Индивидуальный образовательный маршрут – современная модель профессионального образования учителя иностранного языка
учебно-методический материал

Климова Екатерина Валерьевна

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приуральский район

Сетевая платформа учителей иностранного языка, 11.11.2021 года.

Индивидуальный образовательный маршрут – современная модель профессионального образования учителя иностранного языка, учитель английского языка МОУ Школа с.Харсаим Климова Е.В.

Добрый вечер, коллеги. Позвольте представиться, учитель английского языка МОУ Школа с.Харсаим Климова Е.В. Сегодня мое выступление будет посвящено теме «Индивидуальный образовательный маршрут – современная модель профессионального   образования учителя иностранного языка».

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта. 

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ. 

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Кстати, для мониторинга результатов обучающихся очень распространен  ИОМ обучающихся, кто готовил учеников к сдаче ОГЭ, ЕГЭ знает, что вышестоящие органы любят требовать такие маршруты и соответственно результат. Как правило, ИОМ отдельно взятого ученика – это отдельный раздел в ИОМ педагога. В качестве примера могу привести выпускницу прошлого года Лондо Марию, которая выбрала для сдачи ЕГЭ по английскому только 01 февраля и у нас для подготовки к экзамену оставалось 4 месяца, там пришлось перестраивать всю работу, составлять ИОМ. К счастью, девочка сдала экзамен, получив 65 баллов и поступила в  ФГБОУВО «РГПУ им.А.И.Герцена», г.Санкт-Петербург по направлению «Образование в области иностранного языка».

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

 Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

 Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.  

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  1. Тематические направления, определяющие всю работу.
  2. Перечень мероприятий для каждого направления.
  3. Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
  4. Прогноз и описание ожидаемых достижений.
  5. Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении/большую роль играет требовательность руководителя ШМО, который планирует работу педагога и четко знает, когда дать слово на заседании ШМО-представление опыта работы и т.п., принять участие в методическом конкурсе, организовать работу в период тематической недели и конечно представить полный отчет работы за год.
  6. Практическое применение ИОМ.
  7. Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

 Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

- Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

- Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

- Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы.

 Что должен содержать ИОМ? Структура составления

 В ИОМ должны входить следующие пункты:

  1. Титульный лист.
  • Название учебного заведения
  • Ф.И.О. педагога
  • Село, год создания
  1. Информационная справка о педагоге
  • ф.и.о.;
  • занимаемая должность;
  • образование;
  • дата аттестации;
  • квалификационная категория;
  • дата прохождения программ повышения квалификации;
  • педагогический стаж.
  1. Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ
  • индивидуальная тема самообразования;
  • задачи;
  • цель;
  • форма самообразования;
  • ожидаемый результат;
  • сроки работы над проблемой;
  • форма отчета о ходе работы. 
  1. Дорожная карта

 Диагностика проделанной работы с выводами

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
  • психологические и педагогические (анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК, наличие отработанной платформы для дистанционного образования с использованием электронных образовательных ресурсов, наличие личного сайта).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

  1. Общие сведения о педагоге

 

ФИО педагога

                                                   

Образование

 

Стаж педагогической работы

 

Квалификация

 

Курс повышения квалификации

 

 

  1. Цель и задачи профессионального развития:

            __________________________________________________

           ___________________________________________________

           

  1. Самодиагностика:    

          __________________________________________________

         ___________________________________________________

         

  1. Дорожная карта:

Тематические направления

Перечень мероприятий

Сроки реализации

Ожидаемый результат

Формы и способы предоставления результатов

Профессиональное самообразование 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое

 

 

 

 

Методическая работа в образовательной организации

 

 

 

 

Информационные технологии

 

 

 

 

 

 Оценка достигнутых результатов:                                                                                      

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.  

Советы по составлению ИОМ  

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов. 

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства. 

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением. 

 При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога. 

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении. 

 Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста/наставника, педагога-психолога, а также специалиста, например, отдела кадров для своевременного повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
  • работа в профессиональном сообществе;
  • самообразование;
  • методическая работа.

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции. 

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе.

Когда в школу приходят молодые специалисты, вновь прибывшие педагоги, первым делом мы обязательно даем наставника, знакомим с правилами оформления форм для аттестации, что уже по сути становится планом для дальнейшей работы, определяем основные приоритеты, знакомим с методической темой школы, ШМО, таким образом перед педагогом возникает его личная программа развития, которая идет параллельно с запросами учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование.

ИТОГОВАЯ РАБОТА к курсам повышения квалификации «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование»....

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

Индивидуальный образовательный план повышения уровня профессиональной компетентности учителя английского языка

индивидувальный образовательный  план повышения профессиональной компетентности учителя...

«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»

Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности.

индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда

Тема самообразования. «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»...