Применение стратегий развития критического мышления для формирования математической компетенции обучающихся
статья по математике на тему

Кузьмина Инга Валерьевна

В данной статье говорится о том, что нужно менять подход к обучению, для достижения высоких результатов. Применение стратегий развития критического мышления - это путь к решению поставленной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение стратегий развития критического мышления для формирования  математической компетенции обучающихся

   Школьная система образования долгие годы была объяснительно-иллюстративной, а учитель в ней был информатором, сообщающим знания, сегодня же роль учителя другая, так диктует время.  Н.А. Назарбаев  сказал: «Главная задача школы – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в … конкурентном мире». А это значит, что перед системой образования Казахстана стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к быстроменяющимся условиям современного мира.

   Меняются приоритеты в образовании. Одной из главных задач обучения математике сегодня  является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

    В связи с практической направленностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.

    Компетенция - это готовность и способность ученика использовать приобретенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

   Ключевые компетенции -  это способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности, при решении актуальных для них проблем.

   Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования.  Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевые образовательные компетенции поддразделяются:

1. Ценностно-смысловую компетентность.

2. Общекультурную компетентность.

3. Учебно-познавательную компетентность.

4. Информационную компетентность.

5. Коммуникативную компетентность.

6. Социально-трудовую компетентность.

   Помимо данных ключевых компетенций, которые являются общими для всех предметных областей, выделяются предметные компетенции – это специфические способности, котрые необходимы для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

   Без преувеличения можно сказать, что на уроках математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе.

   Математическая компетенция – это способность структуировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, интерпретировать полученные результаты и т.д. Другими словами, математическая компетенция – это сочетание  математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем и требующих использования знаний из области математики.

   Принято три уровня математической компетентности: низкий - уровень воспроизведения, средний - уровень установления связей, высокий - уровень рассуждений.

   Важность развития математической компетенции у современного ученика не требует доказательств. Практика учителей новой формации доказывает, что уровень математической компетенции можно развить, внедряя в учебный процесс идеи семи модулей Программы, ставя в приоритет применение стратегий модуля «Обучение критическому мышлению».

   Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей [1, стр.135].

   Стратегии развития критического мышления – это стратегии, направленные на способы организации материала, стратегий работы с заданиями, приемы работы в группах.

   Стратегии развития критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию обучающегося. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности, тем самым дает возможность развивать математическую компетентность ученика.

   Рассмотрим некоторые стратегии развития критического мышления:

  • Стратегия «Инсерт».

    Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Данная стратегия позволяет учащимся поразмыслить над своим обучением, дать оценку своим знаниям, наметить пути к своему познанию, также данная стратегия позволяет развивать навыки саморегуляции.

V «галочка»

(то, что уже известно)

Знак «-»

(то, что противоречит представлению)

Знак «+»

(то, что является интересным и неожиданным)

«?»

(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

Например, при изучении темы «Окружность и ее элементы», учащимся предложить на этапе изучения нового материала поработать с текстом учебника, используя данную стратегию. После заполнения таблицы, следует коллективное обсуждение, где ученики, обмениваясь своими знаниями приходят к полному изучению материала.

  • Стратегия «Ключевое слово».

Ключевое слово

Определение

Чертеж

Окружность

Множество точек, равноудаленных от данной точки

2.png

Данную стратегию можно использовать и при изучении нового материала, его систематизации, и при контроле знаний.

  • Стратегия «Кластер».

   Графическая  организация материала, позволяющая сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Такой  способ иногода называют наглядным мозговым штурмом.

  • Стратегия «Связи».

  Данная стратегия позволяет выявить уровень знаний учащихся по определенной теме. Также данное задание может нести полезную информацию для ученика, тем самым развивать его информационную компетентность. Например: выполните действия и, расставив слова в соответствии ответам, вы узнаете, что наиболее важно для сохранения молодости и здоровья кожи.

1)

а - 5

Сон

2)

а + 5

Косметические средства

3)

1

Рациональное питание

  • Стратегия «Мозговой штурм».

    Это создание банка идей, сбор гипотез по решению проблемы. Перед учениками ставится проблема, дается возможность каждому определить пути решения, затем рассматриваются все гипотезы и колективным обсуждением делается выбор.

  • Стратегия «Лови ошибку».

 Данная стратегия не только позволяет выявить уровень усвоения знаний по определенной теме, применить знания в новых условиях, но и развивает внимательность, упорство и стремление к достижению поставленных целей.

Лови ошибку

Правильное решение

1

2

3

  • Стратегия «Кейс».

   Перед обучающимися ставится проблема, выслушиваются гипотезы. Затем выдается кейс, в котором есть инструкция по решению проблемы, ресурсы, относящиеся к решению проблемы и посторонние. Работая группой, ребята должны прийти к правильному решению проблемы. Данная стратегия позволяет прогнозировать результат, планировать действия, вести сбор информации, ее отбор, применять различные стратегии для решения проблемы. А также позволяет дать оценку своим действиям. А также развивается сотрудничество и не маловажную роль здесь играет ЗБР.

  • Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».

Вопросы низкого порядка – «тонкие»

Вопросы высокого порядка – «толстые»

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Ответы на вопросы различного уровня, самостоятельная формулировка вопросов не только позволяют определить уровень математической компетенции для учителя, но прогнозировать свою дальнейшую деятельность на развитие.

  • Стратегия «Целеполагание».

Предложение учащимся самостоятельно сформулировать цели к уроку позволят ученику поразмыслить над своим обучением, результатом обучения.

  • Стратегии, применяемые на этапе «Рефлексия, обратная связь», позволят  ученику рефлексировать над своей деятельностью, а учителю услышать «голос ребенка» и спланировать дальнейшую деятельность для эффективного обучения. Это такие стратегии: «Лестница личностного роста», «Репортер», «СМС», «Две звезды, одно пожелание», «Пять пальцев» и т.д.

   Стратегий много, каждая из них решает свои задачи, но с уверенностью можно сказать, что такие уроки, в которых применялись различные стратегии развития критического мышления, отличаются насыщенностью, современностью, продуктивностью, активностью всех участников учебного процесса. А анализ данных уроков позволяет утверждать, что реализация модуля «Обучения критическому мышлению» не только развивает математическую компетенцию обучающихся, но и их личностные качества, позволяющие им  быть конкурентноспособными.

Список использованных источников

1. Руководство для учителя – Астана: Центр педагогического мастерства, 2016 –с.135.

2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Химические свойства и применение водорода и кислорода» ( с применением педтехнологии развития критического мышления).

Урок по теме « Химические свойства и применение водорода и кислорода»( с применением педтехнологии развития критического мышления). Цель: - Продолжить формирование знаний понятий « степень окисле...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.

Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различны...

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Что вы знаете о технологии РКМЧП?  Б) О чем вы прежде всего думаете, когда слышите словосочетание  «критическое мышление»? («человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который ...

Формирование математической компетенции через применение стратегий развития критического мышления

Формирование математической  компетенции через применение стратегий  развития критического мышления...

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...