Отчет о работе ОЭП«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку в условиях перехода к ФГОС»
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

Отчёт о работе ОЭП за 2014-2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_oep.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Отчет о  работе ОЭП

«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения

 русскому языку в условиях перехода к ФГОС»

Составитель:

учитель русского языка и  литературы

МОУ «Лямбирская СОШ №2»

                              Нугаева Э.К.

2015

В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Как получить новый образовательный результат? Традиционный взгляд на основную задачу школы - дать хорошие прочные знания. ФГОС требует смены образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское  действие. Добиваться этой способности  следует через  современные образовательные технологии.                                          В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств  личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Как получить новый образовательный результат? Традиционный взгляд на основную задачу школы - дать хорошие прочные знания. ФГОС требует смены образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Отсюда основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское  действие. Добиваться этой способности  следует через  современные образовательные технологии.  

           Цель опытно-экспериментальной работы:
        
Создание  модели реализации ситемно-деятельностного подхода в ОУ с целью развития  личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

           Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.Освоение учителями–участниками        эксперимента                базовыми
образовательными технологиями  стандартов второго   поколения:

1) информационными  и коммуникативными;

2   проблемно-диалогической;        
        3) технологией, основанной на создании учебной ситуации;

4) технологией, основанной на реализации проектной деятельности;

5) технологией, основанной на уровневой дифференциации обучения.

        2.Организация деятельности обучающихся для овладения образовательными      технологиями стандартов второго поколения в их учебной  деятельности.

        3.Создание и организация условий, инициирующих детское действие.

        4.Обеспечение овладение системой универсальных учебных действий с изучаемым учебным материалом.

        5.Создание условий для реализации способности обучающихся к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач.

        6.Получение предметных результатов: освоенного опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и         применению, системы  основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе         научной картины мира.

        7.Получение метапредметных результатов: освоенных  универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметных понятий.

        8.Получение личностных результатов: готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностных установок обучающихся, социальных компетенций, личностных качеств,отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества

        9.Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

        10.Повышение  профессиональной квалификации педагогов.

        11.Подчинение всей работы по эксперименту всех участников экспериментальной работы единой цели с единым предметом исследования, экспериментальной проверки и отработки, в         рамках которой возможны конкретизация и выдвижения дополнительных и частных задач, аспектов наблюдения и гипотез, ожидаемых результатов.

        

Основные направления деятельности по реализации ОЭР:

1. Использование базовых образовательных технологий стандартов второго поколения.

2.Реализация принципов уровневой дифференциации, проблемно-диалогического  обучения.

3. Содействие обучающимся  в осознанном  целеполагании.

4.Активное вовлечение обучающихся в учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности.

5. Актуализация творческих  потребностей обучающихся.

6. Поиск средств, активизирующих процесс познания.

7. Доведение обучающихся до планируемых результатов обучения.

         Ожидаемые результаты реализации программы ОЭР

Реализация программы призвана способствовать:

  • формированию умения учащихся самостоятельно найти нужную информацию;
  • формированию умения  учащихся решать учебно-исследовательские задачи, которые ставит перед ними учитель, формируя их потребность и развивая готовность к овладению теоретическими и практическими знаниями по русскому языку;
  • созданию условий для укрепления здоровья детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формированию банка разработок и уроков, включающих элементы системно-деятельностного подхода;
  • участию в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся;
  • обобщению педагогического опыта учителей школы на семинарах учителей русского языка  районного и республиканского уровней, публикации опыта работы  на школьном сайте и на сайте «ЦИМОМОУ Лямбирского  муниципального района РМ»;
  • публикациям в методическом журнале;
  • подготовке методического пособия и т.д.

Результативность опыта работы

Уч. год

Название

мероприятия

2013-2014

2014-2015

1.Республиканский конкур творческих работ на знание истории государственной символики РФ в номинации «Литературное творчество»

Ахметова Э. – победитель, Бикчурина К. – призер муниципального этапа (учитель Нугаева Э.К.)

2. Районный конкурс учебно-исследовательских работ «Юный исследователь»

-

Бикчурина К. (8кл. учитель Нугаева Э.К..) - 1 место, Кузнецова Д. (7кл., учитель Приказчикова О.А.) - участие

3. 4 открытая республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь» на базе  МОУ «Торбеевская СОШ №3»

Кузнецова Л. - участие (7кл.,учитель Приказ-чикова О.А.)

4. Всероссийская предметная олимпиада  школьников

Максутов Т.-1 место (рус.яз., 8 кл.), Лушкина Д.- 1место (литер.,9кл.),.Бикушева К.- призер (рус. яз., 9 кл.),( Янгляева Г.Р.)

 Смакаева Р.- 1 место (рус. яз., литер., 10 класс). (Нугаева Э.К.)

Смакаева Р. (11 кл., рус. яз. и литер. (учитель Нугаева Э.К.); 6 учеников - призеры: Лушкина Д. (10 кл.) по литературе,  Тремаскин К. (9 кл.) по литературе, Байбикова Э. (7кл) (учитель Янгляева Г.Р.), Кудалева А. (7 кл.) по литературе (учитель Приказчикова О.А.) и по русскому языкам (учитель Янгляева Г.Р.) Вельмискин Н. (8кл) по русскому языку (учитель Нугаева Э.К.).

Смакаева Регина - ученица 11 класса стала призером республиканского этапа  олимпиады по русскому языку

5. Открытая олимпиада школьников ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М.Е.Евсевьева»

Лушкина Д. (9 кл.рус.яз.) – призер, (Янгляева Г.Р.)

 Искандярова Д. (10кл., рус. яз.), СмакаеваР.(10кл..литер. – участие (Нугаева Э.К.)

 Умярова И (11 кл, рус. яз.) - участие

Ахметова Э.,.,Биктеева К., Булдымова А.,Вельмискин Н.,(8 кл.), Байбиков М., Искандярова Д., приняли участие. Бикчурина К                        ( 8кл), Смакаева Регина (11кл)- учитель Нугаева Э.К. -  Смакаева Елена (9кл)- учитель Янгляева Г.Р. - стали призерами

6.Республиканская акция «Без наркотиков»

Одышев А.( 8кл.)- 1 место, Кудалева А.( 5 кл.) – призер,  (Янгляева Г.Р.)

Бикчурина К.(7 кл.)- 1место, Ахметова Э., Вельмискин Н. .(7 кл.)- участие, (Нугаева Э.К.)

Дьячкова К. (учитель Янгляева Г.Р) - победитель,  Смакаева Рената (9кл.), Ахметова Э.(8кл) (учитель Нугаева Э.К,) призеры, Трофимова Е. (учитель Приказчикова О.А) - призер муниципального конкурса творческих работ «Сделай выбор!" Смакаева Рената- призер республиканской акции «Без наркотиков».

7. Конкурс творческих работ                 « Защитим лес»

Сатучина А.(8 кл.), Дьячкова К.( 9 кл.)- призеры,                       ( Янгляева Г.Р.)

Ахметова Э. (8кл) – призер районного и республиканского этапов (учитель Нугаева Э.К.).

8.Районный конкурс сочинений, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Бикчурина К.(7 кл.) – призер,

Искандярова Д. (10кл.) –участие, (Нугаева Э.К.)

Максутов Т. – победитель, Дьячкова К. –призер (учитель Янгляева Г.Р)

9. Всероссийская олимпиада «Ломоносов»

Аитова С., Сафьянов Д., Янгляева М. (5 кл., рус. яз.);  Бикчурина К., Вельмискин Н., Веряскин П.,Зайцева А (7 кл., рус. яз., Нугаева Э.К.). Аверин С. (8 кл., литер.)– участие, (Аверина Е.В.)

Янгляева М. (6а кл., учитель Приказчикова О.А.) - победитель отборочного тура, участник заключительного этапа.

Ахметова Э., Бикчурина К., Вельмискин Н., Ерёмина А. стали призерами отборочного тура, а Бикчурина К. стала призером заключительного этапа данной олимпиады (учитель Нугаева Э.К.).

10. Республиканский конкурс сочинений    «Графа «против всех» в избирательном бюллетене.

За и против».

-

Максутов Т. - победитель (учитель Янгляева Г.Р.), Смакаева Рената- призер, Искандярова Д.- участие (учитель Нугаева Э.К.).

11. Районный тур Всероссийского  конкурса юных чтецов «Живая классика»

Байбикова Э.( 6 кл.) – участие,  ( Янгляева Г.Р.)

Кезина П. –призер (учитель Янгляева Г.Р.), Мухаев Д.- призер (учитель Приказчикова О.А.).

