Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
статья

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podhod.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку

Бурыкина Е. А., МОБУГ № 2

г. Новокубанск, Краснодарский край

Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.

Б.Мандевиль

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям современного, информационного, общества. Одной из таких технологий является личностно-ориентированное обучение, которое рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

В своей основе личностно-ориентированный подход содержит принцип индивидуализации, а это, соответственно, означает, что все особенности учеников вне зависимости от их успеваемости учитываются преподавателем. Соответственно, при таком подходе снижается неуспеваемость и повышается мотивация.

Таким образом, личностно-ориентированный образовательный процесс – это процесс обучения и воспитания, учитывающий личностные особенности и потребности учащегося, а также реализующий идеи гуманизации, индивидуализации и дифференциации.

Основной целью личностно-ориентированного обучения является заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции и самовоспитания, которые необходимы для становления самобытной личности. Таким образом, наравне с обучающей задачей, предполагающей совершенствование системы ЗУН учащихся, происходит и реализация развивающего аспекта, ориентированного на развитие логического мышления, креативности, а также рационального планирования времени.

Выделяют несколько наиболее значимых принципов личностно-ориентированного урока:

  • Использование субъектного опыта ребенка, так как актуализация имеющихся опыта и знаний является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта.
  • В системе личностно-ориентированного подхода накопление знаний, умений и навыков это не самоцель, а важное средство реализации детского творчества.
  • Технология сотрудничества на уроке, то есть обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
  • Вариативность заданий, предполагающая предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

Только при реализации всех этих принципов урок становится подлинно развивающим. Естественно, что в рамках авторитарного стиля преподавания подобное невозможно.

В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога. Во-первых, это оптимистический подход к ребенку и его будущему. Педагог должен видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и уметь максимально стимулировать его развитие. Во-вторых, учителю необходимо изменить свое отношение к ребенку. Сделать его не объектом, а субъектом собственной учебной деятельности, относиться к нему как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Сравнивая основные аспекты урока традиционного и урока личностно-ориентированного, можно отметить следующие различия:

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

1. Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома либо зубрят,либо ничего не делают.

1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель-ученик.

2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура - учитель. Развитие ребенка - абстрактное, попутное.

2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик, учитель же специально создает ситуацию успеха.

3. Деятельность ученика: ученик - объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей. Такие знания быстро улетучиваются.

3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик - лицо второстепенное.

4. Отношения «учитель - ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его мышления и собственного мнения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений. Учитель в процессе обучения выполняет роль помощника, а сам процесс учения направлен на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 332 с.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352с.
  3. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2006. – с. 53– 57.
  4. Лаврентьев В.В.   Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев   // Завуч. – 2005.- N1.
  5. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. / Под ред. Е.Н. Степанова. –  М.: Творческий Центр Сфера, 2004. – 128 с. 
  6. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования / Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – с.77.
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
  8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О.Якунина // Директор школы. – 1998. – №3. – с.65.
  9. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – с.31-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение

презентация:актуальность личностно-ориентированного обучения: Современная школа ставит своей целью не. только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, нап...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Статья "Современные образовательные технологии. Личностно – ориентированное обучение"

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не  только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение.

В презентации дано определение ЛОО , формулируются цели ЛОО,  приводятся сравнительные характеристики ЛОО....

Современные образовательные технологии. Личностно ориентированное обучение

В презентации рассматривается ЛОО, его цели, даются сравнительные характеристики традиционного, развивающего и личностно ориентированного обучения....

Реализация ценностного подхода в процессе обучения английскому языку на уроках и во внеклассной деятельности.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой св...