)

В: To be honest, it is not my kind of movies. (Если быть честным, это не мой жанр фильмов)

Учащиеся составляют ролевую игру.

3 этап. Ролевая игра: интервью

Делим группу английского языка по 2 человека. Один из которых будет журналистом, второй будет знаменитым артистом, таким образом ребята работают в паре составляя диалог. Время подготовки 10 минут. Задача журналиста составить 5 вопросов, а задача второго ученика в паре – ответить на его вопросы. Можно представить, что они находятся в прямом эфире на радио или телевидении.

Выбрать музыкальную заставку на начало своей передачи. Пример на интерактивной доске:

- Hello, our dear listeners. Today I’m() … going to talk with my favourite singer: Dima Bilan. Hey, Dima!

- Hello, _. I’m glad to be here.

- How are you?

- What about new songs? When will you perform your new song? May you sing it for me and for our listeners?

- When and where will your next concert be?

- Thank for your time/ And for you our listeners  next song …

4 этап. Заключительный. Подведение итогов

В конце урока ставится оценка речевым и актерским действиям учащихся, отмечается, что удалось, что было не очень хорошо, где были ошибки. Проводится обсуждение, в ходе которого ребята делятся своими впечатлениями о данной работе, подготовке, распределении ролей между собой и т. д.

Подводя итоги данной работы, я пришла к следующим выводам. Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал, находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Использование ролевых игр на разных этапах обучения английскому языку повышает мотивацию к изучению языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, что свидетельствует об актуальности данной работы и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.

Необходимо также отметить, что использование ролевых игр необходимо на всех этапах обучения иностранному языку включая обучающихся в повседневное общение, в ходе которого используется разговорный язык. Для развития и совершенствования речевых умений среди различных видов деятельности наиболее эффективным представляется использование ролевой игры на уроке.

Список использованной литературы:

И. В. Шеститко, И.А. Турченко, Е. С. Шилова, С.В. Маршина Интенсивное обучение: Технология организации Образовательного процесса.: Светлая Роща 2014

Боровкова М. В. Ролевая игра как средство обучения иностранному языку.

Венгер Л. А. «Игра, как вид деятельности», вопр. псих., № 3.

Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М., педагогика – 1975.

Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

«Игры – обучение, тренинг, досуг». Под ред. Петрусинского В.В., книги 1 – 7, М., 1994 – 1995.

Юлия Ваулина, Джунни Дули, Ольга Подоляко: Английский язык 9, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

Статья "Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся форм...

Выступление на заседании ШМО на тему : « Технология группового обучения на уроках английского языка»

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи..Именно на принципе сотрудничества и строится груп...