12. Районный конкурс «Поэзия волшебного мгновения»

-

Козлов А. – победитель. Ахметова Э. - участие                               (учитель Приказчикова О.А.).Грошев Р., Смакаева Елена – призеры (учитель Янгляева Г.Р.)

13.Всероссийская викторина  конкурс «Певец печали и любви», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

-

Ахметова Э., Бикчурина К., Вельмискин Н., Петрушина А. (8кл.), Искандярова Д., Смакаева Р.(11кл.)–победители, Сюбаева Г.(11кл.) - призёр (учитель Нугаева Э.К.)

14.Всероссийская заочная олимпиада по русскому языку «Познание и творчество»

Дьячкова К.- призер,                             ( Янгляева Г.Р.)

Одышев А.- призер (учитель Янгляева Г.Р.)

15.Международный конкурс «Видеоурок»

Игонина М. (11 кл.) – победитель (Аверина Е.В.)

Дьячкова К.- призер по русскому языку и литературе (учитель Янгляева Г.Р.).

17.Всероссийская  научно-практическая конференция «Межкультурный диалог народов России»

Игонина М. (11 кл.) – призер (Аверина Е.В.)

Бикчурина К.- участие (учитель Нугаева Э.К.).

17.Всероссийская олимпиада по русскому языку среди 5-6 классов на образовательном портале МинОброрг.

Игонина М. (11 кл.) – призер (Аверина Е.В.)

Биктяков Р., Силантьев С.,Усманов Б.(5б кл.)- призёры (учитель Приказчикова О.А.).

18.Межведомственный конкурс сочинений среди учащихся общеобразовательных учреждений

Смакаева Регина – победитель муниципального и 1-го республиканского этапов (учитель Нугаева Э.К.)

19.Межрегиональная  дистанционная олимпиада школьников по русскому языку, проводимая Академией ФСБ РФ.

Смакаева Регина, Искандярова Д., Смакаева  Рената – победители отборочного этапа (учитель Нугаева Э.К.)

20.Республиканская творческая олимпиада                « Искусство слова»

Ахметова Э.- участие (учитель Нугаева Э.К.)

21.Республиканский конкурс литературно-художественного творчества «Золотое перо»

Искандярова Д.- участие (учитель Нугаева Э.К.)

22.Республиканский конкурс сочинений «Я поведу тебя в музей»

Моргунов Н. – призер, Николаева К.- участие (6б кл., учитель Янгляева Г.Р.)

Обобщение и распространение педагогического опыта

Учителя- организаторы ОЭП разрабатывают и проводят открытые  уроки по теме экспериментальной работы, участвуют в профессиональных конкурсах,  обобщают и распространяют собственный педагогический опыт:

Нугаева Э.К.

 1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (учитель Нугаева Э.К.)      

 2. Районный конкурс «Образовательный проект» - победитель, 2015г.          

        3. Районная олимпиада учителей русского языка  - участие, 2015г.                                                                                                                

        Приказчикова О.А.

        1. 1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин  в течение года.

        2. «Проблемно-диалогическое обучение как основа системно- деятельностного подхода»- выступление на  республиканск. КПК учителей филологов.

        3.Оценка сформированности коммуникативных УУД. Опыт мониторингового исследования. (Статья в сборнике МРИО)

        4.Коучинговая технология как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. ( Статья в Интернете)

        5. Районная олимпиада учителей литературы - победитель, 2015г.

        6. Районный конкурс «Учитель года» - финалист.

        7 Всероссийский конкурс эссе «Современный учитель»- победитель.

        8.Республиканский конкурс «Старт в профессию»- участие.

        Янгляева        Г.Р.        
        1.Выступления на заседании кафедры гуманитарных дисциплин  в течение года.

        2.Всероссийский конкурс «Вопросита» - призер.

        3.Блиц-олимпиада: «Педагогические технологии»,  «Законы и нормативные правовые акты в сфере образования» - призер.

        4. Выступление на районном семинаре учителей-филологов «Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ».

        Дальнейшая реализация системно-деятельностного подхода способствует  развитию  личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

ЕГЭ по русскому языку в условиях перехода на ФГОС: взгляд учителя практика.

Дощинский Р.А. - председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы г. Москвы....

Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный  подход  необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные  ...

Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...

Из опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Творчество учителя - безгранично.С одним упражнением можно работать по-разному, выбирая ту технологию и метод, который наиболее соответствует уровню знаний учебной группы и  особенностям учащихся...

Новые подходы к организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...