К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по немецкому языку по теме

 

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в  частности,  применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее  время  достаточно  актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета  как  средства обучения иностранному языку как  нельзя  лучше  реализуются  многие  цели  и задачи обучения и воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dokument_microsoft_word_4.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Г.Е. Пузырева,

учитель немецкого языка

Новопушкинской СОШ Саратовской обл.,

канд.пед наук, доцент ВАК

Интенсивное развитие международных контактов, процессы глобализации и интеграции в мировом сообществе влияют на все области развития экономики и политики. Цель преобразований – подготовка ученика и выпускника средней школы способного к активной творческой деятельности, к самореализации, самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящий момент времени во главу ставится вопрос о всестороннем развитии самой личности. Современное среднее образование ориентировано на поиск оптимальных путей подготовки обучаемых с новым мышлением, обладающих фундаментальными знаниями, готовых к самостоятельному решению социальных задач, мобильных, владеющих одним или несколькими иностранными языками. Формирование компетентности обучаемых с использованием иноязычной подготовки обусловлено остротой, возникающих в мире социальных, культурных и экономических проблем. В условиях России реализация компетентностного подхода становится фактором поддержания единого образовательного,  и культурно-ценностного пространства.

Создание  искусственной  иноязычной   среды   в   процессе   обучения иностранным  языкам  –  один  из  важных  проблемных  вопросов   современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения  двум из   четырех   основных    видов    речевой    деятельности: аудированию    и говорению (условно- коммуникативному  или  коммуникативному). Для  достижения этой цели  используются  технические  средства  обучения.  Современный  этап развития техники характеризуется переходом  к  созданию  многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ.  Такие комплексы и системы обладают  универсальными  дидактическими  возможностями: они позволяют вести обучение в диалоговом  режиме  с  учетом  индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистантное  обучение  с  использованием современных  технологий.

        Если  рассматривать  «занятие»  как  социальный  заказ   общества     системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная  грамотность обучаемых должна быть достаточна для того,  чтобы  свободно  работать на  персональном  компьютере  в  качестве  пользователя.  Это   потребность, продиктованная  временем,  уровнем  развития   экономики   и   нравственными ценностями общества. Необходимо переосмыслить  место  и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования.  Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере  ее  интернетизации не следует, однако не  использовать  новые  технологии  в  образовании  тоже неразумно.

        Известно, что   Интернет   обладает   колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими  услугами.  Но  нужно не забывать, что, какими бы свойствами ни  обладало  то  или  иное  средство обучения, информационно-предметная  среда,  первичны  дидактические  задачи, особенности    познавательной    деятельности обучаемых, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими  возможностями  и ресурсами – средство реализации этих целей и задач. Поэтому,  прежде  всего,  следует  определиться,   для   решения   каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам  могут  оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть. Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с  носителями  языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду. Но  как  этим  воспользоваться? Как всё это вписать в реальный учебный процесс при трёх  часах  в  неделю  и весьма ограниченном объеме языковых средств в  средней школе?

      Давайте сначала вспомним еще  раз  особенности  предмета  «иностранный язык», независимо от тех возможностей, которые предлагает  нам  Интернет,  а также от типа учебного заведения, в котором этот язык преподается. Основная  цель –  формирование   коммуникативной   компетенции,   все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются  в процессе осуществления этой  главной  цели.  Коммуникативная  компетенция  в современном  её  понимании  предусматривает   формирование   способности   к межкультурному взаимодействию.

        Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том,  что  ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются способы деятельности –  обучение  различным  видам  речевой  деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с  психологической теорией  деятельности  обучение  любому  виду  деятельности   происходит   в процессе её выполнения, действий и операций, с ней  связанных.  Поэтому  для обучения  различным   видам   речевой   деятельности   необходимо предоставить практику каждому   в  том  виде  речевой  деятельности, которой он в  данный  отрезок  времени  овладевает.  В  основе  формирования умений в любом виде  иноязычной  речевой  деятельности  лежат  слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранному  языку  принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная  трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения.

