«Дизайн-мышление как средство развития креативности учащихся»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Нестерук Елена Викторовна

 

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых главных навыков XXI века является творческое (креативное) мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.

Что же такое дизайн – мышление? Пусть вас не смущает слово «дизайн» в понятии «дизайн-мышление». Обычно мы используем это слово, когда говорим об эстетической стороне какого-либо объекта: предмет мебели, интерьер помещений, архитектура зданий, web-страница, обложка учебника и т.п. Однако в методологии дизайн - мышления, это слово используется ближе к своему прямому переводу с английского языка – «проектировать, создавать, конструировать».

Слово «мышление» в данном случае говорит об особом процессе познавательной деятельности человека, направленной на глубокое понимание потребностей пользователей создаваемого им продукта. В этом случаи дизайн - мышление гораздо ближе к творческому способу решения задач, чем к аналитическому.

Бесспорным фактом остаётся то, что образование нашего времени перешло от процесса трансляции знаний к формированию необходимых навыков и компетенций, востребованных в современном, постоянно изменчивом мире. Всё чаще мы говорим о необходимости формирования навыков работы в команде, развитии эмоционального интеллекта, развитии критического и креативного мышления. Именно поэтому самая очевидная область применения дизайн - мышления в обучении детей – это проектная и исследовательская деятельность.

Использование дизайн - мышления в проектной и исследовательской деятельности способствует развитию таких навыков как результат их собственного развивающего опыта в процессе решения проблемной задачи. 

Таким образом, положительной стороной дизайн - мышления является не только то, что учащиеся развивают навыки исследования, анализа, синтеза, демонстрируют свою индивидуальность и креативность, но и в том, что они получают возможность научиться способам создания инноваций, ведь дизайн - мыслители не создают готовый продукт или сервис, они генерируют решения – изобретают способы реализации потребностей. Такие решения, реализованные в продуктах или услугах, создают для потребителя новую ценность, за которую он будет готов платить или с большой радостью её использовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  пгт СИНДОР

169225, Республика Коми, Княжпогостский район, пгт. Синдор, ул. Гагарина, д.14

тел/факс: 8(82139) 27-181; e-mail:  mbou-sindor@mail.ru

«Дизайн-мышление

как средство развития креативности учащихся»

секция «Исследовательская деятельность

как одно из условий развития творческой личности»

  Нестерук Елена Викторовна

учитель иностранных языков МБОУ «СОШ» пгт Синдор  

2022

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых главных навыков XXI века является творческое (креативное) мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.

Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики[1].

Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

  • дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта;
  • ищут стимулы и находят для себя проблемы;
  • обладают широким восприятием, богатым воображением;
  • легко и гибко меняют идеи, способы мышления;
  • испытывают интерес и увлечены своими действиями.

Что же такое дизайн – мышление? Пусть вас не смущает слово «дизайн» в понятии «дизайн-мышление». Обычно мы используем это слово, когда говорим об эстетической стороне какого-либо объекта: предмет мебели, интерьер помещений, архитектура зданий, web-страница, обложка учебника и т.п. Однако в методологии дизайн - мышления, это слово используется ближе к своему прямому переводу с английского языка – «проектировать, создавать, конструировать».

Слово «мышление» в данном случае говорит об особом процессе познавательной деятельности человека, направленной на глубокое понимание потребностей пользователей создаваемого им продукта. В этом случаи дизайн - мышление гораздо ближе к творческому способу решения задач, чем к аналитическому.

Дэвид Келли в своей книге «Креативная уверенность» говорит о том, что дизайн - мышление опирается на естественную (и развиваемую) человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны, именно поэтому дизайн – мышление может являться достаточно эффективным средством развития творческого потенциала и умения мыслить нешаблонно у учащихся как среднего, так и старшего звена[2].

Бесспорным фактом остаётся то, что образование нашего времени перешло от процесса трансляции знаний к формированию необходимых навыков и компетенций, востребованных в современном, постоянно изменчивом мире. Всё чаще мы говорим о необходимости формирования навыков работы в команде, развитии эмоционального интеллекта[3], развитии критического и креативного мышления. Именно поэтому самая очевидная область применения дизайн - мышления в обучении детей – это проектная и исследовательская деятельность.

Использование дизайн - мышления в проектной и исследовательской деятельности способствует развитию таких навыков как результат их собственного развивающего опыта в процессе решения проблемной задачи.  Указанный опыт обеспечивается следующими, заложенными в дизайн - мышление, принципами:

  1. Эмпатия.

На этом шаге мы максимально погружаемся в проблемную область. Центральным объектом нашего исследования является человек (пользователь), его физические и эмоциональные потребности, поведение, мысли. Мы опрашиваем, слушаем и наблюдаем. Здесь мы можем научить детей формулировать вопросы и составлять анкеты, правильно вести беседу (интервью), пользоваться различными средствами фиксации и хранения аудио- и видеоинформации. На высоких уровнях освоения эмпатии мы учим детей способам понимания других людей, их опыта, потребностей, возможностей и ограничений.

  1. Фокусировка. 

На этом шаге мы анализируем, систематизируем и интерпретируем собранную информацию – всё услышанное и увиденное преобразуем в конкретную, значимую и реализуемую задачу. Здесь мы учим детей аналитическому мышлению, способам выделять главное, формулировать находки и озарения в конкретные задачи.

  1. Генерация идей.

На этом этапе мы генерируем идеи, направленные на решение поставленной задачи. Основным инструментом данного шага является мозговой штурм. Это один из самых интенсивных и сложных процессов для команды. Здесь мы осваиваем способы позитивного взаимодействия, учимся генерировать и развивать свои идеи на идеях других.

  1. Прототипирование. 

Здесь мы отбираем наиболее подходящие идеи и создаём модели (прототипы) для тестирования. Прототипами могут быть самые разные средства и материалы: рисунок, модель из картона и скотча, конструкция из элементов Lego, поделка из пластилина, элементы мебели, ролевая игра или сценарий. Главная задача – опробовать идею, получить первоначальный пользовательский опыт. Как правило, в процессе создания прототипов генерируются новые идеи или улучшаются старые. Здесь мы учим детей визуальному и физическому моделированию, использованию различных материалов, составлению сценариев.

  1. Тестирование. 

На данном этапе мы получаем от пользователей обратную связь об уже созданных прототипах, проверяем, работает ли наша идея так, как мы её задумывали, получает ли пользователь ожидаемый опыт. Это шаг «проб и ошибок», мы рефлексируем полученный опыт. Здесь мы осваиваем с детьми способы анализа своего опыта от взаимодействия с разработанными моделями, а также разрабатываем наилучшие методы тестирования прототипов. 

В качестве заключительного этапа следует добавить шестой шаг – презентация. На этом шаге дети учатся представлять и защищать свои решения, рассказывать истории и делиться полученным опытом.

Какова же роль учителя в этом процессе? Учитель при выполнении такой работы является фасилитатором, который дает ясные, чёткие и продуманные инструкции, обеспечивает обратную связь, чтобы осознать, насколько учащиеся поняли задание.

Таким образом, положительной стороной дизайн - мышления является не только то, что учащиеся развивают навыки исследования, анализа, синтеза, демонстрируют свою индивидуальность и креативность, но и в том, что они получают возможность научиться способам создания инноваций, ведь дизайн - мыслители не создают готовый продукт или сервис, они генерируют решения – изобретают способы реализации потребностей. Такие решения, реализованные в продуктах или услугах, создают для потребителя новую ценность, за которую он будет готов платить или с большой радостью её использовать.

Использованная литература

  1. Кен Робинсон. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / пер.с англ. О. Медведь / – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 368.
  2. Том Келли, Дэвид Келли. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / пер. с англ. Т. Землянской / – М.: Азбука Бизнес, Азбука – Аттикус, 2015. – 288с.
  3. https://theoryandpractice.ru/posts/10346-design-thinking
  4. https://alekskondratyuk.com/shkolnoe-obrazovanie-proekty-protiv-urokov/
  5. https://www.youtube.com/watch?v=8_zO8bYXVvc


[1] Кен Робинсон. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / пер.с англ. О. Медведь / – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 368.

[2] Том Келли, Дэвид Келли. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / пер. с англ. Т. Землянской / – М.: Азбука Бизнес, Азбука – Аттикус, 2015. – 288с.

[3]Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своимиэмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Презентация по теме коллективное творческое дело как средство развития креативности учащихся....

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Технологию педагогических мастерских называют диалоговой,полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует,развивает способность к аналитической деятельности: анализу произведения в ситуации общ...

«Музыкальная среда как средство развития креативности учащихся»

для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда,  а  для  развития  личности...

«Творческие работы малой формы (мини – изложения, мини – сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся»

Педагогическая наука переживает переходный этап, связанный с обновлением как содержания, так и форм образовательного процесса....