Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Иностранный язык"
методическая разработка по немецкому языку на тему

Ермакова Любовь Николаевна

Важнейшей задачей иноязычного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком. Почему учебные.действия являются универсальными? На какие блоки можно поделить все УУД? Ответы на эти вопросы может дать предложенный материал. В нём также приводятся примерные виды упражнений и заданий для формирования универсальных учебных действий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»

Выступление на  тему:

« Формирование универсальных учебных действий 

средствами предмета «Иностранный язык»

Подготовила: учитель немецкого языка

Ермакова Любовь Николаевна

2015-2016 уч.год

План:

1.Определение термина «Универсальные учебные действия».

2. Несформированность учебных действий – основная языковая проблема учащихся.

3. Характеристика универсальных учебных действий.

4. Примерные виды упражнений и заданий для формирования универсальных учебных действий.

5.Заключение.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

1.Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий, как выясняется, не  нова. Термин «Универсальные учебные действия» есть  не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется (А. Г. Асмолов) как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих  школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, - обусловливает  необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий. 

2.Почему  учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий  психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

В рамках предмета «Иностранный язык» несформированность учебных действий  вырисовывается в основной круг языковых проблем учащихся:

- недостаточно (а, зачастую, и плохо) сформированы в начальной школе технические навыки чтения и письма;

- отсутствие умения осмысленно читать (с извлечением смысла) на иностранном языке ;

- неумение самостоятельно (без вопросно-ответной работы) строить высказывания в монологической форме;

- неготовность принимать участие в диалоге и адекватно реагировать на реплики собеседника;

- нет настроя на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом.

Проблема организации преемственности обучения затрагивает, несомненно,  все звенья существующей образовательной системы. Следует заметить, что и старшеклассники  испытывают те же самые трудности при переходе из среднего звена в старшую школу. Недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Причину тому нужно искать в начальном образовании.  По мнению учителей-практиков, слабым местом языкового образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более продвинутого уровня.

Эти особенности должны учитываться и в содержании образования,  в методах и формах образовательного процесса, и в организации планомерного фомирования и развития метапредметных учебных действий. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.

3. Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов  учебной деятельности, включая:

1)    мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2)    учебную цель;

3)    учебную задачу;

4)    учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.

 При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов

Представим характеристику универсальным учебным действиям   с учётом специфики предмета «Иностранный язык». В состав основных видов универсальных учебных действий  входят четыре блока:

1. личностный;

2.регулятивный;    

3.познавательный;

4.коммуникативный.

 I. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию.  Данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.

А) Действия  личностного самоопределения:        

формирование Я-концепции (внутренняя позиция)

Б) Действия смыслообразования        :

установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?»,                                                                                                                                                                                                                                                                  « Для чего мне нужно этим заниматься на уроке ИЯ?», «Ради чего (зачем) я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ?»

В) Действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор)        

оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание)

Г) Действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности        

адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности.

 II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача  образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

А) Действия целеполагания: постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать

Б) Действия планирования:

определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность

В) Действия прогнозирования:        

вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений

Г) Действия контроля:        

сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца  - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников

Д) Действия коррекции:        

умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки  - умение видеть ошибку и исправить её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого

Е) Действия оценки /самооценки:        

осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ

ж) Действия саморегуляции:

умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность

III.Познавательные действия представляют  собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

- общеучебные действия;

-  логические действия;

- действия по постановке и решению проблемы

А) Действия общеучебные (включая знаково-символические действия):        

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи

 - поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ)

 - самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения)  на ИЯ

 -  выбор языковых средств  в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения

 -  рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности

 - смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста)

 -  овладение моделированием

Б) Логические действия:        

- синтез, т. е. составление целого из частей;

- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

- самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;

- установление причинно-следственных связей при аудировании и чтении текстов;

- доказательство своей точки зрения;

- выдвижение гипотез и их обоснование

В) Действия по постановке и решению проблемы:        

- формулирование проблемы творческого и поискового характера;

- самостоятельное решение проблемы

                   

IV. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие  партнёров по общению или деятельности.

А) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками        :

- учёт позиции партнёров по общению или деятельности;

 - умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- интеграция в группу сверстников и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Б) Постановка вопросов:        

- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром

В) Разрешение конфликтов:        

- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов

Г) Управление поведением партнера по иноязычному общению:        

- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра  по общению на ИЯ

Д) Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации        

- умение точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

4. Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых  будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Практикующие учителя не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования  и развития  универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но вот лишь некоторых из них.

