Семинар-практикум «Проектная технология в преподавании немецкого языка»
методическая разработка по немецкому языку на тему

Герлах Наталья Генриховна

Использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в использовании изучаемого языка в речи. Среди разнообразных инновационных технологий, реализуемых на уроках иностранного языка, выделяют проектную технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_seminara_-_kopiya.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум «Проектная технология в преподавании

немецкого языка»

Введение:

1. Приветствие, знакомство (игра).

2. Мы все прекрасно знаем, что использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в использовании изучаемого языка в речи. Среди разнообразных инновационных технологий, реализуемых на уроках иностранного языка, выделяют следующие:

- обучение в сотрудничестве;

- модульное обучение;

- интерактивное обучение;

- проектная технология;

- игровая технология;

- информационные технологии;

- языковой портфель.

3. Итак, в чём же суть данных технологий?! Вы сами ответите на этот вопрос. Для этого мы разделимся на 3 группы.

Упражнение «Определение». Каждая группа получает набор карточек с частями определений двух технологий, клей, лист формата А3. Ваша задача: составить правильно предложение и определить, суть какой технологии описана. (наклеить на лист А3, представить остальным группам)

Основная часть:

1. У нас осталась ещё одна технология, которая является, наверное, самой распространенной сегодня в применении – это проектная технология. Итак, что же такое – проектная технология?!

Упражнение «Живое предложение». Определение печатается крупно на листах (по одному или два слова). Количество листов соответствует количеству участников семинара. Каждый участник выбирает себе карточку со словом, и занимает «своё место в определении». Таким образом, в итоге получается определение проектной технологии из слов-людей.

Проектная технология – это система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.   

2. Как и любая другая технология, проектная имеет свои задачи, требования, отличительные особенности. Об этом мы поговорим  в процессе выполнения следующего упражнения. Для этого мы разделимся на пары.

Упражнение «Шаттл».   По количеству пар составлены вопросы. (см. приложение 1) Ответы на эти вопросы напечатаны на карточках и беспорядочно размещены в аудитории. Каждая пара выбирает себе вопрос, перемещаясь по аудитории читает ответы и выбрав нужный остаётся стоять возле карточки. Затем проверяем все вместе, зачитывая ответы на свои вопросы, обсуждаем.

   

3. Далее мы с вами поговорим о классификации проектов, их презентации и оценке. Для этого мы разделимся на 3 группы.

Упражнение «Mind-Map». Каждая группа получает текст (см. приложение 2)

                         1 группа – классификация проектов;

                         2 группа – презентация проектов;

                         3 группа – оценивание проектов.

Участники групп должны выбрать основные мысли, идеи, и представить их на плакате в форме развёрнутой ассоциограммы. Затем презентовать остальным участникам семинара.

4. Самостоятельная работа. На основе того о чём мы сегодня говорили подумайте и разработайте проект:

   1 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 3 класса

                  (автор Бим И.Л.);

   2 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 6 класса

                  (автор Бим И.Л.);

   3 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 10 класса

                  (автор Бим И.Л.).

Затем представьте ваш проект участникам семинара.

Заключение:

Упражнение «Шкала настроений» Уважаемые коллеги, вспомните всё, чем мы сегодня занимались на нашем семинаре и оцените нашу встречу по следующим пунктам (на доске плакат – см.приложение 3):

 - психологическая атмосфера на семинаре;

 - содержание семинара (теория);

 - мой личный вклад (практика);

 - взаимодействие в группе.

Подойдите и поставьте галочку соответственно вашей оценке по каждому пункту.

Приложение 1

Вопросы/ответы

  1. Что положено в основу проектной технологии?

положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы

2. Какие задачи преследует учитель, используя метод проектов в своей деятельности?

  • Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
  • Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
  • Развивать исследовательские умения.

3. Что является отличительной особенностью метода проектов?

  •  учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению

4. Чему способствует работа над проектом и его последующая защита?

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремления к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества

5. Что понимается под словами:

 проект – это «пять П»?

Проблема – необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

Проектирование (планирование) – планирования действий по  разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, с указанием  сроков и ответственных.

Поиск информации – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Продукт – т.е. результат работы над проектом.

Презентация – проект должен быть представлен, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

6. Почему считается, что применение проектной технологии расширяет горизонты в педагогической теории и практике?

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни

 и самой жизнью.

Приложение 2

Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

     Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

      Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект.  Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

 - внутришкольными;

 - региональными;

 - межрегиональными;

 - международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

 - Деловая игра.

 - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

 - Диалог исторических или литературных персонажей.

 - Защита на Ученом Совете.

 - Игра с залом.

 - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

 - Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

 - Научная конференция.

 - Отчет исследовательской экспедиции.

 - Пресс-конференция.

 - Путешествие.

 - Реклама.

 - Ролевая игра.

 - Соревнования.

 - Спектакль.

 - Спортивная игра.

 - Телепередача.

 - Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и

воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;

 - демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;

 - анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;

 - демонстрировать найденное решение;

 - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;

 - проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Оценивание проектов

Один из важных вопросов - оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно.

Проблема  в том, что способы  оценки проекта вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика.  Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников.

Способы  оценки проекта

Оценка учителя

(А)

Средняя оценка одноклассников

(В)

Самооценка автора проекта

 (С)

Итоговая оценка

D = (А+В+С):3

Критерии оценки проекта.

1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.Логика и последовательность их изложения.

3.Самостоятельность и адекватность выбора  средств.

4.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность  изучаемой тематике.

5.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.

6.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

7.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

8.Активность каждого участника проекта в соответствии с его

индивидуальными возможностями.

9.Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.

10.Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.

11.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

12.Практическое использование проектного изделия.

13.Качество записей и наглядных материалов.

14.Использование знаний из других наук и учебных предметов.

15.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

16.Полнота знаний по теме.

17.Оригинальность решения проекта.

18.Культура речи.

19.Привлечение знаний из других областей.

20.Языковая грамотность.

21.Умение пользоваться информационными технологиями.

Критерии оценки результативности проектной и исследовательской работы.

Для оценки деятельности ученика в процессе работы учитываются и оцениваются следующие сферы деятельности:

  • нахождение информации,
  • организация информации,
  • оценка полученной информации,
  • умение читать с целью получения информации,
  • умение наблюдать и слушать с целью получения информации,
  • умение интерпретировать графики, таблицы, рисунки,
  • умение распознавать проблему, находить факты, относящиеся к ней, делать выводы.

Критерии оценки качества проектной и исследовательской работы.

  • организация ответа (введение, основная часть, заключение),
  • умение анализировать, делать выводы,
  • иллюстрация своих мыслей,
  • точность в использовании фактического материала, достоверность,
  • культура речи.

Для оценивания работ в презентации Power Point можно использовать следующие критерии:

Степень реализации проекта

Владение технологией

Power Point

Итоговая оценка

Характеристика проекта

Критерии оценки

интересный

оригинальный

творческий

познавательный

Хорошо иллюстрированный

Соответствие отобранных фактов выбранной теме

Логика и последовательность изложения материала

Умение представить работу на устной защите

Приложение 3

взаимодейств.

в группе

мой личный

вклад

содержание

семинара

атмосфера на

семинаре  

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Методология и технология проектного урока"

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих ...

Семинар-практикум «Использование арт-технологий в преподавании иностранного языка»

Целью данного семинара является совершенствование профессиональной компетентности педагогов по внедрению арт – технологий для эффективного обеспечения качества образования.    ...

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Открытый урок немецкого языка в 9 классе на тему "Die Jugentliche in Deutschland und in Rußland. Sind sie ähnlich? Welche Probleme haben Sie?" - в рамках семинара-практикума "Новые педагогические технологии".

Открытый урок немецкого языка на тему "Подростки в Германии и в России: похожи ли они? Схожи ли их проблемы?" - был проведён в рамках семинара-практикума "Новые педагогические технологи...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.Задачи:- Рассмотреть теоретиче...