Элективный курс для 9 класса немецкий язык "Страна и люди"
календарно-тематическое планирование по немецкому языку (9 класс) по теме

Солодовник Наталья Николаевна

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки в 9  классе. Рассчитан на 34 часа. Страноведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranovedenie_nemetskiy.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

                Элективный курс по немецкому языку

                          «Страна и люди»

                                  9класс

                     Пояснительная записка

Одной из важнейших задач основной школы в контексте модернизации российского образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В этой связи важная роль отводится организации предпрофильной подготовки на завершающем этапе обучения в основной школе.

Предлагаемый элективный курс, предназначенный для предпрофильной подготовки в 9 классе, призван помочь учащимся в выборе профиля обучения на старшей ступени школы, и выступает как дополнительное средство приобщения школьников к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка.

Выделение в УМК для основного курса по немецкому языку (автор Бим И.Л.) специального страноведческого блока наряду с тем, что страноведческие сведения пронизывают и другие блоки, позволяет повысить удельный вес и значимость страноведческой и в целом социокультурной информации. Однако дефицит учебного времени и необходимость решать целый комплекс задач часто не позволяет качественно проработать представленные в учебнике и книге для чтения страноведческие материалы. Вместе с тем школьники проявляют большой интерес к культуре народа-носителя данного языка.

Предлагаемый курс рассчитан на школьников основной ступени общего образования и ориентирует на выбор гуманитарного профиля обучения.

Разработка теоретической и практической частей курса по немецкому языку "Страна и люди" осуществлялась на основе Концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе, разработанной Е.И. Пассовым. Предпрофильное обучение в 8-9 классах направлено на более раннее выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности в будущем.Предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в образовании, так как он обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащегося. Актуальность курса “Страна и люди»” определяется повышением интереса к изучению иностранного языка, как средства для диалога культур, осуществления научно – технических проектов с другими странами, ростом роли Европейского союза в мировом сообществе.

Рабочая программа курса по выбору “Страна и люди” предназначена для учащихся 9-х классов. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Общее количество часов - 34.

Цель программы:

содействие совершенствованию иноязычной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);

подготовка к осуществлению осознанного профессионального выбора.

Задачи программы:

  •   Углубление представлений учащихся о Германии, её истории, о стиле жизни немецких сверстников;

  • Учить выделять культурный компонент в изучаемом материале, в том числе прибегая к использованию аналогий и сравнения информации о восприятии мира немцами и россиянами;

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся;

  • Оказать помощь в профильном самоопределении обучающихся в процессе предметно - ориентированной деятельности;

  •  Развивать  интерес и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

  • Формировать коммуникативные умения и речевые навыки, обеспечивающие познавательно-коммуникативные потребности учащихся;

  • Формировать  уважение к языку и культуре носителей языка;

  • Создать  условия для знакомства с учебно – практическим содержанием гуманитарного профиля в 10-11-х классах.

Программа предусматривает традиционные уроки, уроки – лекции, практические занятия (заочные экскурсии, постановка сказки, ролевая игра), создание индивидуальных и групповых творческих проектов.

В ходе изучения курса учащиеся познакомятся с проблемно-познавательной информацией о стране изучаемого языка, её истории, выдающихся людях, о жизни зарубежных сверстников, узнают о механизме использования информационных технологий сбора и обработки материала. Курс тесно связан и опирается на знания учащихся, полученные при изучении немецкого языка, литературы, географии и истории. Контроль уровня достижений учащихся осуществляется с помощью тестов по итогам каждого    раздела программы, которые учащиеся проверяют по ключу и оценивают в баллах самостоятельно.

                      Структура и содержание курса

Курс рассчитан на 34 учебных часа. Он может быть также реализован при меньшем количестве часов за счет отбора содержания адекватного условиям проведения и разработки соответствующего маршрута путешествия.

Содержание курса представлено двумя тематическими блоками:

1.Общие сведения о Германии. Географическое положение. Население. Климат. Государственная символика. Политическое и административное устройство.

2.Федеральные земли и города Германии. История и достопримечательности немецких городов. Культурная жизнь. Традиции и праздники. Выдающиеся люди.

В структурном отношении курс состоит из 3 этапов:

  1. подготовительного, целью которого является создание мотивации на изучение данного элективного курса, актуализация фоновых знаний учащихся, полученных при изучении основного курса немецкого языка и других школьных предметов и разработка маршрута путешествия;
  2. основного, на котором осуществляется заочное путешествие по разработанному маршруту;
  3. заключительного, рефлексивного, предполагающего подведение итогов и анализ результативности элективного курса.

