Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме: «Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку».
учебно-методический материал по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рябова Ирина Анатольевна

Среди проблем, которые стоят  перед российской образовательной системой, проблеме формирования личностных социально значимых качеств обучающихся придается особо важное значение. Не менее важной задачей является развитие у современных школьников индивидуального самовыражения,  самообразовании в течение всей жизни.

Естественно, становление школьника как активного субъекта познавательной коммуникативной деятельности  связано с освоением им матапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями.

Однако не менее важно приобретение обучающимися опыта творческой деятельности в процессе овладения иностранным языком как средством межкультурного общения.

Создание такой образовательной среды  способствует поддержке одаренных школьников  и  их дальнейшему развитию. Практика обучения иностранному языку  показывает, что наличие такой образовательной среды помогает также выявить у детей достаточно высокую мотивацию к учению, интерес к изучению иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Чеховского муниципального района Московской области   Муниципальное казенное образовательное учреждение                                                              Нерастанновская средняя общеобразовательная школа

Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме:

«Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку»

Составитель:

Рябова Ирина Анатольевна,

учитель английского языка

I категории

МКОУ  Нерастанновской  СОШ

Чеховского района

п.  Нерастанное, 2015 г.

Среди проблем, которые стоят  перед российской образовательной системой, проблеме формирования личностных социально значимых качеств обучающихся придается особо важное значение. Не менее важной задачей является развитие у современных школьников индивидуального самовыражения,  самообразовании в течение всей жизни.

Естественно, становление школьника как активного субъекта познавательной коммуникативной деятельности  связано с освоением им матапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями.

Однако не менее важно приобретение обучающимися опыта творческой деятельности в процессе овладения иностранным языком как средством межкультурного общения.

Создание такой образовательной среды  способствует поддержке одаренных школьников  и  их дальнейшему развитию. Практика обучения иностранному языку  показывает, что наличие такой образовательной среды помогает также выявить у детей достаточно высокую мотивацию к учению, интерес к изучению иностранного языка.

Создание креативной образовательной  среды включает в себя ряд элементов: опора на креативность, готовность учителя к творческой работе, к использованию эффективных образовательных технологий, что способствует мотивации обучающихся к творческой деятельности и созданию ситуации успеха.

Работа над каждой новой темой на уроках немецкого языка начинается, как правило, с обсуждения в парах или в группах тех возможных личностно значимых вопросов в рамках темы, которые интересуют школьников-подростков и на которые им хотелось бы получить ответы самостоятельно или с помощью учителя. Использование такого методического приема влияет на овладение учащимися таким УУД, как целеполагание. Очень охотно ученики делятся своими находками из жизненного опыта, предлагая для обсуждения дополнительный материал по теме, который им интересен (песни, видеоролики, презентации, мультики из Интернета). Таким образом, учащиеся уже в начале работы над темой включаются с учителем в совместную деятельность по преобразованию содержания изучаемого материала.

Созданию ситуации успеха в овладении немецким языком как средством межкультурного общения, дальнейшему развитию умений самостоятельно,

на продуктивном уровне применять усвоенные знания и приобретенные коммуникативные умения в новых или измененных ситуациях общения, выстроить систему представлений о себе самом в наибольшей степени способствует использование проблемных заданий, а также решение творческих задач в процессе обучения иноязычной письменной речи, которой присущ креативный характер.

Выполняя задания типа: «Stell dir vor, dass du…» или «Wenn du einen Zauberstock hattest, was wurdest du in deinem Leben verandern oder welche Wunsche deiner Freunde wurdest du erfullen? «Sieh durch das Fenster in der Mondnacht! Wen oder was mochtest du draussen sehen? школьники используют свою фантазию и сообщают о своих мечтах, предположениях. Практика обучения креативной письменной речи на немецком языке показывает, что личностному самовыражению школьников способствуют такие задания с такими установками, как: напиши сочинение на тему «Кто я? Какой я?», в которых они эмоционально рассказывают о том, что их волнует в процессе становления своего «Я». Могут быть такие задания со следующей установкой: придумай историю, сочини стихотворение, продолжи рассказ, напиши о своих впечатлениях при прослушивании музыкального произведения.

Учебная деятельность по овладению иностранного языка становится при этом сотворчеством учителя и учащихся и строится на субъект - субъектной основе.

Субъектный характер учебно-познавательной коммуникативной деятельности обучающихся по овладению умениями креативной письменной речи на иностранном языке проявляется в выборе ими самими способа достижения цели , в прогнозировании и оценке собственной деятельности. Развитию креативности, самостоятельности, как личностным социально значимым качествам обучающихся, содействует то, что они постоянно находятся в ситуации выбора. Так, они сами выбирают тему для письменного высказывания из предложенных учителем или придумывают сами ее. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать языковые и речевые средства, которые необходимо им в процессе создания творческого продукта для решения коммуникативной задачи.

Субъектность школьников отчетливо проявляется в рамках проектно-исследовательской деятельности, которая способствует активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе.

Мои учащиеся охотно участвуют в создании значимых проектов, которые успешно представляют на фестивалях, праздниках, конкурсах, научно-практических конференциях в масштабе города.

Среди таких проектов могу назвать: «Роль иностранных языков в жизни человека», «Школа. Школьные музеи», « Башкирские традиции и обычаи», «Города-герои», «Культура родного города Кумертау», «Генрих Гейне – поэт немецкой классики».

Предоставление возможности школьникам участвовать в различных видах учебно-познавательной внеурочной деятельности, таких как предметные олимпиады, конкурсы, предметные школьные и городские дни немецкого языка, способствует проявлению творческой активности школьников, осознанию значимости владения иностранным языком и как средством общения, и как средством познания.

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся требует от учителя постоянной работы по поддержанию у них потребностей в познавательной творческой деятельности, чему содействуют не только учебные материалы, но и используемые учителем в учебном процессе современные педагогические технологии (технология развития творческой деятельности, технология «Портфолио», технология развития креативного мышления).

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео - кино ). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Хотелось бы остановиться на новом термине «Подкаст» в обучении иностранному языку.

Подкаст –Podcast  является инновационным мультимедийным феноменом в преподавании иностранных языков. Подкаст способствует развитию понимания иностранного языка на слух. Подкаст содержит в себе аудио-и видеоматериалы, чаще всего в формате mp3, которые доступны благодаря Интернету. «Немецкая волна» является первой общественно-правовой медиакомпанией, которая начала предлагать передачи как подкасты в 2004 году. Созданы специальные выпуски: «Deutsch Podkast» www.podcast.de/stichwort/deutsch- продолжительностью 5-10 минут.

1.Благодаря подкасту можно сделать преподавание ИЯ более содержательным. Подкаст способствует пониманию аутентичного материала на слух и говорению по предложенным заданиям. Учащиеся получают информацию по актуальным темам, обогащают свой словарный запас и развивают навык говорения.

2.Подкаст имеет свои преимущества в преподавании ИЯ. Все материалы можно получать бесплатно.  Подкаст обеспечивает автономное обучение. Благодаря подкасту возможен дифференцированный подход в изучении ИЯ и в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Записи можно прослушать в медленном и оригинальном темпе.  Упражнения на аудирование к тексту можно выполнять как домашнее задание. Выполняя домашнее задание, учащиеся могут наговорить свои ответы на мобильник или на другие электронные носители. Подкаст позволяет самостоятельно выбирать интересующие учителя и учащихся материалы.

3.Подкаст мотивирует учащихся. При работе с подкастом ученики постепенно преодолевают языковые барьеры и не боятся делать ошибки. Подкаст может заинтересовать учащихся, так как содержит актуальные материалы изо всех областей знаний. Их могут дополнить подходящие страноведческие фотографии и видео ролики. Все это делает урок увлекательным. Подкаст предоставляет учащимся свободу творчества и развивает их самостоятельность. Подкасты с титрами  или с сопроводительным текстом очень полезны для понимания учебного материала. Специальные бесплатные программы для подкаста называются Podcatcher.Нужно открыть сайт, на котором опубликован подкаст, и проверить, опубликовались ли новые записи. Учащиеся могут начинать текст и записать на тот или иной носитель.

