Формирование коммуникативных УУД на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Предлагаю Вашему мниманию моё выступление на заседании ШМО учителей немецкого языка, преподающих иностранный язык в формате ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommun._uud.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в процессе  групповой деятельности учащихся на начальном этапе обучения

Фадеева Людмила Анатольевна, учитель немецкого языка

МБОУ «Гимназия №36» Авиастроительного района г.Казани

Исходя из заявленной темы моего сообщения, хочется напомнить, что формирование коммуникативны УУД является задачей учителя , преподающего как иностранный, так и родной язык. Учитель  начальной школы сталкивается с той проблемой, что дети не умеют, не готовы и не хотят коммуницировать не только на иностранном, но и на родном языке. Решая эту проблему, необходимо обратиться к понятиюкоммуникативных УУД.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К этапам формирования коммуникативных УУДотносятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка.

Существуют три группы коммуникативных УУД:

  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникативно-речевые действия(служат средством передачи информации другим людям и становление рефлексии)

Содержание данного вида УУД включает:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • разрешение конфликтов
  • управление поведением партнера
  • выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • владение монологической и диалогической формами речи

Существуют определенные условия,способствующие формированию коммуникативных УУД:

1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели.

2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе.

3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания.

4.Использование эффективных групповых обсуждений.

5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений.

6.Адекватное реагирование на нужды других.

7.Демократический стиль сотрудничества учителя и обучающихся.

Задачи формирования:

Речевая деятельность

Умение общаться в устной и письменной формах на уровне обозначенном в Примерной программе

Языковые знания и навыки оперирования ими

Навыки сотрудничества (на примере обучения в сотрудничестве, проектной деятельности)

Наблюдая, например, за второклассниками на первых шагах изучения немецкого языка, можно отметить, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют,чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы работы с младшими школьниками, как :

1. внеклассные мероприятия,

2. уроки,

1.Внеклассные мероприятия.

Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах.

После окончания вводного курса, в конце 2 четверти, во 2 классе можно организовать мероприятие «Праздник алфавита», а в конце учебного года праздник«До свидания, 2 класс!»

Здесь, как правило, предусматриваются различные формы взаимодействия детей: индивидуальные, работа в парах, малых группах, целым классом и в группах, с родителями.

2.Уроки.

Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов. 

Виды взаимодействия на уроке:

а) работа в парах.

Можно вводить эту работу уже с первой учебной четверти во 2 классе. Пары определяю по принципу -11- «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»

Применяются так же такие виды работы:

-словарный диктант с взаимопроверкой тетрадей.

(оценивание соседа по парте с дальнейшей проверкой по эталону.)

-карточки с заданиями( типичное задание-определи соответствие)

Ученики договариваются,  обсуждают, что и как будут делать. Проверка по эталону.

-работа с текстом (прочитайте текст и придумайте вопросы к нему, задайте их друг другу или ответьте на заданные послетекстовые вопросы, найдите в тексте слова-интернационализмы и т.д.)

Оцените ответы товарища.

-ответы стихотворений наизусть соседу по парте.

-выразительное чтение.

- «Исправь ошибки». (проверка, например, правильности спряжения глагола по эталону

По окончанию работы, можно вызвать любую пару к доске и на её примере показывать, как оценивается результат работы по предложенным критериям.

Если кто-то отказывается работать в паре, не нужно настаивать – пусть работает один, но впоследствии необходимо заинтересовать его, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу, видя преимущества совместной деятельности.

Целью проведения работы в парах можно считать выработку у детей умения договориться, умения общаться.

Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.

 б) групповая работа.

Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:

1)дети распределяют роли,

2)определяют функции каждого члена группы,

3)планируют деятельность.

Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.

Считаем эффективными такие виды работы:

-«Урок-соревнование».

 Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.

-«Задания для девочеки мальчиков».

На интерактивной доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

 -Соревнование по рядам.

Формируются две большие группы. Дети распределяют задания (кому что выполнять). Результат фиксируется на доске. Оценивается правильность и быстрота. Взаимопроверка.

- Карточки с заданиями.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

-Листы с текстом.

Выполнение послетекстовых заданий, выразительное чтение диалогов полилогов. 

Каждый урок, как и внеклассная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на данном этапе я считаю:

1.умение детей учитывать позиции других людей;

2.умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий. 

1.Внеклассные мероприятия.

Эти мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах.

После окончания вводного курса, в конце 2 четверти, во 2 классе проводится мероприятие «Праздник алфавита», а в конце учебного года праздник

«До свидания, 2 класс!»

Здесь, как правило, предусматриваются различные формы взаимодействия детей: индивидуальные, работа в парах, малых группах, целым классом и в группах, с родителями.

2.Уроки.

Главной целью образовательного процесса является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов. 

Виды взаимодействия на уроке:

а) работа в парах.

Возможно вводить эту работу уже с первой учебной четверти во 2 классе. Пары определяю по принципу  «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»

возможны так же такие виды работы:

-словарный диктант с взаимопроверкой тетрадей.

(оценивание соседа по парте с дальнейшей проверкой по эталону.)

-карточки с заданиями( типичное задание-определи соответствие)

Ученики договариваются,  обсуждают, что и как будут делать. Проверка по эталону.

-работа с текстом (прочитайте текст и придумайте вопросы к нему, задайте их друг другу или ответьте на заданные послетекстовые вопросы, найдите в тексте слова-интернационализмы и т.д.)

Оцените ответы товарища.

-ответы стихотворений наизусть соседу по парте.

-выразительное чтение.

- «Исправь ошибки». (проверка, например, правильности спряжения глагола по эталону

По окончанию работы, вызываю любую пару к доске и на её примере показываю, как надо было работать.

Если кто-то отказывается работать в паре, не настаиваю – пусть работает один, но постараюсь заинтересовать, чтобы тот сам захотел присоединиться к соседу или другому товарищу.

Целью проведения работы в парах мы считаем выработку у детей умения договориться, умения общаться.

Учащиеся привыкают работать в парах по правилам: обращаются друг к другу по имени, разговаривают тихо, учатся, как помочь, как просить о помощи, внимательно слушать ответ товарища, исправлять тактично ошибки, оценивать справедливо.

б) групповая работа.

Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:

1)дети распределяют роли,

2)определяют функции каждого члена группы,

3)планируют деятельность.

Эта работа очень нравится детям, так как каждый учащийся, выполняя свою роль, выполняет общую работу. Даже дети с низким уровнем работоспособности пытаются включиться в работу группы.

Считаю эффективными такие виды работы:

-«Урок-соревнование». 

Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.

-«Задания для девочек и мальчиков».

На интерактивной доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

-Соревнование по рядам.

Формируются две большие группы. Дети распределяют задания (кому что выполнять). Результат фиксируется на доске. Оценивается правильность и быстрота. Взаимопроверка.

- Карточки с заданиями.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

-Листы с текстом.

Выполнение послетекстовых заданий, выразительное чтение диалогов полилогов. 

Каждый урок, как и внеклассная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Список используемых документов и источников информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.

2. Рабочие программы по учебным предметам (методические рекомендации).Иностранные языки 20013 г.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные ре...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка"

В наших руках находится возможность формировать качества личности, ранее совершенно необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новы...

статья Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка

Статья дает формулировку понятия коммуникативная компетенция, на каких этапах урока она формируется, примеры  из опыта моей работы...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

laquo;Задача учителя – сделать человекасуществом самостоятельным,существом со свободной волей»                  Георг Вильгельм ГегельУже...

Формирование коммуникативных навыков на уроках немецкого языка

Формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоя...