Использование игр на уроках иностранного языка на начальном этапе
статья по немецкому языку по теме

Трякина Александра Николаевна

В данной статье рассматриваеется использование игр на уроках иностранного языка на начальном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igr_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  А.Н. Трякина (г. Саранск)

Использование игр на уроках иностранного языка на начальном этапе

     Современная школа предполагает изучение иностранного языка со второго класса. Задачей обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей достичь высоких результатов.

     Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры и поведения. Язык в данном случае рассматривается как средство воспитания и развития личности ученика, приобщения его к европейской и собственной культуре, национальному этикету.

     В начальной школе очень важна игра. Она помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра – это, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми” [1].

     Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Развитию словесно - логической памяти способствует применение ярких игрушек, картинок и карточек со словами. Одним из удачных вариантов игры в младших классах являются игры с игрушками.

     Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи и сделать интересными элементарные высказывания. Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там внимание и воображение, там работает мышление. Чувство “равноправия”, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это создает для учащихся благоприятную психологическую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результате обучения. А главное - возникает чувство удовлетворенности. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

     Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям. Игра ставит ученика в условие поиска. Пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть добрым, собранным, ловким. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои пожелания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

         Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие “строить” фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.

     Игры можно использовать на всех этапах обучения. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т.д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Проведение контроля в игровой форме нравится учащимся младших классов, заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь учитель оценивает их знания, делает выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать.

     В начальной школе для изучения немецкого языка можно предложить следующие игры. Наиболее легкие для 2 класса: «ABC-Karten», «Buchstabieren», «ABC mit dem Ball», «Buchstabensalat», «Welcher Buchstabe fehlt». Эти игры сделают изучение немецкого алфавита, незнакомых букв более легким. Для отработки произношения можно использовать скороговорки, отсортированные по звукам, которые лучше всего тренировать с их помощью. Немецкие сложносоставные слова не покажутся детям длинными и громоздкими после игровых заданий по их составлению: «Wörter bilden», «Zuordnen», «Wort-Igel», «Wörter basteln».

     Лексические и грамматические игры предусмотрены для объяснения, закрепления и отработки различных лексических тем и грамматических конструкций. Можно предложить такие игры, как: «Was hat welche Farbe?», «Mathe auf Deutsch», «Wie spät», «Nenne den Gegenstand», «Jahreszeiten», «das tierische ABC», «Ballspiel», «Ein!-Kein!», «Quatsch», «Pantomime» и т.д. С помощью этого игрового материала, путем повторения и варьирования, можно разнообразно и интересно "вложить" в детские головы необходимую по программе лексику и грамматику.

     Подвижные и пальчиковые игры помогают созданию у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации. С их помощью можно не только хорошо отработать лексический материал, но и формировать воображение и языковое чутье. Они позволяют разнообразить виды учебной деятельности и делают процесс изучения иностранного языка более динамичным и интересным. Очень нравятся ученикам такие игры, как: «Begrüßung», «der Koch», «die Vöglein fliegen», «Enten», «die Maus» и т.д.

     С помощью игровых сценок, диалогов, например, таких как «Begrüßung und Bekanntschaft», «Interwiev», «Fernsehbrücke», «Erdkunde auf Deutsch»,  песен, стихов можно донести до ребенка культуру чужого языка, информацию о немецких праздниках, обычаях и традициях.

     Игровые задания оценивать с помощью баллов невозможно, поэтому можно предложить такой вариант. Учитель делает две большие карточки, на одной из которых рисует улыбающееся лицо, а на другой - грустное. Понятно, что улыбающееся лицо будет обозначать «правильно», «молодец», «отлично» и т.д., а грустное - «поправь себя», «подумай еще» и т.д.

     Таким образом, использование различных видов игр является успешным и результативным методом при обучении иностранному языку в начальной школе.

Литература:

  1. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пособие / Н.Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. – М. : Айрис-пресс, 2004.- 240 с.
  2. Райнеке, Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: метод. пособие / Ю.С. Райнеке. – М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе

Общеобразовательные учреждения ориентируются на повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности изучения иностранного языка. В течение XXвека лингвистика, психология, методика и дид...

Игры на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.

Методические рекомендации по использованию игровых приемов на уроках иностранного языка в начальной школе....

использование тестирования на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.

В данной статье говороится о неоходимости использования такого вида контроля как тестировани уже на начальном этапе обучения. Так как багаж знаний у учащихся еще мал, то речь идет не о полном тестиров...

Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения.

В данной конкурсной работе вы сможете познакомится со здоровьесберегающими технологиями, которые можно использовать на начальном этапе обучения иностранному языку....

Методическая разработка (пособие) «Использование кинезиологических упражнений на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения»

На уроках важно учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Учитель должен стремиться к созданию ...

Использование пиктограм на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Примеры использования пиктограмм на конкретных темах, виды пиктограмм для уроков....