Методические рекомендации для преподавателей к проведению внеклас. занятия по немецкому языку «Приобщение к культурным ценностям. Музыка»
методическая разработка по немецкому языку (11 класс) на тему

Занятие проводится в форме викторины. Игра включает в себя шесть основных этапов, каждый из которых посвящен знакомству с жизнью и творчеством немецких композиторов. В занимательной форме докладчики на немецком и русском языках знакомят  с фактами жизни и творчества Баха, Моцарта и Бетховена. Затем обучающимся предлагается ответить на вопросы викторины на немецком языке. В ходе занятия обучающиеся углубляют свои знания о жизни и творчестве немецких композиторов, развивают языковую догадку, воспитывают свой эстетический вкус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gomozova_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostyam.doc167 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ  И  МОЛОДЕЖНОЙ  ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

ПРИОБЩЕНИЕ
К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ.

МУЗЫКА

Методические рекомендации для преподавателей

к проведению внеклассного занятия

по немецкому языку для студентов
первого курса всех специальностей


ББК 74.268.1

П76

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

Составитель Э.Н. ГОМОЗОВА

П76

Приобщение к культурным ценностям. Музыка : метод. рекомендации для преподавателей к проведению внеклас. занятия по нем. яз. для студентов первого курса всех специальностей / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [сост. Э.Н. Гомозова]. – Воронеж: ВГПГК, 2012. – 16 с.

Изложена организационно-методическая схема проведения внеклассного занятия по немецкому языку и рассмотрены его основные этапы.

ББК 74.268.1

_________________________________________

Редактор  Н.Р. Подобедова

Компьютерная верстка  Э.Н. Гомозова, Н.Р. Подобедова

Подписано в печать 26.04.2012. Формат 60 × 84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,7. Тираж 5 экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)

Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК

Адрес колледжа и участка оперативной полиграфии:

394000 Воронеж, пр. Революции, 20

©

Гомозова Э.Н., 2012

©

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2012


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
СХЕМА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия

Приобщение к культурным ценностям.

Музыка

Форма
проведения

Викторина

Цель

Познакомить студентов с немецкой музыкальной культурой.

Задачи

Совершенствовать экстралингвистические
навыки.

Совершенствовать мыслительные и творческие способности.

Развивать языковую догадку.

Воспитывать чувства коллективизма и ответственности за общее дело.

Воспитывать эстетический вкус.

Оснащение

  1. Немецко-русский словарь.
  2. Раздаточный материал: указатели и вывески,
    меню, карточки с описанием проблемных ситуаций.
  3. Аудиозапись музыкальных фрагментов.
  4. ПК, проектор.
  5. Презентация (Microsoft PowerPoint): слайд-шоу биографий Баха, Моцарта, Бетховена; слайд-шоу викторин по творчеству Баха, Моцарта, Бетховена с вербальными и визуальными опорами.

Аннотация

Занятие проводится в форме викторины. Игра включает в себя шесть основных этапов, каждый из которых посвящен знакомству с жизнью и творчеством композиторов. В занимательной форме докладчики на немецком и русском языках знакомят студентов с фактами жизни и творчества композитора. Затем студентам предлагается ответить на вопросы викторины на немецком языке. В ходе занятия студенты углубляют свои знания о жизни и творчестве немецких композиторов, развивают языковую догадку, воспитывают свой эстетический вкус.

Структура
занятия

Организационный момент

Основной этап:

  1. Предъявление информации о жизни и творчестве И.С. Баха.
  2. Викторина о жизни и творчестве И.С. Баха.
  3. Предъявление информации о жизни и творчестве В.А. Моцарта.
  4. Викторина о жизни и творчестве В.А. Моцарта.
  5. Предъявление информации о жизни и творчестве Л. ван Бетховена.
  6. Викторина о жизни и творчестве Л. ван Бетховена.

Подведение итогов занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

  1. Короткая беседа для установления контакта между преподавателем и студентами.
  2. Сообщение о характере работы на данном занятии, о том, что после информационной части занятия последует викторина на немецком языке. Объяснение правил викторины.
  3. Деление студентов на две команды.
  4. Ориентирование студентов на достижение целей и задач занятия.

