Реализация ценностного подхода в процессе обучения английскому языку на уроках и во внеклассной деятельности.
статья по английскому языку

Тихова Светлана Александровна

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, семейных и других ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tsennostnyy_podhod.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ценностного подхода в процессе обучения английскому языку

на уроках и во внеклассной деятельности.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, семейных и других ценностей. По определению, содержащемуся  в Фундаментальном ядре содержания общего образования, ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм;
  • социальная солидарность;
  • гражданственность;
  • семья;
  • труд и творчество;
  • наука;
  • традиционные российские религии;
  • искусство и литература;
  • природа;
  • человечество.

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.

Одна из главных задач новых образовательных стандартов - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Этому способствует системно - деятельностный подход, который является методологической основой стандартов образования нового поколения. Задача учителя сегодня – создать на уроке условия, в которых ученик будет сам добывать знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Среди них можно назвать такие как технология критического обучения, метод проблемного обучения, коллективные формы взаимодействия.

 Например, при изучении темы «UK souvenirs» в 5 классе, учебник Spotlight можно использовать следующую  структуру урока с элементами технологии критического мышления:

  1. На стадии вызова задаем учащимся следующие вопросы:
  • Do you like to travel?
  • Where have you been?
  • Do you remember about this trip?
  • What can help you to remember it?
  • How do we call some special things that we can buy only in a particular place for our memory? (souvenirs)
  • Do you know what kind of souvenirs we can buy in GB?

- Тема урока: What are we going to talk about today? – “Souvenirs from GB”

  1. Вывешивается карта Великобритании, ребятам предлагаются картинки изображающие традиционные британские сувениры: шарф в клетку, двухэтажный автобус, мягкая игрушка, кружка с изображением дракона, шляпа с изображением листьев клевера.

Вопрос: In what part of the UK we can buy these souvenirs?

На этом этапе у учащихся может возникнуть затруднение и здесь мы формулируем цель: узнать о сувенирах Великобритании. Далее ребятам предлагаются маленькие тексты, читая которые они делают пометки +/ v (+ -новое, v-уже знал)

  1. Далее на стадии рефлексии возвращаемся к карте и заполняем ее картинками с изображением сувениров.

Далее задаем вопрос: «А чтобы могли привезти британские туристы, если бы они путешествовали по городам России?» - это и будет домашним заданием для ребят.

В результате составляется карта России с изображением сувениров в разных ее частях. Заполняя карту, ребята рассуждают о причинах появления данного сувенира именно в том или ином городе (исторические события, природные особенности края и т.д.).

Язык в образовательном процессе выступает не только как средство коммуникации и познания, но и как способ проникновения в культурное поле и менталитет нации. Изучение иноязычной культуры, с одной стороны, ведет к расширению картины мира учащегося, формированию у них диалогического отношения к феноменам иного культурного бытия, иной ценностной иерархии. С другой стороны, личность, познающая чужую культуру, способна лучше и глубже постигнуть свою собственную, осознать себя ее носителем. А это в свою очередь будет способствовать развитию патриотизма и гражданственности, поможет глубже понять и поддерживать нравственные устои.

При изучении темы «Мой дом – моя крепость» (учебник Spotlight, 5 класс, модуль 3) посещаем школьный музей, в котором хранятся предметы старины, есть печь. Здесь работаем с лексикой, рассуждаем о вариантах перевода тех или иных слов, познавая быт и культуру русского народа.

На сегодняшний день английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения и общечеловеческого единения.

Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Современному учителю важно уметь направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения английскому языку.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Например, в учебнике М.З. Биболетовой «Enjoy English», 9 класс при обсуждении темы совместного проживания со сверстниками вдали от родителей ребятам предлагается прочитать несколько текстов, содержащих описание различных проблем с которыми могут столкнуться ребята. Далее ребятам предлагается ответить на вопросы, касающиеся описания их отношения к данным проблемам. В дополнение можно попросить ребят предложить свое собственное решение проблемы.

Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей необходимо использовать и формы внеклассной работы. Так, в нашей школе проходил «Фестиваль кухни англоязычных стран». Одна из целей фестиваля заключалась в формировании уважения и интереса к культуре стран изучаемого языка; воспитание культуры общения. Фестиваль включал в себя 2 этапа. На первом этапе представители  от классов по жребию вытягивали название блюда одной из англоязычных стран. Возвращались в свой класс и все вмести определяли, национальным блюдом какой страны оно является, затем сообщали ответ организаторам и при условии правильного ответа готовились к следующему этапу. На следующем этапе ребятам необходимо было оформить рецепт этого блюда на английском языке, прорекламировать его и подготовить небольшой рассказ об особенностях национальной кухни выбранной ранее страны. Результаты своей работы были представлены ребятами в актовом зале. После этого их ждали конкурсные задания. Одним из них было определение основных компонентов традиционного русского блюда – щей.

Таким образом, такие мероприятия становятся формой межкультурного обмена.

В заключении хочется сказать, что  каждый школьный предмет, по сути, является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.  Но учебный предмет «Иностранный язык» всегда был и остаётся одним из самых сильных по воздействию на духовно-нравственную сферу школьника. Его уникальность в том, что он как бы «беспредметен», язык изучается как средство общения и содержательно «соприкасается» с общечеловеческими ценностями. Каждый урок английского языка строится на основе традиционных источников нравственности и человечности: Россия и патриотизм её многонационального народа, семья, служение Отечеству, уважение к труду и творческому созиданию, любовь к родной земле, ценность знания, толерантность, эстетическое развитие и красота духовного мира человека, способность к сотрудничеству с представителями других стран и культур.   Содержание обучения иностранному языку в школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся иностранному языку

методическая статья, раскрывающая понятие компетентностного подхода в обучении...

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

«Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранным языкам студентов колледжа через аудирование лнгвострановедческих текстов».

  Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из основных критериев коммуникабельности человека и его успешной деяте...

Игра как прием интенсификации процесса обучения английскому языку на уроке.

Изучение иностранного языка в настоящее время является важной частью подготовки школьников и студентов как будущих специалистов, т.к. его знание – это уже не только культурная, но и экономическа...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"

Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности  при обучении иностранному языку....