  1. Личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;

- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»
- составьте на ИЯ  высказывание на тему «Роль иностранного языка в современном мире»;

- приготовьте сообщение на тему «Для чего сегодня изучают английский/немецкий язык?»

- вырази свою точку зрения на ИЯ по теме и обоснуй ее;

- интерпретируй и комментируй содержание текста с опорой на свой жизненный опыт

  1.  Регулятивные 

Действия планирования:

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

Действия целеполагания:

- напишите с порой на образец личное письмо на ИЯ зарубежному другу;

- составьте план экскурсии (по возможности и речь экскурсовода)  по городам Германии, учитывая посещение известнейших достопримечательностей;

- составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как образовать предложение в прошедшем времени. Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника.

Действия прогнозирования:

- на основе заголовка/начала текста выскажите свое мнение/предположение на ИЯ о дальнейшем развитии событий;

- составьте связный текст/высказывание с использованием новой лексики;

Действия контроля:        

- сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца  - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;

- совместная работа над творческим проектом на ИЯ;

- проанализируйте выступление оппонента  и аргументировано оцените его; согласитесь/не согласитесь с оценкой товарищей;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

- технология «Европейского Языкового Портфеля» (З. Н. Никитенко)

Действия коррекции:        

- прочитай определение в учебнике. Всё ли было верно в твоем рассказе? Исправь ошибки;

Действия оценки /самооценки:

- осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ        

- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  собственный уровень понимания иноязычной речи, определить, чему бы он хотел научиться еще,что предстоит усовершенствовать;

  1. Познавательные

 Общеучебные действия: 

-  развитие умения самостоятельно выделять  и формулировать познавательную задачу;

- развитие навыков поиска и выделения необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ)

- развитие навыков самостоятельного осознанного построения устного и письменного речевого высказывания(суждения)  на ИЯ

- развитие умений  выбора языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения

- развитие навыков  смыслового чтения и слушания (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста)

- преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

- формулировка познавательной задачи самими учащимися;

- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы (главной идеи) текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

- преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

- составление таблиц, схем-моделей;

- замещение буквы звуком;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- самостоятельное достраивание выражение/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);

Логические действия:

- систематизируй предложенную лексику(или лексику текста)  на основе словообразования и по тематическому принципу»;

-  классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

  1.  Коммуникативные

 - организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы);        

-развитие умения слушать и вступать в диалог;

- приобретение  навыков участия в коллективном обсуждении проблем;

- составьте диалог на ИЯ на тему…;

- составьте полилог на ИЯ на тему…;

- поддержите  беседу на ИЯ на тему …

постановка вопросов        

-  развитие умения  задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром        

- возьми интервью на ИЯ  у …;

- составь список вопросов, необходимых для туриста, путешествующего по стране изучаемого ИЯ…;

-составьте диалог-расспрос

разрешение конфликтов        

-  развитие умения продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов        

- выразите свое отношение к высказыванию…;

- вступите в диалог-конфликт и примите/отвергните точку зрения одной из сторон, обосновывая свою точку зрения

управление поведением партнера по иноязычному общению        

- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра  по общению на ИЯ        

- пригласите партнера по диалогу к действию или взаимодействию;

- выслушайте высказывание партнера и выразите эмоциональную оценку высказывания (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.)

развитие навыков владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого языка

-  передайте содержание, основную мысль прочитанного текста с опорой на текст, ключевые понятия/план и без опоры;

- выразите свое мнение, отношение к чему - либо/кому-либо, сравните с элементами аргументации;

- охарактеризуйте героев прочитанного/прослушанного текста

5.Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».  (А. Г. Асмолов)

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия

Литература:

Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя.  – М: Просвещение, 20010

А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД  в  основной  школе: от действия к мысли.   Система заданий.- М.: Просвещение, 2010

Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.

Чернобай Е.В.. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.- М.: Просвещение, 2013

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов

В статье изложена мысль о том, как  в соответствии со школьной системой оценки новых образовательных результатов по выполнению междисциплинарной программы «Формирование универсальных уч...

Формирование универсальных учебных действий средствами предметов естественно-научного цикла.

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию пр...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета "Математика"

 Познание едино, так как направлено на удовлетворение присущего человеку "информационного голода", а также на решение встающих перед ним практических проблем.Рассматривается роль математик...

Формирование универсальных учебных действий средствами ИКТ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна...

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...