Guten Tag, Liebe Freunde und Gäste!

Unsere Veranstaltung widmen wir der Musik. Darf ich Ihnen die Referenten vorstellen. Sie erzählen Ihnen auf Russisch und auf Deutsch drei Musikgeschichten.

Lernen ohne Anreiz oder ohne Leistungsbestätigung kann sehr schnell mühevoll und anstrengend werden. Wer spielerisch lernt, der hat meistens Spaß und das Lernen wird durch das Spiel positiv wahrgenommen. Genau dafür machen wir nach jeder Geschichte ein Quiz. Durch die verschiedenen Fragen erweitern und überprüfen Sie Ihr Wissen.

Ich bat Sie zwei Mannschaften aus 5 Teilnehmern zu bilden.

Sie sind alle bereit, unsere erste Musikgeschichte zu hören.

Ich erteile den Referenten das Wort. Also «Bach und Stationen seines Lebens».

Основной этап

  1. Предъявление информации о жизни и творчестве композитора
    (п. 1, 3, 5).
  2. Знакомство с правилами викторины.
  3. Викторина о жизни и творчестве композитора (п. 2, 4, 6).

1. Bach – Stationen seines Lebens

Der 1. Student: Johann Sebastian Bach kam in Eisenach zur Welt. Bach war ein deutscher Komponist sowie Orgel- und Klaviervirtuose des Barocks. Er stammte aus einer alten thüringischen Musikerfamilie.

Der 2. Student: Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и виртуозный органист – родился в 1685 году в Айзенахе . Он принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему несколько поколений профессиональных музыкантов. Из рода Бахов выходили трубачи, органисты, скрипачи.

Der 1. Student: Die Grundlagen des Violinspiels vermittelte ihm sein Vater. Seine Eltern starben früh. Im Alter von 9 Jahren wurde Johann Sebastian Vollwaise und zog zum älteren Bruder nach Ohrdruf, der übernahm seine weitere Erziehung und musikalische Ausbildung.

Der 2. Student: Первые навыки игры на скрипке и клавесине Иоганн Себастьян получил от отца. После смерти родителей (Баху было тогда девять лет) его воспитателем стал старший брат, органист в Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Der 1. Student: Johann Sebastian bekam eine gute musikalische Ausbildung in Michaelisschule in Lüneburg und später in Hamburg und Lübeck. Hier begann er Orgelmusik zu schaffen.

Der 2. Student: Иоганн Себастьян успешно учился музыке в церковных школах в Люнебурге, Гамбурге и Любеке. В эти годы Бах начал сочинять произведения для органа и клавира.

Der 1. Student: Bach reiste, übersiedelte und wechselte seine Wohnorte und Dienststellen sehr oft. Einige Jahre arbeitete er als Organist in Arnstadt.

Der 2. Student: В течение своей жизни Бах много раз переезжал из города в город, меняя место работы. Вы сможете увидеть это на слайдах. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же – неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Бах служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене.

Der 1. Student: 1707 heiratete er Maria Barbara Bach. Der Ehe entstammen sieben Kinder. Auf die Ausbildung seiner Söhne legte Bach großen Wert. Alle erhielten eine umfassende Schulbildung und nahmen später ein Universitätsstudium auf.

Der 2. Student: В 1707 году Бах женится на своей кузине Марии Барбаре. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Der 1. Student: 1720 starb seine Gattin Maria Barbara. 1721 heiratete er Anna Magdalena, Sopranistin.

Der 2. Student: Безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720 году: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. Через год он женится второй раз на певице Анне Магдалене Вилькен.

Der 1. Student: Ende Mai 1723 nahm Bach seinen Dienst in Leipzig als Thomaskantor auf. Außerdem unterlag ihm der Musikunterricht in der Thomasschule.

Der 2. Student: В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви святого Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

Der 1. Student: Ihm zu Ehren steht jetzt ein Denkmal vor dieser Kirche. Es erinnert an den großen Komponisten.

Der 2. Student: В честь композитора перед церковью Святого Фомы сооружён памятник.

Der 1. Student: Als Kantor und Musikdirektor war er für die Musik in der Stadt verantwortlich. Dazu zählte die Vorbereitung einer Kantatenaufführung an jedem Sonntag und an den Feiertagen.

Der 2. Student: Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и поступаться своими художественными убеждениями, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества.

Der 1. Student: Bach war ein gesuchter Lehrer. Seine Schüler lebten, oft über lange Zeit, im Haushalt der Familie und nahmen später wichtige Kapellmeister- und Kantorenposten ein. Bachs Unterricht trug vor allem bei seinen Söhnen reiche Früchte.

Der 2. Student: Бах был заботливым наставником. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Часто ученики подолгу жили в его доме. Отрадой Баха были творчество, семья. Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан,
Иоганн Кристоф Фридрих – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами.

Der 1. Student: Bach schuf Orgelwerke (Toccaten, Präludien, Kantaten, Fugen, Fantasien), 6 Brandenburgische Konzerte, Konzerte für ein, zwei, drei und vier Solisten, vier Orchestersuiten, viele Klavierwerke, Violinsonaten.

Der 2. Student: Иоганн Себастьян Бах написал четыре оркестровые сюиты, шесть «Бранденбургских концертов», светские и духовные кантаты, концерты для солирующих инструментов с оркестром, произведения для смычковых инструментов, органные и клавирные прелюдии и фуги, фантазии и токкаты.

Der 1. Student: Bachs Musik gilt heute als Gipfelpunkt der Kirchenmusik und als «musikalischer Ausdruck der Reformation». Der Komponist starb im Jahre 1750 in Leipzig.

Der 2. Student: На протяжении всей своей жизни Бах создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству. К сожалению, как композитор Бах при жизни не получил признания. Бах умер в 1750 году, оставив многочисленную семью в бедности.

Объяснение правил викторины

Jetzt machen wir Bach-Quiz. Ich erkläre Ihnen die Regel des Fragespiels. Hier werden Bach und seine Musik abgefragt. Jede Frage hat vier Antwortsalternativen. Die Fragen sind ungleich schwer und werden daher mit verschiedenen Punktezahlen bewertet. Wenn die Antwort auf die Frage nicht richtig ist und Ihre Mannschaft bekommt Null Punktezahlen, dann versuchen Ihre Gegner die Frage zu beantworten.Wenn keine Mannschaft die richtige Antwort auf eine Frage weiß, dann können ihre Fans Hilfe leisten. Alles klar? Starten wir das Quiz! Wer beantwortet die Fragen am schnellsten und vor allem richtig?

2. Bachsquiz

Frage 1. Wann wurde Bach geboren?

1549; 1785; 1684; 1685

Frage 2. In welcher Stadt wurde Bach geboren?

Cöthen; Leipzig; Eisenach; Weimar

Frage 3. Wie viele Kinder hatte J. S. Bach?

4; 7; 13; 20

Frage 4. Wo werden Kantaten hauptsächlich aufgeführt?

In der Kirche; In Musicals;Bei Krönungsfeierlichkeiten;Auf dem Marktplatz

Frage 5. Für welche Instrumente wurden Fugen geschrieben?

Für Orgel und Violine ; Für Klavier und Trompete Für Orgel und Cello;
Für Orgel und Klavier

Frage 6. Was komponierte Bach nicht?

Opern; Osteroratorium; Orchestersuiten; Orgelwerкe

Am schnellsten war die Mannschaft « ...». Jetzt zählen wir die Bälle! Mit ... zu ... befindet sich die Mannschaft … auf der Siegerstrasse. Hören Sie die zweite Musikgeschichte.

3. Amadeus

Der 1. Student: Mozart , vollständiger Taufname: Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Er selbst nannte sich meist Wolfgang Amadé Mozart. Dieser geniale Komponist wurde am 27. Januar 1756 in Salzburg geboren. Das war ein Wunderkind.

Der 2. Student: 27 января 1756 года в Зальцбурге появился на свет чудо-ребёнок, крещёный как Иоганнес Кризостомус Вольгангус Теофилус Моцарт.

Der 1. Student: Sein Vater war Kapellmeister. Bereits im Alter von vier Jahren erhielten Wolferl und seine fünf Jahre ältere Schwester Maria Anna, genannt «Nannerl», vom Vater den ersten Musik- und allgemeinbildenden Unterricht (Klavier, Violine und Komposition).

Der 2. Student: Отец, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом. Помимо того, он был превосходным педагогом. Обнаружив музыкальный талант у своих детей: сына Вольферла и дочери Нанерл, он сразу же стал с ними заниматься музыкой. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта.

Der 1. Student: Als Wolferl vier Jahre alt war, versuchte er schon das erste Klavierkonzert zu schreiben. Mit sechs Jahren komponierte er reizende Menuette.

Der 2. Student: В четыре года Вольфганг уже пытается сочинять концерт для клавесина. К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. Мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отцу не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, он уговаривал сына прекратить занятия, чтобы не переутомиться.

Der 1. Student: Sein Vater reiste mit ihm und seiner Schwester Nannerl quer durch Europa und sie gaben überall Konzerte.

Der 2. Student: В шесть лет маленький Моцарт и его старшая сестра Нанерл отправились в первую триумфальную поездку по Европе с сольными концертами. Маленький виртуоз играл на клавесине, на скрипке и органе. Импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения.

Der 1. Student: Schon als Kind war er ein Meister. In allen europäischen Ländern sprach man über das Wunderkind.

Der 2. Student: Занимала публику и внешность маленького виртуоза. Худенький, бледный, одетый в тяжёлый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, он походил на волшебную куклу. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете. Концерты маленького Моцарта неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Вольфганга называли «чудом восемнадцатого века».

Der 1. Student: In Rom gelang Mozart, nachdem er nur ein Mal dem neunstimmigen Miserere von Gregorio Allegri zugehört hatte, diese Partitur (vom Vatikan streng geheim gehaltenen) aus dem Gedächtnis fehlerfrei niederzuschreiben.

Der 2. Student: Однажды, находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт – ему было тогда 14 лет – запомнил его и, придя домой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжёлого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил и не списывал их, он только запомнил!

Der 1. Student: 1781 ließ sich Mozart in Wien nieder. 1782 heiratete Mozart Constanze Weber . Sie gebar ihm in den folgenden Jahren sechs Kinder.

Der 2. Student: В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. В 1782 году он женится на певице Констанце Вебер. «Счастье моё начинается только теперь», – писал он отцу. Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта.

Der 1. Student: Als Dreißigjähriger erreichte er den Gipfel seines Schaffens, dennoch war er aufgrund seines Lebenswandels oft in finanziellen Nöten. Mozart starb am 5. Dezember 1791. Er wurde nicht ganz 36 Jahre alt.

Der 2. Student: Жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд, оборвалась слишком рано. Композитор не дожил до 36 лет, умер от скоротечной болезни.

Der 1. Student: Mozart selbst war davon überzeugt, vergiftet worden zu sein. Die ersten Legenden zirkulierten schon kurz nach Mozarts Tod; die wohl bekannteste davon beschuldigte seinen  Kollegen Antonio Salieri.

Der 2. Student: Моцарт был убеждён, что его отравили. Легенду об отравлении Моцарта использовал в качестве сюжета Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери».

Der 1. Student: Sein letztes Werk war Requiem, den er jedoch nicht abschließen konnte. Die Totenmesse komponierte er für sich selbst.

Der 2. Student: Последним произведением Моцарта был Реквием. Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, не захотел назвать своего имени. Моцарту казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

Der 1. Student: Die bekanntesten Werke dieses Musikers sind die Opern «Figaros Hochzeit», «Don Juan», «Die Zauberflöte»,Kirchenmusik Requiem»,Orchesterwerke:41Sinfonien, Klavierkonzerte und andere.

Der 2. Student: Моцарт написал 41 симфонию, 19 опер, среди них «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», произведения для клавира, духовых инструментов, сонаты, марши, серенады, духовная музыка.

Когда он умер,

Был отнят лишь его телесный облик,

Сказали, что его не опознать

И труп зарыли в общую могилу.

Но мы предпочитаем верить,

Что никогда он не был похоронен,

Поскольку никогда не умирал!

4. Mozartsquiz

Starten wir das Mozartquiz!

Frage1. Welcher Name steht auf Mozarts Taufurkunde?

Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart

Wolfgang Amadeus Mozart

Wolfgang Amadé Mozart

Wolfgang Gottlieb Mozart

Die richtige Antwort:

Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. Sein Rufname war aber deutlich kürzer: Wolferl oder auch Woferl.

Frage2. Wie wurde Mozarts Schwester Maria Anna Walburga Ignatia genannt?

Ännchen ; Marie ; Wally ; Nannerl

Die richtige Antwort:

Seine fünf Jahre ältere Schwester wurde kurz Nannerl genannt. Als junges Mädchen trat sie zusammen mit ihrem Bruder als Pianistin auf.

Frage3: Wie alt war der kleine Wolfgang, als er seine erste Konzerte in Europa gab?

Vier; Sechs; Acht; Zehn

Die richtige Antwort:

Da war Mozart sechs Jahre alt.

Frage 4: Wie viele Sinfonien hat Mozart komponiert?

9; 25; 41; 104

Die richtige Antwort:

41 Sinfonien. Die 41. Sinfonie – die «Jupitersinfonie» – entstand 1788, drei Jahre vor Mozarts Tod.

Frage 5: Für welches Spiel hatte Mozart eine Schwäche?

Billard ; Skat ; Fußball ; Fingerhakeln

Die richtige Antwort:

Mozart beschäftigte sich nicht ausschließlich mit der Musik. Neben dem Komponieren spielte er gerne Billard.

 

Frage 6: An welcher Komposition hat Mozart noch auf dem Sterbebett gearbeitet?

Zauberflöte ; Jupiter-Sinfonie ; Streichquintett in g-moll ; Requiem

Die richtige Antwort:

Während der Arbeit an einer Totenmesse, dem Requiem KV 626, starb der Komponist am 5. Dezember 1791 an rheumatischem Fieber. Einen Tag später wurde er heimlich in einem Reihengrab beigesetzt.

Frage 7: Wer hat in Milos Formans Film «Amadeus» den Komponisten vergiftet?

Antonio Salieri ; Seine Frau Constanze ; Seine Haushälterin ; Joseph Haydn

Die richtige Antwort:

In dem Film ist es der Komponist Antonio Salieri, der Mozart ermordet.

 

Am schnellsten war die Mannschaft « ...». Jetzt zählen wir die Bälle! Mit ... zu ... befindet sich die Mannschaft … auf der Siegerstrasse. Hören Sie die dritte Musikgeschichte.

5. Ludwig van Beethoven – Das Leben des Prometheus

Der 1. Student: Weltbekannte deutsche Komponist Ludwig van Beethoven wurde am 17. Dezember 1770 in Bonn geboren. Er stammte aus einer Musikerfamilie. Die Familie war nicht reich. Sein Vater war Hoftenorist.

Der 2. Student: Людвиг ван Бетховен родился в Бонне 17 ноября 1770 года, в семье музыканта, имеющего фламандские корни. Его отец был жестоким, грубым и развратным человеком. Его мать, Мария Магдалена, стойко и покорно сносила его издевательства. Детство Бетховена не было счастливым. Этим видимо и объясняется его неприветливый и замкнутый характер, а также его непокорный нрав.

Der 1. Student: Ludwigs musikalische Begabung wurde noch in Kindheit sichtbar. Der Vater hatte das außergewöhnliche Talent seines Sohnes schon früh erkannt; er erteilte ihm Klavier- und Violinunterricht und versuchte, ihn nach dem Beispiel Mozart als Wunderkind zu «vermarkten».

Der 6. Student: Заметив рано проявившийся талант у своего сына, Иоганн пытался сделать из него нового Моцарта. В пять лет маленького Бетховена показали на общественном концерте. Но отца ждало разочарование: Людвиг не был Моцартом.

Der 5. Student: 1782 kam der Komponist und Organist Gottlieb Neefe nach Bonn, und Ludwig wurde sein Schüler. Neben dem Klavier- und Orgelspiel unterrichtete er ihn in der Komposition und half ihm, seine ersten Werke zu veröffentlichen.

Der 6. Student: Начальное образование Бетховена, было в лучшем случае весьма поверхностно. В 11 лет он бросил школу. Первым, кто разглядел в этом мальчике огромный потенциал, был органист местного суда, Готтлиб Неффe, который ввел его в мир Баха. Он помог Бетховену опубликовать его первые сочинения.

Der 5. Student: 1787 im Alter von siebzehn Jahren brach er zur großen Reise nach Wien auf. Er wollte nach Wien, wo damals Haydn und Mozart lebten. Bei ihnen wollte er lernen, an ihnen wollte er sich messen.

Der 2. Student: В те времена Бонн был провинциальным болотом. Чтобы двигаться вперед молодой музыкант, должен был перебраться в Вену для дальнейшего изучения музыки. В 1787 году молодой Людвиг поехал в Вену. Именно здесь он встретился с Моцартом, который был впечатлен им. Позднее одним из его преподавателей стал Гайдн.

Der 1. Student: Kurze Zeit nach seiner Rückkehr aus Wien starb die Mutter. Nach dem Tod der Mutter hatte sich Beethovens Vater mehr und mehr dem Trunk ergeben, und die Sorge um die Geschwister lastete immer stärker auf Ludwig.

Der 2. Student: Но спустя всего лишь два месяца, когда его мать серьезно заболела, он вынужден был вернуться в Бонн. Вскоре она умерла. Эта была одна из первых личных и семейных трагедий, которые всю жизнь преследовали Бетховена. Людвиг принял на себя все заботы о двух младших братьях.

Der 5. Student: 1792 reiste Beethoven aus Bonn ab und kam in Wien an. Am Ende des achtzehnten Jahrhunderts wurde Wien zum Treffpunkt der großen Komponisten. In dieser Stadt blieb Beethoven bis zu seinem Tod.

Der 2. Student : В 1792 году, в год казни Людовика XVI, Бетховен наконец выезжает из Бонна в Вену, где он прожил всю свою оставшуюся жизнь. На портретах того периода перед нами задумчивый, мрачноватый молодой человек, с выражением лица, передающим ощущение внутренней напряженности и кипящих внутри страстей. Он не был красавцем: большой нос, рябое лицо, спутанные волосы. За свой темный цвет лица он получил прозвище «испанец». Невысокий, коренастый и довольно неуклюжий, его плебейские манеры не могла скрыть никакая изящная одежда, которую он надевал.

Der 1. Student: Während der ersten Wiener Jahre trat Beethoven als Pianist auf. Dann folgte eine Reihe von glanzvollen Konzerten.

Der 1. Student: Сначала Бетховен завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда еще инструменте – фортепиано, изобретенном в начале XVIII столетия итальянцем Кристофори. Бурная стремительная и порывистая музыка потрясали слушателей.

Der 1. Student: Am Ende seines Lebens wurde er taub. Ein tauber Musiker! Ist das nicht eine Tragödie? Ein tauber Musiker ist so schlimm wie ein blinder Maler.

Der 2. Student: Жизнь зачастую жестоко играет с людьми. Трагедией жизни Бетховена была его глухота.

Der 1. Student: Sechsundzwanzigjährig erkrankte Beethoven an einem Gehörleiden.

Der 2. Student: Первые признаки болезни композитор почувствовал после перенесённого менингита. Ему было всего 28 лет, и он был на
пике известности. Бетховен находился на грани самоубийства. Выйдя из депрессии, Бетховен с удесятеренной энергией набросился на работу. Именно в самые кризисные моменты своей болезни он создал свою самую великую третью симфонию, которую вначале посвятил Наполеону. Разочаровавшись в своём кумире, Бетховен зачеркнул посвящение Наполеону на нотных страницах. Вместо него он посвятил эту симфонию
неизвестному герою революции: так родилась «Героическая» симфония.

Der 1. Student: Seine Ertaubung war nun so weit fortgeschritten, аber Beethoven fuhr fort zu komponieren. Seine berühmten Werke sind: die Oper «Fidelio», Musik zu Goethes «Egmont», fünf Klavierkonzerte, 32 Klaviersonaten, Kammermusik, Lieder und Volksliedbearbeitungen.

Der 2. Student: Будучи уже глухим, Бетховен продолжал сочинять. Знамениты его опера «Фиделио», увертюра «Эгмонт», фортепианные концерты и сонаты, песни. Всемирно известна его соната № 23 «Аппассионата».

        

        Уже вошла и захватила власть

        Гармония. Уже каким-то чудом

        Она проникла в сердце и оттуда

        Звездой по пальцам растеклась.

        Что за мелодия! Какое разлито

        В ней торжество над сердцем побеждённым!

        Подобным образом, подобным тоном

        Со мной ещё не говорил никто.

        Какая пытка нежностью! Ведь я,

        Мне кажется, ни в чём не виновата,

        Чего же хочешь от меня, соната?

        Ты, как судья, – хотя и необычным, но ключом

        Дверь отворив, невидимую глазом,

        Ты каждой паузой и каждой фразой

        Допытываешься… О чём?

Jetzt folgen zehn Fragen über Beethoven und seine Musik. Viel Glück!

6. Beethovensquiz

Frage 1. Wo wurde Ludwig van Beethoven geboren?

Bonn; Dresden; Salzburg ; Wien

Frage 2. In welchem Jahr wurde er geboren?

1750; 1770; 1790; 1810

Frage 3. Schon in mittleren Jahren wurde seine Krankheit immer schlimmer. Er wurde allmählich…

Geistesgestört; taub; blind; gelähmt

Frage 4. Ursprünglich war der Arbeitsname «Leonore» und das Werk hatte drei Akte. Die Endfassung hatte nur zwei und trug einen anderen
Namen. Es geht natürlich um die einzige Oper, die Beethoven schrieb.
Wie heißt Beethovens einzige Oper?

Aida ; Egmont; Fidelio; Tristan und Isolde

Frage 5. Beethoven widmete seine dritte Sinfonie zunächste einem seiner Idole. Als er von diesem jedoch enttäuscht wurde, radierte er den Namen der Widmung auf dem Titelblatt und nannte sie «komponiert um das Andenken eines großen Mannes zu feiern». Wer war dieses Idol Beethovens?

Goethe; Mozart; Kaiser Franz I; Napoleon

Frage 6. Schillers Gedicht «Freude schöner Götterfunken» wurde von Beethoven vertont und ist heute die (inoffizielle) Hymne der EU.

Es wird im Schlusschor einer Sinfonie verwendet. Welcher?

1; 2; 7; 9

Подведение итогов занятия

Студенты обмениваются своими впечатлениями о занятии, преподаватели подводят итоги.

Wir sind zum Schluss gekommen. Jetzt zählen wir die Bälle! Mit ... zu ... hat die Mannschaft … einen knappen Sieg davongetragen. Meine Gratulation!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран / И.А. Прохорова. – М. : Музыка, 1998.

Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах / Л.В. Михеева. – М. : Советский композитор, 1987.

Арутюнов А.Р. Как правильно сказать по-немецки : пособие для учителей / А.Р. Арутюнов и М.Ш. Израйловский. – М. : Просвещение, 1985.

Электронные ресурсы

Материалы мультипортала www.KM.Ru.

Материалы энциклопедий на www.VIP.KM.Ru.

Материалы энциклопедии Britannica 2009. Ultimate Reference Suite DVD.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлена специфика проведения физкультурного занятия с детьми имеющими особые образовательные потребности...

Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании

Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

         Данная методическая разработка представляет собой итоговый экзамен по математике для учащихся СПО и НПО. Роабота предствалена в формате ЕГЭ.    ...

викторина «Немецкие композиторы. Приобщение к культурным ценностям»

Цель - активизировать знания обучающихся о жизни и творчестве И. Баха и В.Моцарта.Задачи - совершенствовать экстралингвистические навыки,  мыслительные и творческие способности обучающихся; разви...

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться различные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересн...

Методические рекомендации для обучающихся к проведению практических занятий по дисциплине ОДП 19 Биология 1 полугодие для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 33.02.01 Фармация

Практикум по биологии включает методические  рекомендации для обучающихся к практическим занятиям  по дисциплине ОДП 19 Биология (1 полугодие)  составлены на основе рабочей программы ди...