Виды контроля:

  1. Рефераты.  
  2. Презентации
  3. Тесты по страноведению
  4. Кроссворды
  5. Заочные экскурсии


Тематическое планирование

Тема

№ урока

дата

Факт.

дата

    Содержание темы

Задачи

Учебные материалы и оборудование

I.Символика Германии

1

1.Повторение общих сведений о Германии

2.Герб, флаг Германии

3. Государственный гимн

  1. Повторить и систематизировать страноведческий материал, изученный в основном курсе немецкого языка.
  2. Расширить и углубить знания учащихся о Германии, касающиеся общей характеристики страны.
  3. Развивать умения учащихся в разных видах чтения (изучающем, просмотровом, ознакомительном) и умения в говорении на базе прочитанных текстов.
  4. Формировать положительную мотивацию к изучению элективного курса и немецкого языка в целом.

1.Vitamin.de №

2.Карта Европы. Карты Германии (по количеству учащихся).

3.Немецкий язык. Приложение к газете «Первое сентября» Контурные карты Германии

 4.  Видовые открытки, фотографии, туристические проспекты.

II.История Берлина

1.История

Берлина и его объединение.

2.Остров музеев

3.Бранденбургские ворота

III.Немецкие города

1.Архитектурные стили Германии

2.Архитектурные стили Германии

3.Город Майнц

4.Город Кёльн

5.Гамбург

6.Дрезден

IV.Германия – член Европейского союза

1.Европа и цивилизация

2.Европейский флаг

V.Повседневн-

ая жизнь в Германии

1.Еда

2.Поход в кафе, ресторан

3.Блюда национальной кухни

4.Жильё

5.Виды домов

6.Покупки

7.Одежда

8.Поход в магазин

6.Всемирно известные немцы

1.Учёные: А.Эйнштейн

2. Р. Кох

3.Г. Шлиман

4.Искусство:

6.А.Дюрер

7.Л. Кранах

8.Литература

9.И.В.Гёте

10.Ф.Шиллер

11.Г.Гейне

10.Музыка

11.И. Бах и.Л. Бетховен

12. Урок-зачёт

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30

31.

32.

33.

34

 

 

 

 

  1. Знакомство с историей Берлина

  1. История берлинского герба–«Берлинский медведь»

  1. Знакомство с основными достопримечательностями Берлина

  1.  Архитектурные стили Германии

  1. Знакомство с историей и достопримечательностями немецких городов

  1. Биографии великих людей, проживавших в этих городах

  1. Музеи и картинные галереи

  1.  Символика европейского Союза

  1. История создания европейского союза

  1. Роль Европейского союза сегодня

  1. Знакомство с повседневной жизнью в германии
  2. Описание различных типов построек в германии
  3. Жилье типичной немецкой семьи
  4. Национальная немецкая кухня
  5. Различные виды магазинов
  6. Повседневная и деловая одежда

  1. Знакомство с жизнью и творчеством великих немцев
  2. Изучение некоторых литературных произведений

немецких поэтов

  1. Знакомство с немецкой живописью эпохи Возрождения

  1. Знакомство с некоторыми музыкальными произведениями немецких композиторов

1.Способствовать расширению страноведческого кругозора учащихся за счет новых сведений о федеральных землях и городах Германии, их истории, достопримечательностях.

2.Развивать умения учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

3.Обогатить словарный запас учащихся.

4.Воспитывать у школьников толерантное отношение к иной культуре и ее представителям.

  1. Развивать умения учащихся в разных видах чтения (изучающем, просмотровом, ознакомительном) и умения в говорении на базе прочитанных текстов.

  1. Обогатить словарный запас учащихся.

  1. Воспитывать у школьников толерантное    отношение к иной культуре и ее представителям.

  1.Способствовать расширению страноведческого кругозора учащихся за счет новых сведений о федеральных землях и городах Германии, их истории

2.Воспитывать у школьников толерантное    отношение к иной культуре и ее представителям.

3.Развивать умения учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

4.Обогатить словарный запас учащихся.

5.Воспитывать у школьников толерантное отношение к иной культуре и ее представителям.

1.Знакомить учащихся с повседневной жизнью носителей языка, социокультурными особенностями, традициями и обычаями немцев.

2.Развивать умения учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

3.Обогатить словарный запас учащихся.

4.Воспитывать у школьников толерантное отношение к иной культуре и ее представителям.

1.Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание учащихся на лучших образцах немецкой литературы, музыки, изобразительного искусства.

2.Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся по изучению немецкого языка.

3..Развивать умения учащихся во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме.

4..Обогатить словарный запас учащихся.

5..Воспитывать у школьников толерантное отношение к иной культуре и ее представителям.

  1. Проконтролировать усвоение учащимися содержания элективного курса через выполнение страноведческих тестов.
  2. Подвести итоги изучения элективного курса.

Формировать у учащихся рефлексивные умения.

1.Vitamin.de № 36 стр. 7 Берлин

№ 42 стр.9- падение Берлинской стены.

2.Видеофильм о Берлине

3.Немецкий язык. Приложение к газете «Первое сентября»,

 

4.материалы из интернета

 5.Открытки с видами Берлина, туристические проспекты, фотографии.

  1. По странам изучаемого языка: Нем. яз.: Справ. материалы для учащихся сред. и ст. кл./Авт.-сост. О.Г. Кузьмин, О.М. Герасимова. – М.: Просвещение, 2001

  1. Немецкий язык. Приложение к газете «Первое сентября»

3.Строкина Т.С. 85 устных тем по немецкому языку

4.Материалы из интернета

( презентации)

  1. Видеофильмы

1.По странам изучаемого языка: Нем. яз.: Справ. материалы для учащихся сред. и ст. кл./Авт.-сост. О.Г. Кузьмин, О.М.

2.Немецкий язык. Приложение к газете «Первое сентября»,

3.Журналы «Vitamin de»

4.журналы «Deutschland»

        1.Л.В. Сеничева «Немецкий

 язык» Москва «Экзамен»

        2. Журналы «Vitamin-de»

        3. журналы «Первое сентября» «Deuts

        4 . Журналы «Deutschland»

.

  1. Немецкий язык. Приложение к газете «Первое сентября»

  1. Тексты произведений Гете, Шиллера, Гейне

  1. Музыкальные отрывки из произведений Баха, Листа, Вагнера, Бетховена

  1. Репродукции Дрезденской картинной галереи.

  1. Журналы „Deutsch kreativ“

  1. Л.Подгорная «История германии в биографиях»


Приложение

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, культуры Германии (всемирно известные достопримечательности, выдающихся людей и их вклад в мировую культуру), традиции;

технологию подготовки и реализации творческих проектов.

Учащиеся должны уметь:

поддерживать/вести беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы этикета;

работать с прочитанной/услышанной информацией в рамках программы;

анализировать, формулировать вывод на основе обобщения материала.

        Литература для учителя

        1.Панасюк Х.Г. Германия: страна и люди.- Минск, Высшая школа, 2004

        2. Журналы «Vitamin-de»

        3. Приложение к журналу «Первое сентября» «Deutsch»

        4. Подгорная Л.И. История Германии в биографиях .С-Петербург, Каро, 2002

        5. Никитина Л.К. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный

          язык.   АППО,2005

       6.Суркова Е. В. Страноведческий материал о немецкоговорящих странах. Волгоград

         «Учитель» ,2006      

      Литература для обучающихся

     1.Панасюк Х.Г. Германия: страна и люди.- Минск, Высшая школа, 2004

     2.Подгорная Л.И. История Германии в биографиях .С-Петербург, Каро, 2002

Описание материально- технической базы.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: географические карты

Германии, учебные фонетические, лексические и грамматические таблицы, раздаточный материал.

Технические средства обучения:  магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор,  экран проекционный.

Интернет - ресурсы:

www.deutschlern.net

http://www.goethe.de/lrn/duw/auf/deindex.htm

http://www.goethe.de/ins/pl/kra/prj/que/deindex.htm

http://daf-webquests.blog.com/ 

http://www.goethe.de/z/jetzt/dejart53/dejprv53.htm

http://www.labbe.de/lesekorb/

http://www.klickdeutsch.com.br

http://www.passwort-deutsch.de

http://www.dw-world.de/

http://www.vitaminde.de/

http://www.schubert-verlag.de/aufgaben/   

http://www.deutsch-uni.com.ru/method/method.php 

http://www.deutschesprache.ru/Grammatik/index.php

www.franklang.ru   

http://www.russlandonline.ru/

- http://www.vorleser.net/

http://www.gratistexte.de/

http://www.liberley.it/spr/russisch.htm    www.language4.me


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Говорим по немецки!"

Программа элективного курса"Говорим по немецки" предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на34 часа....

Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

Элективный курс лингвострановедения по немецкому языку для 9-11 классов

Лингвострановедческий подход актуален для любого этапа обучения. Учащиеся любого возраста проявляют интерес к жизни своих сверстников за рубежом, к их обычаям, традициям, укладу повседневной жизни, фо...

программы по информатике 5-9 (Босова Л.Л.) и 10-11 классы(Угринович Н.Д.),элективный курс 11 класс

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатиза...