Использование ИКТ на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx61.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках немецкого языка.

В основу использования на уроках иностранного языка мультимедийных презентаций положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации. Создавая презентацию, учащиеся сочетают все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится просмотреть немало печатного материала, поработать с лингвострановедческими и энциклопедическими справочниками и словарями. Также тексты для чтения используются на слайдах презентации. Таким образом, у учащихся формируются лексические, грамматические, произносительные навыки чтения.

Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран. Кроме этого мультимедийые презентации используются мною при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому  высказыванию.Их применение ведет к лучшему усвоению материала из-за возможности использования анимации, изменения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц.

Широкое применение ИКТ на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения.  Раньше я давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.

Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации.    Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает мне создавать для каждого ученика   ситуацию успеха, т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха. 

Информация в виде текста, графики, звука и движущихся картинок помогает: расширять и углублять знания, умения, навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельности; стимулирует интерес учащихся к изучению предмета, речемыслительную деятельность и оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, включаются музыкальные, анимационные заставки, фотографии, картинки, которые помогают усвоению и снижают утомляемость; способствуют развитию кругозора учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Знакомство с культурным наследием немецкоязычных стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Интернет  представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.

Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:

1.     включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

2.     проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

3.     повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;

4.     формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

5.     формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

6.     совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети.

7.     совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;

8.     пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

9.     получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.

Учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).

Можно дифференцировать содержание работы по классам. Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев. Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес». В 3 -ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества, организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».

В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре. В то же время в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью, традициями других народов.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство - светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-ой) о Свободе совести говорится о том, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять не зависимо от места жительства или должности человека. Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29 статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных организаций должна определяться правовыми критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д. Он отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня осложняется негативными историческими традициями, многоконфессиональным и полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения.

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе.

Как в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу.

Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедывания.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое - изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе - развитие основных составляющих толерантности и взаимодействия. Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс). Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) - постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Соответственно тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс

1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

Игровая программа: « Самый, самый, самый», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть - наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

6 класс.

Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)

1. Я как член семьи. Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей - первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс

1. Малая Родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из…»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким»; «Терпимое отношение к людям»; «Атмосфера доверия и доброжелательности»; «Основы бесконфликтного общения». Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс

1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Великая святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «Моя твоя не понимает, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию - всюду рана»; «Менталитет - зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»; Тренинг «Эмпатия - основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс

1. Культура мира. Классные часы: «Человек - созидающий или разрушающий»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дала»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина по правам человека «Имею право». Безусловно основу целенаправленной работы по воспитанию толерантности должна составлять организация совместной деятельности и общения детей, где проявляется и формируется толерантность ребенка. Этой проблеме будет посвящена статья в следующем номере журнала «Ярославский педагогический вестник».

Экологическая культура учащихся

Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. В современной науке понятие "экология" характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природ оохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (ИД.Зверев, А-Н.Захлебный, И.Т.Су-ровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников и формирования их экологической культуры. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Междисциплинарный подход требует точного определения места и роли каждого предмета в общей системе экологического образования. Такой подход предполагает взаимное согласование содержания, форм и методов экологического образования, единую логику развития ведущих идей и понятий, их последовательное изучение и углубление. Систематичность и непрерывность экологического образования достигаются при условии учета ступеней обучения (начального, неполного среднего, полного общего образования), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал нацеливает целостный педагогический процесс на взаимосвязь изучаемых знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным их восприятием, эстетическим переживанием. Важно в процессе формирования экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные воздействия человека на природу в масштабе конкретного региона, мира в целом.

Что же понимается под термином толерантность:
- толерантность - терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, отличающихся от собственных (7).
- толерантность - как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (Brislin R.W., 1981). В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:
- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;
- внутренняя толерантность (к неопределенности) - способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия (5).
- толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений (6).
Принято считать толерантность одним из существенных проявлений, даже социально-психологическим основанием демократии. Особенно демократии в либеральном истолковании (не делай другому то, что ты не хотел бы, чтобы делали тебе; каждый имеет право на свой образ жизни). Толерантность как социальное свойство социальных и политических субъектов нельзя недооценивать. Ее надо там, где она неразвита, культивировать, способствуя тем самым гашению экстремистских комплексов в коммуникативном поведении, в политическом сознании, в социальных действиях. Но не следует, и переоценивать, возводя в некий абсолют демократических отношений между людьми. Толерантность органически связана с явлениями социального и политического плюрализма. И только в условиях плюрализма, стратификационной дифференциации людей и духовного многообразия может существовать. Она является следствием социальной дифференциации людей, гомогенности условий их бытия, многообразия способов жизнедеятельности и мировоззренческих парадигм.
Толерантность и конфликтность человеческих отношений не являются абсолютными противоположностями, взаимоисключающими противоположностями. Во-первых, толерантность возникает как реакция на многообразие жизненных форм, которое потенциально конфликтогенно. Во-вторых, толерантность представляет собой определенный тип поведения в конфликтных ситуациях, именно такого поведения, которое ориентировано не на обострение конфликтное и, хотя не всегда обеспечивает его урегулирование, тем не менее, является одним из этических и психологических факторов конструктивного исхода конфликта. В-третьих, конфликтность, в свою очередь, не является абсолютным свойством человеческих отношений ("войны всех против всех") благодаря толерантным установкам. В-четвертых, конфликтность не обретет конструктивных функций, т. е. не станет исходным импульсом позитивных социальных изменений без поиска субъектами взаимодействия приемлемых решений через механизмы толерантных отношений. Наоборот, ее деструктивная функция усугубится.
Стало быть, абсолютно противополагать социальную конфликтность и социальную толерантность теоретически несостоятельно. Без того и другого демократия не бывает. Неверно и характеризовать их в координатах оценок "хорошо" - "плохо", "позитивное" - "негативное", "функциональное" - "дисфункциональное". Социальное значение того и другого зависит от многих конкретно-исторических факторов и переменчиво.
Толерантность обычно сводят к взаимотерпимости людей, занимающих разные позиции, придерживающихся разных точек зрения, образ жизни которых не совпадает по стилевым особенностям, тем более, по содержанию и смыслообразующим ценностям. Сферу выявления ее видят в коммуникативном поведении, в обыденном, деловом и официальном общении. В таком распространенном толковании есть, конечно, некий смысл. Но оно не исчерпывает понятие, а самое главное - допускает злоупотребление фактором терпения, чему в российской истории мы видим массу прискорбных примеров. На так называемом терпении русского народа, да и других национально-этнических общностей спекулировали многие политические силы. Традиция эта не пресеклась. Долготерпение русского народа возводят чуть ли не в абсолютную ценность национального характера. Но это еще не факт, будто оно является эксклюзивным способом социально-исторического бытия русского народа и выполняет конструктивную функцию в его судьбе.
Толерантность не является безусловным принципом и свойством человеческих отношений. Ее непременным условием, вне которого она не может сформироваться и теряет всякий функциональный смысл, является социально-стратификационный плюрализм общества, некое единство экзистенциальных ценностей (например, ценностей выживания нации, гражданских прав) и гуманистический тип социума. Толерантность есть определенный тип социальности, которая является результатом демократического развития социума, прежде всего, прав и свобод человека. Она включает в себя, во-первых, гуманистическую взаимную непредвзятость социальных субъектов образа жизни и мыслей друг к другу. Каждый имеет право на свой образ жизни и свое мировоззрение, свои убеждения, если они не препятствуют образу жизни и образу мыслей других субъектов. Социокультурная и социо-психологическая непредвзятость, однако, не есть согласие с тем, что противоречит демократическим и гуманистическим принципам человеческого общежития или угрожает достоинству и свободе социальных субъектов. Концепция и психология непротивления злу насилием и капитуляция перед теми, кто попирает права и свободы граждан, культивирование социальной пошлости и унижения человеческого достоинства - ничего общего не имеет с толерантной непредвзятостью, хотя и вписывается в понятие терпимости.
Во-вторых, толерантность включает в себя уважение к личности, независимо от этнической, религиозно-конфессиональной, социально-стратификационной принадлежности, гражданства. Это то, что можно было бы определить как принцип суверенности личности в социальных отношениях и коммуникативных процессах. В-третьих, толерантность как принцип демократических отношений толерантность исходит из многообразия экзистенциальных форм бытия и из признания права каждого человека на выбор своей модели существования (если она не угнетает другие), своей позиции, своего образа и стиля жизни. Установка на унифицированность образов жизни, на духовную монополию, на безальтернативность жизненных путей подавляет и отвергает толерантность отношений. Наконец, в-четвертых, толерантность - это и взаимокорректность людей в обыденном, деловом, политическом общении, включая и конфликтные ситуации. Этот аспект часто характеризуют как коммуникативную толерантность в вербальном (устном и письменном) общении. Однако толерантность - это не только вербальная корректность субъектов общения. В коммуникативных процессах она, прежде всего, предполагает взаимообязательность субъектов как на интерперсональном, так и на межгрупповом и социальном уровнях. Вербальная толерантность в коммуникативных и интеракционных процессах, безусловно, важна. Низкая речевая культура общения, использование вульгарной лексики и крутых фразеологизмов, выстраивание обвинительного или уничижительного стиля "изъяснений" - один из нейро-лингвистических конфликтных источников и средств разжигания конфликтных ситуаций. Язык любого народа потенциально содержит лексемы, фразеологизмы, даже фонемы, которые в определенных социальных контекстах становятся экспрессивными конфликтогенами. В коммуникативных процессах, для которых характерны стрессовые отношения, они являются одной из существенных причин провоцирования конфликтов, их актуализации и открытого обострения. Они используются как средство создания взаимоотталкивающих перцептивных образов, что, в свою очередь, превращает коммуникативный процесс в контрпродуктивный, выстраиваются препятствия к поиску консенсуса и взаимоприемлемого выхода из конфликтной ситуации.
В этой связи хотелось бы поставить социолингвистический вопрос: а не перегружен ли наш язык - и бытовой, и деловой, и политический, и литературно-художественный - конфликтогенными (в своей потенции) лексическими и синтаксическими конструкциями. Криминализация речевой стихии, перенасыщенность обеценной лексикой и фразеологизмами социальной подворотни, густо пересыпанная псевдоиностранными словечками, - все это не только национальное языковое бедствие, но и серьезная социокультурная опасность. Гуляет расхожее мнение, будто русский язык сам по себе, независимо от социального субъекта пользования, особо перегружен бранными конструкциями, сверхвыразительными обеценами. Может быть, и так, а может, и не так. Нужны сравнительные социолингвистические исследования. С лингвистической точки зрения, ненормативной лексики нет. Другое дело - социолингвистический контекст. Обе ценная лексика и фразеологизмы интенсивно проросли во все социальные пласты языкового общения. И это отнюдь не свидетельство ни культуры общения, ни - самое прискорбное - толерантности нынешнего российского менталитета. Замечу попутно, что в русском речевом общении отсутствует формула вежливого межличностного взаимообращения.
Но как бы ни была важна вербальная коммуникативная толерантность и этико-психологическая корректность, толерантность к ним не сводится. Ее проблематика и институциональность прежде всего коренятся в свойствах социальной ментальности, а также в их ситуативном состоянии. Формирование толерантных установок предполагает формирование толерантного демократического менталитета и гуманизации всей системы общественных отношений (4).

Каким образом трактуется в современной литературе этническая толерантность?
- Бесспорно, в полиэтническом мире толерантность, прежде всего, предполагает принятие этнодругого таким, каким он есть. Однако толерантность было бы опрометчиво сводить к принятию этнодругого только таким, каким он есть. А если этнодругой агрессивен, или, по меньшей мере, назойливо экспансивен, то таким его и надо принять, не противодействуя или не пытаясь нейтрализовать этих его качеств или фазовых состояний? (4)

- Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть (это ее онтология), а избирательное отношение к этнодругому, т. е. к иному этносу и его представителям. Она предполагает:

- готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности этнодругого;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.
Этническая, как и всякая иная толерантность, не безусловна. Ее необходимо культивировать. Хорошо известно, что для воспитания ненависти одного народа к другому большого ума не требуется. Но это бесчестно, и никогда не идет на пользу какому-либо этносу. Этническая масса, проникнутая неприязнью, тем более ненавистью к другому народу, по-своему несчастна, она обездоливает себя в многоцветном и поликультурном человеческом сообществе.

Воспитание толеранстности и формирование культуры поведения у школьников  в общественных местах.

Что же понимается под термином толерантность:
- толерантность - терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, отличающихся от собственных.
- толерантность - как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.  Важнейшим условием работы с детьми в этом направлении является выход на качественно иной уровень отношений учитель-ученик, что невозможно без изменения менталитета учителя, отказа от подавляющего,стиля отношений с учащимися. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми.
Основную роль в воспитании толерантности, формировании толерантного отношения к детям играют родители, педагоги, психологи. В первую очередь их воспитательные воздействия направлены на гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений, которая предполагает, обеспечение права и возможностей каждой личности на удовлетворение культурно-личностных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Для воспитания толерантности мною были проведены следующие классные часы:

- Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Взрослые и дети: причины непонимания. Система международного права и ценности толерантности.

Что касается воспитания культуры поведения, необходимо отметить, что именно в школе закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.
Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, отборности манер и так далее Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому из раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Курс «уроки толерантности» в средней школе. Соответствие федеральному и региональному компоненту примерного государственного стандарта в области образования. Гражданское образование в системе воспитательной работы ОУ: внеклассной и учебной.

Лекция

2. Понятие толерантности (3 часа)

 

2. 1.  Толерантность как понятие

Философское понимание толерантности. «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства.

Работа с карточками. Мозговой штурм.

2.2. Педагогические основы воспитания толерантности.

Основные методические принципы воспитания толерантности. Личностно-ориентированная педагогика. Деятельностный подход.

Лекция

3. Проявления нетерпимости (9 часов)

 

 3.1. Большинство и меньшинство.

Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе.

Меньшинства: религиозные, национальные.

 

Ролевая игра «Блондины и брюнеты».

Упражнение «Пустите меня в круг».

3.2. Богатые и бедные.

Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения.

Ролевая игра «Справедливое неравенство».

3.3. Инвалиды и здоровые люди.

Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права.

 

Упражнение «Эмпатия».

Упражнение «Слепой, глухой, парализованный».

3.4. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим.

Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Понятие инакомыслия. Свободы мысли, совести религии, слова: их границы и значение для создания толерантного общества.

 

Деловая игра «Сокращение отпуска»

3.5. Нетерпимость к асоциальным группам.

Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни.

 

Дискуссия (микрофон по кругу).

3.6. Проблемы межнациональных отношений.

Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации.

 

Упражнение «Национальности вокруг нас».

«Паутина национального конфликта».

3.7. Столица и провинция.

Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Пермь: столица или провинция?

Дискуссия.

3.8. Отцы и дети.

Взрослые и дети: причины непонимания.

Социализация личности в семье и вне ее.

 

Упражнение

«Шкала отношений».

Упражнение

«Кто есть кто?».

Ролевая игра «Семейные проблемы».

3.9. Мужчины и женщины.

 

Мужчины и женщины. Гендерное равенство. Феминизм и толерантность.

 

Дискуссия по группам.

4. Я и толерантность вокруг меня. Воспитание толерантности в школьной образовательной среде (10 часов)

 

4.1. Стереотипы и предрассудки (2 часа)

Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов.

Работа с текстом.

Групповая работа.

 

«Образ врага» – как один из самых устойчивых стереотипов.

Упражнение «Портрет».

4.2. Как противостоять нетерпимости (2 часа)

Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости.

Проектирование гражданской акции

Гражданская активность.

Реализация гражданской акции

4.3. Декларация принципов толерантности.

Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности.

Инсценировка статей Декларации

4.4. Насколько я толерантная личность (2 часа)

Черты толерантной личности. Самоанализ и самоопределение в деятельности учителя как важный фактор в воспитании толерантности.

Упражнение «Черты толерантной личности».

Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества.

Работа с текстом.

4.5. Толерантность вокруг меня (2 часа).

Международные конфликты. Проявления нетерпимости и толерантность в России и Пермском крае. Основы конфликтологии. Простейшие пути выхода из конфликтов.

Ролевая игра «конфликтная ситуация»

Диагностика сформированности толерантности у школьников.

 

Групповая разработка критериев мониторинга толерантности в образовательной среде школы.

4.6. Воспитание толерантности у школьников в педагогической деятельности (2 часа).

Определение места воспитания толерантности учащихся в деятельности педагога и в деятельности школы.

 

Подготовка минипроектов «Воспитание толерантности в моей педагогической деятельности».

 

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам,
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения Убеждение предполагает разумное доказательств необходимости толерантного поведения. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не только понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов и отношения между людьми.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так,, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво.
Так логически, при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям.
Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.
Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии; высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: "Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?".
В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.
Дело в том, что формирование толерантности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь этого просто усвоением нельзя. Нужно подумать, что необходимо формировать в рассматриваемом аспекте мотивационной сфере.
Методы воздействия на мотивационную сфер включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждена их жизнедеятельности.
В результате стимулирования толерантного то ведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей. Но, прежде всего речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждениях. При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению школьников основанному на неприятии норм и обычаев какого- либо социальной или национальной группы людей.
Стимулирование может осуществляться в разных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных социальных групп.
Стимулирование толерантного поведения должно всегда учитывать различное восприятие разными группами детей слов учителя. Поэтому и одобрение и осуждение должны применяться педагогом очень осторожно. Позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе, в результате может возникнуть непонимание действий педагога.
Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив нерациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе.
Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают:
- развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах;

  • развитие настойчивости,
  • умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание);
  • совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д.
  • доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.
Для воспитания толерантности гораздо более эффективно использование косвенного требование (совета, просьбы, намека, доверия, одобрения и т. д.) Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются следующие:
- Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
- Требование в игровом оформлении (требование игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
- В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба - форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
В рамках воспитания толерантного поведения может быть просьба, связанная с оказанием помощи кому-то из детей, просьба понять других людей и т. д.
- К этой форме требования близка следующая - требование-намек, которое успешно применяется опытными педагогами и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
- Существует и требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников.
К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, - опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий - последующие требования к товарищам.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Использование упражнения признает я успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях.
Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К. Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позицией других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К. А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формуле и С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния Других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.
Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом (К. А. Абульханова-Славская). Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способ этот, в свою очередь, зависит от сформированности экзистенциальной сферы.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего проблема выбора способа отношений с другими людьми.
Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание учителя.
Требует выбора и ситуация, в которой учащийся вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.
Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы, выполняющей функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения, уважения к людям; формирование навыков социального взаимодействия, признаков плодотворной ориентации.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой - "труд души" (В. А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Использование моральных дилемм как средств развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование ИКТ на уроках немецкого языка

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности по предмету

В статье рассматриваются формы и методы использования современных педтехнологий на уроках иностранного языка и во внеклассных мероприятих по предмету...

Использование ИКТ на уроках немецкого языка

Работа об использовании ИКТ на уроках немецкого языка...

Статья "Использование ИКТ на уроках немецкого языка"

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология — эт...

Использование скороговорок на уроках немецкого языка ( из опыта работы)

Скороговорки  помогают в постановке произношения учащихся. Так же их можно использовать для повышения уровня устного немецкого....

Использование мультфильмов на уроках немецкого языка (немецкий, как второй иностранный) для стимулирования интереса к обучению

Хочу поделиться своим опытом, как мне удалось повысить интерес учащихся к изучению немецкого языка....