Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

 

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитанию членов информационного общества. В настоящее время на первый план выходит тенденция широкого применения персональных компьютеров в преподавании общеобразовательных предметов, в том числе и обществоведческих, то есть использования новых информационных образовательных технологий. Новые возможности, выявленные в результате анализа педагогической практики использования мультимедиа технологий, такие как интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером, интеграция  с другими программными продуктами, гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач, позволяют значительно улучшить учебно-воспитательный процесс.

Кроме того, важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx23.08 КБ
Microsoft Office document icon proektnye_informacionnye_tehnologii_v_kurse_obshchestvoznaniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса.11 класс.Обществознание.

№№

занятия

Тема

Кол-во

часов

Виды и формы работы

Использование ИКТ

Знания и  умения ОО «Обществознание»

Сроки проведения

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

Лекция с элементами беседы

Виды заданий.

Критерии к оцениванию.

2

 Разработка основных идей проекта по теме «Общество».

1

Практическая работа

Определение темы. Разработка основных идей проекта. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы.

Основные понятия и категории темы «Общество».

Уметь: характеризовать с научной позиции основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы.

3

Основные понятия и категории темы «Общество».

1

Терминологический практикум

4

Моделирования темы «Общество».

1

Создание макета проекта

5

Презентация модели проекта по теме: «Общество».

1

Защита проекта

6

Проектирование деятельности по теме: «Человек».

1

Практическая работа

 Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Распределение обязанностей внутри группы. Определение сроков окончания проекта и представления его к защите.

Основные понятия и категории  по теме  «Человек». Извлекать необходимую социальную информацию из различных источников.

Характеризовать проблемы человека в современном мире.

Систематизировать и классифицировать представленные данные по предложенным критериям.

7

Определение формы проекта по теме: «Человек».

1

Создание макета проекта

8

Определение критериев оценки проекта.

1

Лабораторная работа

9

Основные понятия и категории  по теме:  «Человек».

1

Терминологический практикум

10

Особенности работы с программой Microsoft Power Point.

1

Практическая работа

Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта.

Основные понятия и категории содержательной линии «Познание».

Анализировать и интерпретировать социальную информацию.

Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

11

Структурирование проекта по теме: «Познание».

1

Лабораторная работа

12

Основные понятия и категории  по теме:  «Познание».

1

Терминологический практикум

13

Моделирования темы «Познание».

1

Создание макета проекта

14

Работа в программе Microsoft Power Point по теме: «Экономика».

1

Практическая работа

Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта в современных условиях. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом.

Основные понятия и категории содержательной линии «Экономика».

Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

15

Дизайн проекта по теме: «Экономика».

1

16

Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Экономика». 

1

Лекция с элементами практикума.

17

Моделирования темы «Экономика».

1

Создание макета проекта

18

 Особенности работы в сети Internet.

1

Лекция с элементами практикума

Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта). Работа с Microsoft Power Point.. Работа в сети Internet.

Основные понятия и категории содержательной линии «Социальная сфера».

Выявлять внутренние и внешние связи (причинно-следственные, логические, функциональные) изученных социальных объектов.

19

Подбор материала для оформления темы «Социальная сфера».

1

Практическая работа

20

Подбор аудио и видео ряда для оформления темы: «Социальная сфера».

1

21

Моделирования темы : «Социальная сфера».

1

Создание макета проекта

22

Работа с макетом темы: «Политическая сфера».

1

Лекция с элементами беседы

Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда. Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) 

Основные понятия и категории содержательной линии «Политическая сфера».

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

23

Основные понятия и категории содержательной линии «Политическая сфера».

1

24

Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) по теме «Политическая сфера».

1

Практическая работа

25

Моделирование проекта по теме «Политическая сфера».

1

Создание макета проекта

26

Работа с программой Adobe Photoshop.

1

Практическая работа

Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier, Macromedia Flesh MX. Контроль промежуточных этапов работы над проектом.

Основные понятия и категории содержательной линии «Право».

Оценивать реальные явления и тенденции общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма

27

Работа с программой Adobe Premier.

1

Практическая работа

28

Применение программ для оформления темы «Право».

1

Создание макета проекта

29

Моделирование проекта по теме «Право».

1

Создание макета проекта

30

Особенности корректировки готового проекта.

