"Путешествие по городу Морфем" интегрированный урок в 5 классе (русский и немецкий язык)
методическая разработка по немецкому языку (5 класс) по теме

Конспект открытого интегрированного урока, составлен в соавторстве с учителем русского языка Кудашовой М.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr.urok_rus_-nem..doc50.5 КБ
Файл rus_nem..pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Богдашкинская средняя общеобразовательная школа

Чердаклинского района Ульяновской области

Интегрированный урок

русского и немецкого языка.

5 класс.

«Путешествие по городу Морфем»

Составили:

Учитель немецкого языка – Бернт Анна Константиновна

Учитель русского языка – Кудашова Марина Васильевна

с.Богдашкино  2011-2012

Интегрированный урок русского и немецкого языка. 5 класс.

Тема урока: «Путешествие по городу Морфем»

Цели урока:- обобщить и закрепить изученный по теме материал; рассмотреть особенности определения морфем слова в русском и немецком языках;

-развить навыки морфемного разбора слова, навыки перевода слов с русского на немецкий язык;

-заинтересовать учащихся изучением языка, воспитать бережное отношение к дому.

Форма проведения: путешествие.

Наглядность: презентация по теме, путевые листы, карточки со словами пословицы.

  1. Организационный момент

М.В:Здравствуйте, ребята! Садитесь! ( А.К. приветствие на немецком языке) Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня вы будете не просто учениками 5 класса, а станете настоящими путешественниками.

Ребята, вы любите путешествовать? Да!

А.К:Ну что ж, тогда нам с вами пора в дорогу. А как вы думаете, куда мы отправимся?( демонстрирует видео). Перед нами город, это немецкий город. И мы сегодня тоже будем путешествовать по городу, по удивительному и очень красивому городу – городу Морфем. Слышали о таком городе?

М.В:Этот город есть во всех языках мира. И сегодня мы будем говорить о морфемах на русском и немецком языках. А мы, с Анной Константиновной, будем вашими экскурсоводами. Ребята, а что такое морфемы? Какие морфемы вы знаете?

2. Орфографическая минутка.

М.В:Ребята, прежде чем  отправиться в город Морфем, мы проведем небольшую орфографическую разминку

Вставьте недостающие буквы и переведите слова на немецкий язык ( Слайд)

Вел..сипед, кв..ртира, горо..ской, м..газин, к..мпьютер, здра..ствуйте, тел..фон.

А.К: Ребята, вы готовы к путешествию. Сейчас мы раздадим вам путевые листы – ваши билеты на рейс. А еще в городе Морфем вы должны будете отгадать самую главную загадку. Что в этом  городе  является самым главным для каждого жителя? Подсказки вы будете искать сами, когда будете выполнять наши задания.

М.В:Итак, в полет.

К запуску ракеты приготовились!

(Хлопают в ладоши)

Пристегнуть ремни

(Есть пристегнуть ремни!)

Включить двигатели!

(Есть включить двигатели!)

5,4,3,2,1 Полетели!

  1. Улица Окончаний

М.В:Вот, ребята,  перед нами

 Улица Окончаний!

Все их тут не перечесть,

Ведь у слов окончания есть!

Задание. Что образуют окончания? – Формы слов

А что такое формы слов?

А все ли слова имеют окончания? Наречия не имеют. Почему?

Цепочка окончаний.(Слайд)

Образуйте множественное число существительных и переведите на немецкий язык данные слова.

Парк-парки, в парке.(П.п)

Машина-машины, в машину( В.п)

Дом-дома, около дома( Р.п)

Театр-театры. в театре(П.п)

Двор-дворы, во дворе (П.п)

Замок-замки, в замке (П.п)

А.К: Молодцы, ребята! У вас первая подсказка. Это слово - Крепость.Наше путешествие продолжается.

Едем автобусом ( на нем яз)

  1. Площадь корней.

М.В:Ребята, перед нами площадь Корней!

А вот и площадь Корней,

Проходите сюда побыстрей,

Здесь разные корни живут

Значенья свои берегут!

Ребята, что заключается в корнях ( ЛЗ слова)

Разминка

Найти лишнее.

Левый,лев,налево

Цель, целина, целинный.

Образуйте однокоренные слова.

Дом

Домашний

Домовой

Домофон

Домработница

Вод

Вода

Водяной

Водный

Водопровод

Водосток

Снег

Снежинка

Снеговик

Снегопад

Снеговик

Снегоход

По ЛЗ определить значение слов

Stellen Sie ein Wortfeld zusammen

Die Stadt,  das Haus, der Schnee

А.К:Молодцы, ребята! И второе слово у вас тоже есть.Это слово – Мой.

5.  Переулок суффиксов.

М.В: А впереди у нас Суффиксов переулок

Ах, какие же они разные,

 Эти суффиксы распрекрасные,

И без них нельзя нам никак

Вот  знакомый, ребята, вам знак!

 

- Суффиксы похожи на домики, а для чего служат суффиксы?

Сейчас мы с вами тоже попробуем побыть домиками

Один ряд берут суффиксы, второй корни.

  1. Образуют слова: 

Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Дом

Кошка

Корабль

Желтый

Серый

Суффиксы. Указывающие на профессии и род занятий людей

Камень

Грузить

Танцевать

Буфет

Компьютер

- В немецком языке суффиксы также играют важную роль, с помощью суффиксов образуются новые слова:

Суффикс– in – является суффиксом женского рода и служит для названия профессии женского рода,

Образуйте слова с данными суффиксами:

Der Arbeiter, der Angestellte, der Lehrer, der Verkäufer, der Arzt и переведите полученные слова на русский язык.

А.К: Молодцы, ребята, и у вас еще одна подсказка. Это слово –Дом.

Физминутка на немецком языке.

6. Проспект приставок.

М.В: А перед нами приставок ряд,

И как торжественно стоят,

Чтоб были новые слова,

Приставки нам нужны всегда

Определить в тексте приставки, определить значение

  1. А)Вы получите тексты, из них необходимо выписать все слова с приставками и перевести их. 

Выбрать приставки из текста. Вставить пропущенные орфограммы.

Подул свежий ле..кий ветерок. В чистом небе по..вилось маленькое темное облачко. Оно разрасталось очень быстро. Грозно зашумело поле. Ветер ..гибал рож.., но она выпр..млялась. .Теперь каждый колосок жил своей жизнью. Он выпр..млялся, звенел и дер..ко смотрел в лицо страшному небу.

Б) Приставки придают лексическое значение, уберите приставку и переведите полученное слово на немецкий язык:

- bekommen- получать

-erfahren- узнавать

-besprechen- обсуждать

-beschreiben- описывать

- verstehen- понимать

-übersetzen- переводить

А.К: Ребята, вы получаете еще одно слово – Моя.

7. Парк основ.

М.В: Ребята, мы с вами попали в самое красивое место города – Парк Основ

Самый старинный Парк Основ,

Увитый зеленью садов,

Морфемы соберутся вместе

Чтобы стоять на нужном месте.

Ребята. Что входит в основу слова?

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в
тетрадке все встречали
Вся  же – в дневнике я и в журнале. 
(Оценка)

Разобрать по составу:   парашютист, подводная, улыбается.

Основа слова важна и для немецкого языка, давайте вспомним как спрягаются глаголы в немецком языке. Проспрягайте, пожалуйста следующие глаголы:

Machen, spielen, bauen, wohnen, lachen,  kommen,

А.К: Ребята, вы собрали все слова пословицы.

Ребята, посмотрите что у нас получилось, а теперь, давайте переведем ее на немецкий язык.

М.В: Ребята, мы не случайно нашли эту пословицу именно здесь в парке основ. Ведь в жизни каждого человека главным является его дом.

Наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы с вами не только повторили пройденный материал, но и узнали много нового и интересного. Каждый язык имеет свои особенности. Что общего в морфемике русского и немецкого языка? Чем они отличаются? А теперь хотелось бы спросить вас,   понравилось ли вам  наше путешествие. Сейчас вы можете отправить нам СМС сообщения. У каждого из вас есть телефончик. Напишите нам о том, понравился ли вам урок?

( Зачитывает несколько СМС)

А.К. : Спасибо за работу. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОРОД МОРФЕМ eine alte Stadt

Слайд 2

Орфографическая минутка вставьте недостающие буквы и переведите на немецкий язык Вел сипед Тел фон Кв ртира Горо ской М газин Здра ствуйте К мпьютер о е а д а в о

Слайд 3

Ракета

Слайд 4

Улица Окончаний die Straße Die Strasse улица Вот, ребята, перед нами улица Окончаний! Все их тут не перечесть, Ведь у слов окончан и я есть!

Слайд 5

Образуйте множественное число существительных и переведите слова на немецкий язык, выделите окончания Парк Машина Дом Театр Двор Замок В парке В машину Около дома В театре Во дворе В замке

Слайд 6

Крепость

Слайд 7

Площадь Корней А вот и площадь Корней, Проходите сюда побыстрей, Здесь разные корни живут, Значения свои берегут!

Слайд 8

Найдите лишнее слово: Левый, лев, налево Цель, целина, целинный Что заключается в корнях слов ?

Слайд 9

Подберите однокоренные слова Вод Дом Снег Stellen Sie ein Wortfeld zusammen Die Stadt Das Haus Der Schnee

Слайд 10

МОЙ

Слайд 11

Переулок Суффиксов Ах, какие же они разные, Эти суффиксы распрекрасные, И без них нельзя нам никак, Вот знакомый, ребята, вам знак ^

Слайд 12

Образуйте слова Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Дом Кошка Корабль Желтый Серый Суффиксы, указывающие на профессии и род занятий людей Камень Грузить Танцевать Буфет Компьютер

Слайд 13

Der Arbeiter Der Angestellte Der Lehrer Der Verkäufer Der Arzt Bilden Sie die Wörter und übersetzen sie Суффикс женского рода при назывании профессии - in

Слайд 14

Дом

Слайд 15

Проспект приставок А перед нами приставок ряд, И как торжественно стоят, Чтоб были новые слова, Приставки нам нужны всегда.

Слайд 16

Выпишите слова с приставками и вставьте пропущенные орфограммы Подул свежий лё _ кий ветерок. В чистом небе по вилось маленькое темное облачко. Оно разрасталось очень быстро. Грозно зашумело поле. Ветер _ гибал рож_, но она выпр _ млялась . Теперь каждый колосок жил своей жизнью. Он выпр _ млялся , звенел и дер _ ко смотрел в лицо страшному небу. г я с ь я я з

Слайд 17

be kommen - получать e r fahren - узнавать be sprechen - обсуждать ver stehen - понимать ü ber setzen - переводить Уберите приставку и переведите полученное слово

Слайд 18

моя

Слайд 19

Парк Основ Самый старинный Парк Основ, Увитый зеленью садов, Морфемы соберутся вместе, Чтобы стоять на нужном месте.

Слайд 20

Из чего состоит основа слова?

Слайд 21

Выполните задание Разберите по составу: Парашютист Подводная улыбается Проспрягайте глаголы по лицам m achen s pielen b auen w ohnen l achen kommen

Слайд 22

Мой дом – моя крепость

Слайд 23

Сравним Русский язык Окончания образуют формы слова В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Суффиксы служат для образования новых слов Приставки служат для образования новых слов Основа слова включает в себя корень, приставку и суффикс Немецкий язык Имеются артикли, которые берут на себя роль окончания Корень также объединяет родственные слова Суффиксы образуют новые слова и несут в себе лексическое значение Приставки образуют новые слова и меняют их значение Основа слова включает в себя корень, приставку и суффикс

Слайд 24

Русский язык – сочините сказку о любой из морфем. Немецкий язык – Составьте 5 предложений о городе, в котором мы сегодня с вами побывали. Домашнее задание

Слайд 26

Спасибо за урок! До свидания! Danke für die Arbeit! Auf Wiedersehen!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе

Сравнение категории рода имен существительных в русском и немецком языках...

Путешествие в Лексику (Обобщающий урок по разделу русского языка «Лексика»)

Одним из важных элементов обучения является обобщение и закрепление знаний. На уроке в занимательной форме повторяются и закрепляются ключевые понятия лексики: омонимы, синонимы, устаревшие слова и др...

Конспекты уроков по немецкому языку 2 класс по УМК Немецкий язык Н.Д. Гальсковой

Конспекты уроков разработанны в соответствиии с ФГОС. Конспект урока включает  в себя: тему урока, УУД, тип урока и сам конспект с действиями учащихся, конспекты разработаны по УМК Н.Д, Гальсково...

Интегрированный урок русского и немецкого языка 5 класс

План - конспект интегрированного  открытого урока  русского и немецкого языка. 5 класс.    Тема: «Путешествие по городу Морфем»...