      Следует иметь в виду и  еще  одну  особенность  предмета  «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении.  А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD – ROM  диск,  какими  бы интерактивными при этом они ни  были,  могут  обеспечить  лишь  квазиобщение. Исключение  составляют компьютерные  телекоммуникации,  когда  студент  вступает  в   живой   диалог (письменный или устный) с реальным партнером – носителем языка. Кроме  того, коммуникативная компетенция, как мы  видели,  теснейшим  образом  связана  с лингвистической,   а   также   с   культуроведческой,   в    частности    со страноведческой компетенцией.

        Значительную роль мы отводим проектной деятельности обучаемых.

Проект предоставляет огромную возможность включения  в активный диалог культур, чтобы обучаемые на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Значительные дополнительные возможности возникают при  использовании  информационных  ресурсов  и услуг Интернета в процессе проектной деятельности.  Только  с  помощью сети Интернет можно создать подлинную  языковую  среду  и  поставить  задачу формирования  потребности  в   изучении   иностранного   языка   на   основе интенсивного общения с носителями языка, работой с  аутентичной  литературой самого  разного  жанра,   аудирования   оригинальных   текстов,   записанных носителями   языка.  В Интернете студенты  могут  найти  любую  необходимую  для  проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру;  о  текущих  событиях  в разных уголках мира  и  реакцию  людей  на  эти  события;  об  экологической ситуации в разных районах мира; о  национальных  праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п. Можно  побеседовать  в  режиме online (в режиме реального времени), пользуясь услугами IRC (Internet  Relay Chat), со  сверстниками   из разных стран мира. Вот почему совместные международные проекты с  носителями языка столь привлекательны для изучения иностранного языка. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка, потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

        Внедрение дистанционных форм  обучения позволяет   динамично   использовать    информационный,    методический    и межвузовский  преподавательский  потенциал,  эффективно  внедрять  передовой опыт.

 Интенсивное  внедрение  современных   информационных   гипертехнологий (гипертекст,  гипермедиа)  позволяет  качественно   изменить   всю   систему образования и повышения квалификации.

Изменение   информационной   среды,   внедрение   модульности   подачи информации  требует  организации  как  диалогового  режима,  так  и   режима конференц-связи (аудио-, аудиографической,  видео-  с  уменьшенной  частотой кадров)  по  проблемам,  связанным   с   развитием   новых   образовательных технологий,  созданием  рынка   образовательных   услуг, структурированием учебных материалов.

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в  частности,  применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее  время  достаточно  актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета  как  средства обучения иностранному языку как  нельзя  лучше  реализуются  многие  цели  и задачи обучения и воспитания.

Литература

  1. Шейлз, Джо. Коммуникативность в обучении современным языкам. - М.: Совет по культурному Сотрудничеству; Совет Европы Пресс,1995
  2. Е.С Полат. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал  «Иностранные языки в школе», 2001, № 2 С. 14-20, № 3 С. 5-12
  3. Домрачев В., Багдасян А. «Дистанционное обучение на  базе  электронной  почты». Высш. образование в России, 1995 г., №2
  4. Л.Н.  Владимирова.  Интернет  на  уроках  иностранного  языка.  Журнал  «Иностранные языки в школе», 2002, № 3 С. 39-41
  5. I.G. Makarewitsch. Die vergleichende Analyse  von  internetgestützten  Lernprogrammen. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, № 6  с.  34-38, 2002, № 1 С. 57-61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Список Интернет-ресурсов для самостоятельного изучения английского языка

Здесь вы найдете список Интернет-сайтов по всем видам речевой деятельности...

«Использование электронно-образовательных и Интернет-ресурсов в деятельности учителя иностранного языка»

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование  новых  информационных  технологий, в частности,  Интернет-ресурсов по...

Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)

В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»

Подготовка учащихся к ОГЭ по биологии с использованием интернет ресурсов на примере изучения темы «Опорно-двигательная система человека»...