Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

KONAKOVA elen

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от учения как функции запоминания к учению как процессу творческого развития, позволяющему использовать усвоенное; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам, учителю просто необходимо знать основы новейших педагогических технологий, используя их в своей работе и на них опираясь. Поэтому проводить работу по формированию и развитию коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления - актуально и перспективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_konakovoy.docx655.55 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО 

“Голова ребенка — не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь”

                                                                                                      Сократ                                                                    

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от учения как функции запоминания к учению как процессу творческого развития, позволяющему использовать усвоенное; от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам, учителю просто необходимо знать основы новейших педагогических технологий, используя их в своей работе и на них опираясь. Поэтому проводить работу по формированию и развитию коммуникативной компетенции на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления - актуально и перспективно.

Проблемы.

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует речемыслительную активность учащихся, при этом центром внимания становится не форма, а содержание обучения. Некоторые искусственно насаждаемые темы не находят отклика школьников, и учение становится формальным. Кроме того, грамматика английского языка, предлагаемая школьными программами, представлена в варианте нормативной. А отсюда – недостаточная естественность высказывания, которая особенно заметна при выражении собственной мысли, так как построение правильного предложения становится для ученика более важным, чем личностное высказывание, а для выражения простой идеи применяются громоздкие фразы. Сложность изучения иностранного языка в школе именно в том и заключается, что необходимо создать условия для формирования коммуникативной компетенции, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению.

Решения.

Необходимо изменить общий подход к преподаванию предмета, а чтобы дети с интересом приняли новый материал,  менять методы и формы работы, использовать современные педагогические технологии. Наиболее эффективной, по моему мнению, является технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Меридитом и Ч. Темплом.

Преимущества.

Данная технология учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к работе. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

        Суть технологии.

Основы технологии критического мышления включают три стадии, три этапа урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия – вызов (побуждение); когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать или что нужно узнать и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения (например, составление кластера или ассоциации), при которых наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии также используется прием “мозгового штурма”, который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то непонятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками, составление семантической таблицы и др.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Должны задаваться как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия (синквейна), кластера, дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Важно отметить, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Применение приемов и стратегий технологии критического мышления на уроках английского языка

1.Кластер – графический прием систематизации материала.  В центре – тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Ассоциации можно выполнять индивидуально или в группах.

2.Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову в ядре понятийного «колеса» и вписать в секторы колеса.

          3.Инсерт — это прием маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

 Например:

При изучении любой темы при чтении текста я предлагаю индивидуально составить три кластера, ответив на вопросы:C:\Users\5\Desktop\htmlimage?placeholder=true&uid=194374711

What fact did you know before?

What new information have you found in the text?

Are there any facts in the text you don’t understand?

4.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые дети сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

5.Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ». Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, сделать это легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика.

Вот, например, как выглядит лист для решения проблем.

1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?

4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему?

6.“Fish bone” – «рыбья кость». Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Вместе с тем, иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.

C:\Users\5\Desktop\htmlimage?id=10a2o-cnc67xoa9osugqhttwh290zxebp8tela2jnbeggbiba73fxr5sfasgh376kj4exww9yye17cj0m5kpg6rdrd8mxhntiwe690s4t&name=2a1e6.png&uid=194374711В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания.

7.Интерактивная стратегия «KWL Chart»

KNOW

(знаю)

WANT

(хочу узнать)

LEARNT

(узнал)

 

 

 

Я объявляю тему, предлагаю учащимся вспомнить информацию, которой они владеют по данной теме. Учащиеся заполняют первую часть таблицы («Знаю»). Затем предлагаю учащимся высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме или из данного текста. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы («Хочу узнать»).

Чтение текста или его части и заполнение третьего столбца таблицы («Узнал»).

8.Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах я предлагаю учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.C:\Users\5\Desktop\htmlimage?id=10a2o-cnc67xoa9osugqhttwh290zxebp8tela2jnbeggbiba73fxr5sfasgh376kj4exww9yye17cj0m5kpg6rdrd8mxhntiwe690s4t&name=2d3de.emf.png&uid=194374711  

Пример 1: Тема «It´s a Wonderful Planet We Live on"

·         Earth

·         Beautiful, blue

·         Live, produce, pollute

·         Can be kind, can hurt

·         Planet

Пример 2. Тема «American Holidays"

-          Thanksgiving

-           Get together, pray, thank

-            People like it very much. It´s celebrated by all Americans. Time to remember.

-            Charity

 Условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:

-учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

-ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

-должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

-в классе должна быть создана благоприятная атмосфера;

-учитель должен верить в способности каждого ученика.

Планируемые результаты применения технологии развития критического мышления:

-у учеников повышается интерес к самому процессу обучения;

-появляется возможность для учащихся добывать знания практически самостоятельно, что, в свою очередь, способствует формированию критического мышления у учеников, дает возможность преподавателю наблюдать за процессом обучения и анализировать его;

-в конце каждого занятия виден практический результат, т.е. насколько учеником понят и усвоен материал.

-повышается интерес к учёбе, изменяется мотивация обучения и, как следствие этого, учащиеся больше времени уделяют добыванию дополнительной информации, интересной для них.

C:\Users\5\Desktop\htmlimage?id=10a2o-cnc67xoa9osugqhttwh290zxebp8tela2jnbeggbiba73fxr5sfasgh376kj4exww9yye17cj0m5kpg6rdrd8mxhntiwe690s4t&name=561d7.emf.png&uid=194374711Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления, по-моему, является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.

Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различны...

Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся

В данной статье говорится о том, что нужно менять подход к обучению, для достижения высоких результатов. Применение стратегий развития критического мышления - это путь к решению поставленной проблемы....

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...