1

Практикум

Отладка готового проекта. Проверка грамматики. Объединение отдельных частей проекта в единое целое. Заключительная дизайнерская обработка проекта.

Основные понятия и категории содержательной линии «Духовная сфера».

Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам .

31

Заключительная дизайнерская обработка проекта.

1

Практическая работа

32

Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Духовная сфера».

1

Практикум

33-

34

Итоговое занятие.  Защита проекта. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе.

2

Защита проектов.

Анализ результатов работы. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе.

Основные понятия и категории курса. Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Осмысливать собственный социальный опыт и использовать его при анализе, интерпретации и оценке информации.



Предварительный просмотр:

 Проектные информационные технологии в курсе обществознания.

Элективный курс для учащихся 11 класса.

Учитель истории и обществознания

МОУ Ленинской СОШ

Коробка И.И.

Пояснительная записка

к рабочей программе элективного курса для учащихся 11 класса

 Проектные информационные технологии в курсе обществознания.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитанию членов информационного общества. В настоящее время на первый план выходит тенденция широкого применения персональных компьютеров в преподавании общеобразовательных предметов, в том числе и обществоведческих, то есть использования новых информационных образовательных технологий. Новые возможности, выявленные в результате анализа педагогической практики использования мультимедиа технологий, такие как интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером, интеграция  с другими программными продуктами, гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач, позволяют значительно улучшить учебно-воспитательный процесс.

Кроме того, важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является сформированность умений и  навыков мышления, то есть способность к самообучению.

        Проведение на протяжении ряда лет итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Учет этих данных позволяет учителю совершенствовать многие стороны учебного процесса.

        Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин позволяет скорректировать организацию учебного процесса, определить основные направления совершенствования содержания и методики обучения предмету. Для более эффективной подготовки к итоговой аттестации необходимо углубленное изучение содержательных линий ЕГЭ.

        С целью совершенствования методики преподавания курса обществознания, для углубленного изучения отдельных элементов общественной жизни предлагается в 11 ввести элективный курс «Проектные информационные технологии в курсе обществознания».

        Основными задачами курса являются:

 формирование познавательной активности и самостоятельности учебных действий обучаемых,

 развитие навыков анализа и синтеза обществоведческого материала, воспитание гражданской позиции учащихся;

актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;

обобщение и  систематизация полученных знаний;

ориентация на выбор профессии.

Реализации этих задач на практике отвечает применение проектного метода обучения.

Курс разработан на основе программ, рекомендованной ИПК и ПРО г.Ростова на-Дону («Проектные информационные технологии в истории» Тороп В.В., к.и.н., учитель истории и обществознания московской школы №1215 им. Р.Роллана и «Многоликое общество» Никандрова Н.Г. учителем истории и обществознания ЧР).   Адаптирован в соответствии с программой обучения 11-классников универсального (непрофильного) обучения по БУП-2004г и рассчитан на 34 учебных часа.

Содержание рабочей программы элективного курса

Введение. Цели и задачи курса.

Разработка основных идей проекта. Определение темы. Формулировка гипотезы проекта. Выбор рабочей группы. Начало моделирования темы «Общество». Основные понятия и категории содержательной линии. Характеристика с научной позиции основных социальных объектов, их места и значения в жизни общества как целостной системы.

Проектирование деятельности. Анализ поставленной проблемы. Определение формы проекта. Определение критериев оценки проекта. Особенности работы над темой  «Человек». Основные понятия и категории содержательной линии. Извлечение необходимой социальной информации из различных источников. Характеристика проблемы человека в современном мире. Систематизация и классификация представленных данных по предложенным критериям.

Работа с Microsoft Power Point. Структурирование проекта. Разработка темы  «Познание». Основные понятия и категории содержательной линии. Анализ и интерпретация социальной информации. Сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий.

Работа с Microsoft Power Point. Дизайн проекта. Подбор аудио и видео ряда для оформления темы «Экономика».  Основные понятия и категории содержательной линии. Установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Обучение навыкам работы с источниками и фактами. Принципы анализа факта в современных условиях.

Работа в сети Internet. Подбор материала для оформления темы «Социальная сфера». Основные понятия и категории содержательной линии. Выявление внутренних и внешних связей (причинно-следственных, логических, функциональных) изученных социальных объектов. Художественное и звуковое оформление проекта (дизайн проекта).

Работа с макетом. Представление числовой информаций различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) по теме «Политическая сфера». Основные понятия и категории содержательной линии. Раскрытие на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук.

 Работа с Adobe Photoshop, Adobe Premier. Применение программ для оформления темы «Право». Основные понятия и категории содержательной линии. Оценка реальных явлений и тенденций общественного развития, действия субъектов социальной жизни, различные суждения о социальных объектах с позиций научного знания, социальных норм, принципов гуманизма.

 Особенности корректировки готового проекта. Заключительная дизайнерская обработка проекта. Объединение отдельных частей проекта в единое целое на примере темы «Духовная сфера». Основные понятия и категории содержательной линии. Формулировка на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам.

Итоговое занятие.  Защита проекта. Правила подготовки защитной речи. Публичное выступление в классе, школе, на конкурсе. Анализ результатов работы.

Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Осмысление собственного социального опыта и использование его при анализе, интерпретации и оценке социальной информации.  

 

Учебные пособия.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 10 класс. М, «Просвещение», 2010

Боголюбов Л.Н. и др.. Обществознание, 11 класс М, «Просвещение», 2010

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. М, «Дрофа», 2010

Князев В.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. М, «Рольф», 2010

Варианты заданий для подготовки к Единому Государственному Экзамену по обществознанию.

Литература для учителя:

Бобко И.М., Молокова А.В., Молоков Ю.Г. Тенденции развития информатизации общеобразовательной школы. Новосибирск, 2006.

Божко А.Н. Photoshop: Ретушь и коррекция изображений.  М., 2003.

Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. 2007. № 1.

Бурлаков М. Самоучитель Macromedia Flesh MX. СПб, 2008

Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.2008

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 2006

Дела-Роса Р., Дела-Росса А. Adobe Photoshop для художников +CD. СПб, 2008

Дроблас А., Гринберг С. Adobe Premiere 6.5. Библия пользователя: Первод с английского. + CD. М., 2008.

Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд-шоу. М., 2008.

Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе изучения истории. М., 2006.

Кишик А.Н. Adobe Photoshop 7.0: Эффективный самоучитель. М., 2008

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2006.

Круглова О.С. Технология проектного обучения . 2007.

Резник Ю.А. Графика, звук, видео на ПК: Популярный самоучитель. М., 2009.

Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М., 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2008.

Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. 2006.

Периодические издания

Приложение к изданию «Первое сентября».

Журналы:  «Практические советы учителю», ИПК и ПРО г.Ростов на Дону;  «Практический журнал для учителя»; «Методист», «Преподавание истории и  обществознания в школе» и другие.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса являются:

—  определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

—  исследование реальных связей и зависимостей,

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

—  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,  медиа- аудиовизуальный ряд и др.);

— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

—  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу; из аудиовизуального ряда в текст; из текста, иллюстраций в компьютерную презентацию и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;    адекватное    восприятие    языка средств массовой информации;

— владение навыками редактирования текста; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской   деятельности,    элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов; создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений с использованием мультимедийных  технологий,   реализация  оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

—  пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения элективного курса с точки зрения обществознания ученик должен:

 знать и понимать:

-     биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-  тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

-  особенности социально-гуманитарного познания;

 уметь:

-   характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-  анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-   раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

-  извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-  готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-   применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-  совершенствования собственной познавательной деятельности;

-  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

-  решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса с точки зрения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

1) объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;

2) различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;

3) назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

4)  назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

5) использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;

6) назначение и функции операционных систем;

уметь:

1) оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

2) распознавать информационные процессы в различных системах;

3)  использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

4)  осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

5) иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

6) создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

7) просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

8) осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

9)  представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

10) соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) эффективной организации индивидуального информационного пространства;

2) автоматизации коммуникационной деятельности;

3)  эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Элективный курс для 9 го класса по обществознанию "Практическое административное право"

Выбор темы предлагаемого элективного курса определяется следующим. Поскольку изучение вопросов административного права поверхностно или в излишне теоретизированной форме ведется в курсах обществознани...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса

В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...

Рабочая программа по предмету: обществознание (Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания») 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный прика...

Программа курса по обществознанию(элективный курс)

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для пониания учеников аспектов современного обществознания, в ходе подготовки к ЕГЭ....