4.Техническое обеспечение подкаста. Подкаст - это фактически радиопрограмма для iPod. Можно подписаться на сервере DW-WORLD.DE или на одной из подкастов iTunes Music Store. Можно подписаться на сайте www.podcast.de. Подписавшись, клиентская программа начнет автоматически скачивать файлы очередного выпуска в формате mp3 на компьютер. Появились электронные книги, которые специально создаются для подкастов. Такие книги в формате подкастов называются Podiobook.

5.Какими источниками можно пользоваться? Видеоматериалы предлагают не только бесплатный аудиоматериал, но и видеофильмы, комиксы, песни, чаты, эпизоды телепередач, их можно получить бесплатно. В поисковой системе google.de можно найти много интересных подкастов, создатели которых не зарегистрированы в iTunes.Есть много подкастов на сайте www.language4.me в разделе «Послушать тексты». Там есть все, что нужно каждому изучающему немецкий язык – фильмы, тексты, онлайн-словари, информация о Германии.  На сайте http://www.br-online.de/bralpha можно найти молодежные образовательные телепередачи из области науки и культуры. На сайте hhtp://lexi-tv.de находятся видеоподкасты образовательного характера по темам Gesundheit/Freizeit/Essen/Trinken/Technik/Geographie/Verkehr.

6.Работа с подкастом на уроке ИЯ. Учащиеся получают напечатанный текст из Интернета с учебных сайтов подкаста. В качестве аудиоматериала предлагаются вопросы по содержанию текста. Учащиеся дают ответы от своего имени и записывают на носитель. Учащиеся дают ответы от своего имени и записывают на носитель. На уроках с подкастом соблюдается последовательность. Аудиотекст может иметь сопроводительный текст(транскрипцию).К такому тексту составляются вопросы, облегчающие понимание. Это важно для тех, кто плохо воспринимает текст на слух.

7. Положительные результаты использования подкаста на уроке ИЯ. Работа с подкастом развивает творческую мултимедийную компетенцию учащихся. Языком общения в чатах и в электронной почте становится ИЯ, что доставляет удовольствие учащимся. Использование подкаста делает возможным осуществление межпредметных связей с уроками английского и французского языков, с ИЗО, историей и литературой.  Языком общения с немецкоговорящими друзьями в чатах, в электронной почте и в скайпе становится ИЯ. Работа с подкастом имеет преимущество нового метода. Можно общение с друзьями, со школами-партнерами с использованием подкаста. Основное преимущество подкаста - аутентичность, которая способствует пониманию на слух учебного материала. При использовании подкаста обучение ИЯ становится мобильным во времени и пространстве. Исчезает стресс из-за разницы в уровне знаний. Учащиеся занимаются в своем темпе. Это снижает страх перед ошибками и, как правило, учащиеся начинают активнее работать на уроке.

Важно создавать для каждого ученика благоприятную атмосферу, способствующую развитию творчества, личной заинтересованности не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Креативная иноязычная среда помогает поддерживать творческие способности школьников и развивать креативность как личностное и социально значимое качество.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству/ Д. Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. – М.: Просвещение, 1976. – 303 с.
3. Тучкова Т. У. РИвИС – концепция развития индивидуальности в интеркультурном сотрудничестве. – В сб.: Проблемы оптимизации обучения иностранным языка в школе, колледже, вузе в системе непрерывного образования. – Липецк: ЛГПИ, 1998. – С. 74-78.
4. Щербаков Н. Ю. Ситемно-эволюционный подход к изучению творческой личности.// Вестник СПбГУ, 1995, Сер. 6, вып. 2 (№13), с.65-77.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды/ Под. Ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Сост. Б. Д. Эльконин ю – М.: Педагогика. 1989.-554с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку...

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...

Проектная работа на тему "СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации...

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....