«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»
методическая разработка по теме

Королева Лилия Ивановна

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

Введение

Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностранным языкам с целью улучшения профессиональной подготовки студентов.

Традиционный подход к обучению иностранного языка не в полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует необходимость применять новые методы обучения, что позволит формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.

Для этого образовательная система должна быть построена таким образом, чтобы обучаемый научился мыслить с помощью полученных знаний и получал бы учебный материал в составе проблемной задачи. Проблемность в данном случае диктует особую методику усвоения мате- риала, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску его содержания.            

Современная цель обучения иностранному языку ориентирована  не только на достижение практического результата при овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание, развитие личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, воображения и мотивации к дальнейшему изучению языка.  

Для достижения поставленной цели используются интерактивные методы обучения и в частности метод проектов.

 

Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов стимулирует интерес учащихся к знаниям и учит применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем.

 

Цель проекта: проанализировать метод учебных проектов, как форму организации учебного процесса и как одну из форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, задачи данной работы следующие:

- дать общую характеристику методу проектов;

-проанализировать использование метода учебного проектирования на уроке немецкого языка.

 

Проект состоит из двух частей. Первая часть представлена теоретическим обоснованием учебного проектирования. Во второй части речь идет о практическом применении проектной технологии   в

ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж» на уроках немецкого языка при изучении  профессионально-деловой тематики.               

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Практико-ориентированный проект

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

Выполнил: Королева Л.И.

       

Коломна 2012

Введение                                                                                         3

Теоретические основы метода проектов                                                5

Практическое применение метода проектов                                              8                        

Заключение                                                                                10

                                           

Введение

Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностранным языкам с целью улучшения профессиональной подготовки студентов.

Традиционный подход к обучению иностранного языка не в полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует необходимость применять новые методы обучения, что позволит формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.

Для этого образовательная система должна быть построена таким образом, чтобы обучаемый научился мыслить с помощью полученных знаний и получал бы учебный материал в составе проблемной задачи. Проблемность в данном случае диктует особую методику усвоения мате- риала, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску его содержания.            

Современная цель обучения иностранному языку ориентирована  не только на достижение практического результата при овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание, развитие личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, воображения и мотивации к дальнейшему изучению языка.  

Для достижения поставленной цели используются интерактивные методы обучения и в частности метод проектов.

Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов стимулирует интерес учащихся к знаниям и учит применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем.

Цель проекта: проанализировать метод учебных проектов, как форму организации учебного процесса и как одну из форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, задачи данной работы следующие:

- дать общую характеристику методу проектов;

-проанализировать использование метода учебного проектирования на уроке немецкого языка.

Проект состоит из двух частей. Первая часть представлена теоретическим обоснованием учебного проектирования. Во второй части речь идет о практическом применении проектной технологии   в

ГБОУ СПО МО «Коломенский аграрный колледж» на уроках немецкого языка при изучении  профессионально-деловой тематики.                


Теоретические основы метода учебных проектов.

Метод проектов является одним из интерактивных методов обучения.

Обратимся к словарю: «Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 в. в сельскохозяйственных  школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу.  В основе метода проектов – концепция прагматистской педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). Подробное освещение метод проектов получил в работах У. Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США)».

В педагогике метод  учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ – прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы присходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в  приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, но это не так.  Ещё в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством  С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты.

Но по объективным причинам метод проекта не получил тогда широкого распространения. В настоящее время появились подробные педагогические разработки из категории практических приёмов. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов  успешно интегрировался в структуру образования.

С введением ФГОС в образовательных учебных заведениях больше внимания стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий, т.е. использованию разнообразных интерактивных технологий, одной из которых является метод проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой - то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов обучения, с другой интегрирование знаний.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы.

Работа над проектом осуществляется по следующему плану:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждения метода исследования;

- проведения сбора данных;

- оформление конечных результатов;

- объявление результатов работы;

- подведение итогов.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Метод проектов может успешно применяться при обучении  иностранному языку в профессиональном учебном заведении на занятиях и во внеаудиторной работе..


Практическое применение метода проекта на уроке немецкого языка при активизации профессионально-деловой лексики.

Применение проектной формы занятия в среднем специальном учебном заведении требует наличия у учащихся определенного уровня языковой подготовки.

К сожалению, базовый школьный уровень знаний учащихся оставляет желать лучшего. Поэтому нужно создавать положительный настрой у студентов, поднимать интерес и решать проблему мотивации. Урок должен быть интересным, увлекательным, развивать творческую мыслительную активность учащихся. Среди разнообразных форм организации занятий, повышающих мотивацию к изучению иностранного языка, является проектная форма работы.

Подготовка к осуществлению проектной деятельности в группе специальности «Экономика, бухгалтерский учёт и контроль» включает в себя предварительное изучение соответствующих лексических и грамматических тем в течение семестра:

1.Die Zukunft gehort den privaten landwirtschaftlichen Betrieben. (Будущее принадлежит частным сельскохозяйственным предприятиям).

2.Ein Familienbetrieb.(Семейное предприятие).

3.Eine Pachtgenossenschaft. (Арендуемое хозяйство).

4.Ein Vertrag. (Договор).

5. In einer Bank: Bedinungen fur eine Kredite, Bezahlungen. (В банке: условия для кредита, платежи).

В процессе работы над текстовым материалом выше изложенных тем отрабатываются грамматические правила, произношение и речевые навыки. .

Подготовительная работа над проектом включает в себя:

- выбор темы и выявления проблемы.

Тема: Begrundung seinen eigenen Hausstand. (Основание частного хозяйства).

Проблема формулируется следующим образом: Wie kann man im Russland seinen eigenen Hausstand  begrunden? (Каким образом в России можно основать частное  хозяйство?).

Гипотеза: предполагается, что в процессе решения данной проблемы увеличивается объём знаний студентов за счёт информации профессиона льно-ориентированного характера и формируется коммуникативная компетентность.

Реализуемая задача: найти пути решения поставленной проблемы.

Следующий этап работы - составление плана работы, обсуждение его выполнения, распределение заданий между учащимися. Группа из 12 человек делится на 4 команды по 3 студента в каждой команде. Микрогруппы формируются с учётом успеваемости каждого студента.

При работе над проектом в помощь учащимся предлагаются к изучению следующие вопросы:

1. Wie sind die landwirtschaftlichen Betriebe in vielen Landern? (Что представляют собой сельскохозяйственные предприятия многих стран?)

2. Wer ist Besitzer  dieser Betrieben? (Кто является собственником этих предприятий?).

3. Haben diese Betriebe Arbeitnehmer?(Имеется ли на этих предприятиях наёмная рабочая сила?)

4. Welche landwirtschaftlichen Betriebe gibt es im Russland? (Какие сельскохозяйственные предприятия есть в России?).

5. Welche Probleme kamen fur Russland in Landwirtschaft zu? (Какие появились проблемы в сельском хозяйстве России?)

6. Wo liegen viele landwirtschaftliche Bauernhofe von Russland? (Где расположены многие  сельхозпредприятия России?).

7. Was brauchen die Landwirte, die zukunftigen Betriebsleiter? (В чем нуждаются фермеры, будущие руководители предприятий?).

8. Welchen landwirtschaftlichen Betrieben gehort die Zukunft? (Каким сельскохозяйственным предприятиям принадлежит будущее?).

Участники каждой микрогруппы работают над поставленными вопросами, находят необходимую информацию, анализируют, обобщают её и выполняют проект. В процессе работы над проектом преподаватель проводит консультации для каждой микрогруппы по обобщению представленной информации и составлению презентаций.    

Критерии оценки работы каждой микрогруппы разрабатываются студентами-руководителями микрогрупп во главе с преподавателем.                      

На итоговом занятии студенты (каждая микрогруппа) представляют свои проекты в виде презентаций. Урок заканчивается обсуждением результатов и подведением итогов.

В процессе работы над проектом и на итоговом занятии используются интерактивные методы обучения: ролевая игра, КМД (Коллективно- мыслительная деятельность), метод анализа конкретных ситуаций.    

  Деятельность преподавателя при взаимодействии со студентами в процессе подготовки проектов и на занятии осуществляется с  учётом личностно-ориентированного обучения, что лежит в основе метода проектов.

При работе над данным проектом важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности, являются:

● связь идеи проекта с реальной жизнью;

● наличие интереса к выполнению проекта всех его участников.

Задачи и цели данного проекта предусматривают воспитание у студентов предприимчивости и ответственности за порученное дело, что должно принести эффект в дальнейшей работе выпускников.

 

 

Заключение.

Метод использования проектной формы работы приобретает все больше сторонников, так как он направлен на развитие активного мышления

учащегося, на развитие его воображения, фантазии, самостоятельности. При

выполнении такой работы у учащегося формируется мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, а это значит, что появляется желание принять участие в общении. Проект - это хорошая возможность для учащихся выразить свои  собственные  идеи  в удобной для  них  форме.  

Проектная работа стимулирует речевую деятельность, так как учащиеся оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-то сказать, спросить, выяснить.

Проектная работа дает возможность неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать психологический барьер. Кроме того учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с его мнением или нет.

Практически все работы направлены на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен. Конечно же, кроме умения говорить и слушать, учащиеся должны обладать и другими умениями. Умением работать с текстом: выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иностранном тексте, анализировать информацию, делать обобщение, выводы, умение работать со справочным материалом, уметь вести дискуссию, отстаивать работой свою точку зрения, подкреплять ее аргументами, уметь лаконично излагать мысли.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется в целостной системе обучения иностранному языку.

Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:

- организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у учащегося;

- мотивация учащихся на получение знаний;

- включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

- самостоятельное «добывание» требуемых знаний из различных информационных источников;

- развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

Работа над проектом дает положительный результат как в обучении, так и в образовании, а поиски решения проблем способствуют адаптации учащихся в социуме.


Литература:

1. Иностранные языки в школе. - 2000.- № 1-6.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. - М. , 1997.

3. Полат E.G. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, - 2000. - № 2,3.

Интернет-ресурсы:

//www.prodlenka.org

//www.makarevskavaom.nai-od.ru

//ru.wikipedia.org/wiki

 

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья из сборника "Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области"...

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...

Использование метода проекта на уроках английского языка в средней школе.

Использование метода проекта на уроках английского языка в средней школе....

Использование метода проектов на уроках английского языка в среднем звене у учащихся с ЗПР как средство формирования положительного интереса к предмету.

Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во много...