Достоинства и недостатки применение Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку. Проверенные ресурсы
учебно-методический материал

Разработка содержит "за" и "против" повсеместного и ежедневного применения Интернет-технологий в образовательном процессе. Добавлена таблица, содеражащая список проверенных и рекомендованных минобром интернет-ресурсов необходимых каждому учиттелю иностранного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_internet.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Применение Интернет-технологий для повышения эффективности обучения иностранному языку.

Достоинства и недостатки.

        Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

        Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

        Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует развитие речевых компетенций.

        Компьютер нейтрален к качеству ученических ответов, он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке английского языка, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

        Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету.

        Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

  • электронную почту;
  • теле- и видеоконференции;
  • доступ к информационным ресурсам (электронные библиотеки, обучающие сайты и т.д.)

        Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

        Следует сформулировать достоинства и недостатки применения Интернет-технологий в обучении иностранным языкам. Прежде всего, остановимся на достоинствах.

        1) Для создания мотивационной среды обучения иностранным языкам используются различные средства, к которым, в том числе, Интернет-технологии. Инновационность технологий, их возможности позволяют зачастую осуществить проектирование незабываемого занятия, сделать акцент на конкретной теме изучения или языковом аспекте, вызвать у обучающихся познавательный интерес.

        2) Интернет-технологии могут применяться в обучении иностранным языкам в качестве средства демонстрации тематического материала, как специальные дидактические программы, интегрируемые непосредственно в ход урока и используемые в процессе самоподготовки, как средство контроля и самоконтроля. Эти технологии способны оказывать влияние на формирование различных структурных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

        3) Интернет-технологии могут выступать в качестве средства осуществления контроля в обучении иностранным языкам. Здесь речь идет как об использовании оценочных возможностей технологий во время урока (тестовые задания на образовательных сайтах, учебные презентации и др.), так и в контексте иноязычного самообразования (обучающие программы-тренажеры).

        4) Интернет-технологии могут быть направлены как на развитие навыков и умений в видах иноязычной речевой деятельности и речевых аспектах, так и психических процессов (мышления, внимания, логики и т.д.). Здесь всё зависит от информационно-коммуникационного дидактического продукта и способов его применения.

        5) Интернет- технологии могут быть достаточно действенными в реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык». В рамках изучаемой темы эти технологии дают возможность наглядно представить различные проблемные аспекты, акцентировать на них внимание, тем самым, воздействуя на целенаправленное формирование личностных качеств обучающихся.

        Тем не менее, несмотря на обозначенные достоинства, существуют определенные недостатки применения Интернет-технологий в учебном процессе, на которые также следует акцентировать внимание.

        1. В настоящее время не существует единой универсальной методики использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам. Иногда достаточно сложно интегрировать конкретные информационно-коммуникационные средства, взятые в Интернете, в структуру занятия.

        2. За счет применения некоторых информационно-коммуникационных средств у обучающихся может снижаться концентрация учебного внимания. Вместо осознания и осмысления, например, нового материала, они будут обращать внимание на эффекты информационно-коммуникационных технологий.

         3. Не стоит забывать, что чрезмерное использование информационно-коммуникационных технологий и компьютера в целом может оказывать негативное влияние на здоровье как обучающихся, так и учителя. По данной причине, использование Интернет-технологий должно быть продуманным и обоснованным. Эти технологии должны применяться только в тех случаях, когда без их использования не будет достигнута определенная учебная задача.

        3. Отсутствие живого социального общения.

        4. Обесценивание значения книги, как основного источника информации, фактора духовного и нравственного развития школьников.

        5. Слабое развитие информационной культуры учащихся. В связи с чем следует формировать у учащихся следующие умения и навыки: умение перерабатывать и представлять информацию; понимание адресной направленности информации; навыки критического осмысления информации; интерпретации информации; умение хранить и использовать в обучении и в повседневной жизни информацию, полученную из ресурсов телекоммуникационной сети. Исходя из этого методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы школьники получали представление обо всем спектре информационных ресурсов сети Интернет. Занятия должны продемонстрировать учащимся, что в достаточно популярных и известных ресурсах сети может находиться неточная, недостоверная и некорректная информация. Учитель должен акцентировать внимание школьников на опасности рекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточно вольное обращение с фактами.

        Для того, чтобы способствовать развитию языковой компетенции учащихся, применяя практически Интернет-технологии в учебном процессе, повышать мотивационную насыщенность учебного процесса и формировать на базе языковых знаний коммуникативную общекультурную компетенцию учащихся, использую только качественные, проверенные коллегами и рекомендованные методистами Интернет-ресурсы.

Вид деятельности учителя

Интернет-ресурсы

Организация урока изучения нового материала.

www.yaklass.ru

www.translate.ru

www.multitran.com

www.foxford.ru 

www.skysmart.ru

Урок обучения умениям и навыкам.

www.yaklass.ru

www.uchi.ru

www.resh.edu.ru

www.skysmart.ru

Урок практического применения знаний.

www.skype.com

Mail.ru

www.uchi.ru

www.1september.ru

www.native-english.ru

www.yaklass.ru

www.uchi.ru

www.resh.edu.ru

Урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков

www.yaklass.ru

www.uchi.ru

www.resh.edu.ru

www.learningapps.org

www.quizizz.com

Урок контроля и проверки знаний

www.yaklass.ru

www.uchi.ru

www.еge.sdamgia.ru

www.oge.sdamgia.ru

www.vpr.sdamgia.ru

Комбинированный урок

www.yaklass.ru

www.uchi.ru

www.resh.edu.ru

www.translate.ru

www.multitran.com

www.foxford.ru

www.learningapps.org

www.quizizz.com

Организация домашних заданий

www.school.nso.ru

www.yaklass.ru

Подготовка к ГИА

www.еge.sdamgia.ru

www.oge.sdamgia.ru

www.vpr.sdamgia.ru

www.skysmart.ru

Подготовка к олимпиадам

www.englishforkids.ru

www.multitran.com

www.foxford.ru 

www.skysmart.ru

Организация взаимодействия с родителями

www.school.nso.ru

www.yaklass.ru

Заключение

        Цифровое пространство содержит огромный культурный и дидактический потенциал, который давно используется в обучении во всем мире. Однако для оптимального и эффективного использования сетевых ресурсов в учебных целях должна проводиться огромная методическая работа, результаты которой позволяют определить общие и частные принципы работы, критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.

Использованная литература:

  1. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005.
  2. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005.
  3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
  4. Дубаков А.В. Анализ отечественных и аутентичных Интернет-ресурсов для преподающих и изучающих английский язык // Информационнокоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : Сборник научных статей / отв. ред. А.В. Дубаков ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2012.
  5. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет?
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. //
  7. Информатика и образование. – 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Применение проектно-рейтинговой технологии в процессе обучения иностранному языку

Основной задачей современного образования на всех ступенях, в том числе и среднего профессионального образования, является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, само...

Методическая статья «Использование Интернет технологий на уроке при обучении иностранному языку»

Методическая статья  «Использование Интернет технологий на уроке при обучении иностранному языку»...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Использование Интернет технологий на уроке при обучении иностранному языку

Использование Интернет технологий на уроке при обучении иностранному языку...