Проектная работа на тему "СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"
проект на тему

Абульханова Татьяна Васильевна

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования        

Отделение общего образования

Итоговая аттестационная (проектная) работа

СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа выполнена:

Абульхановой Т.В., учителем английского языка

МБОУ «Старотябердинская сош

им. М.К. Кузьмина» Кайбицкого мр РТ

Николаевой Л.И., учителем английского языка МБОУ «Кощаковская сош Пестречинского мр РТ»

Шакировой Г.В., учителем английского языка МБОУ «Большекайбицкая сош Кайбицкого мр РТ»

слушателями курсов повышения квалификации учителей иностранного языка

Руководитель проекта:

Сигал Наталья Германовна,  должность, ученая степень,

 ученое звание

Работа допущена к защите:

Сигал Наталья Германовна, руководитель структурного подразделения, ученая степень, ученое звание

____________________         

                   (подпись)

Казань, 7.04. – 18.04. 2014 года

Введение

Модернизация системы обучения и воспитания в России связана с пересмотром всей парадигмы образовательной деятельности и внесением изменений в целевые установки развития личности. Особое внимание уделяется формированию общих учебных умений и универсальных учебных действий учащихся, работе с новыми технологиями, воспитанию творческой личности, готовой к инновационным преобразованиям науки и практики.

Перед образованием в целом и языковым образованием в частности встали новые задачи, среди которых одной из очень значимых является задача формирования личностных качеств ученика в процессе обучения иностранному языку, позволяющих ему уметь взаимодействовать с окружающим миром и представителями разных культур. Востребованной оказалась личность, способная к критическому мышлению, обладающая такими качествами как сообразительность, наблюдательность, инициативность, для которой характерны самоуважение, уверенность и требовательность к себе, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная активность, то есть востребованной оказалась личность, которую можно характеризовать как личность креативную. Естественно, что креативная личность может сформироваться, в основном, в условиях креативной деятельности, в том числе и учебно-познавательной. 

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельности школьников на уроках иностранного языка, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для раскрытия творческих способностей школьников при изучении иностранного языка.

Проблема креативности является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. При всем разнообразии определений креативности ( как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т. д. ) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность- это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Следовательно, перед иноязычным образованием, для которого в настоящее время характерны личностно-ориентированные и социокультурные подходы в обучении иностранным языкам; встает проблема создания креативной обучающей среды, позволяющей школьнику действовать как субъекту в условиях личностно-ориентированного обучения, формировать и развивать в себе качества креативной личности.

Таким образом, исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Создание креативной образовательной среды в процессе обучения иностранному языку».

Цель: определить основные направления создания креативной образовательной среды при изучении иностранного языка.

Задачи:

1. Раскрыть содержание образовательной среды как психолого-педагогической категории.

2. Раскрыть сущность понятия «креативная среда».

3. Выявить принципы педагогической организации креативной образовательной среды при изучении иностранного языка в школе.

Для реализации данных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по данной теме, наблюдение и обобщение.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.

Глава 1

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование -- это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. В широком спектре термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин).

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей. (Александр Савенков, доктор психологических наук).

Каковы же должны быть организационно-педагогические условия создания образовательной среды, в которой успешно будет протекать развитие личностей и ученика и учителя? Понимая всю многогранность обозначенной проблемы, остановимся на интеллектуальной составляющей креативной школьной среды. Определимся с нашим пониманием креативной образовательной среды. 

В науке установлено такое понятие, как «креативная среда обучения», которое наиболее четко отражает один из аспектов деятельности педагога, целью которого является не только обучение, но и развитие креативности обучающихся. Для создания креативной среды на уроке, необходимо создать условия, способствующие развитию креативности детей.

Мы предполагаем, что креативная образовательная среда – необходимое условие существования творческой личности, деятельность которой направлена на создание оригинальных моделей собственного бытия и саморазвития самой себя и окружающего мира. По мнению Е.П. Торренкса следующие условия способствуют развитию креативности в детском возрасте:

  • ориентация ребенка на творческое решение;
  • снятие преград в отношении инициативы ребенка;
  • поощрение создания различных творческих продуктов в школе и дома;
  • предоставление возможности экспериментировать с мыслями и предметами;
  • воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности;
  • воспитание у ребенка понимания ко всем свойствам окружающей среды.

Исходя из вышесказанного, можно выделить некоторые общие рекомендации поддержания креативной среды в процессе урока, такие как:

  • поддерживать инициативу детей;
  • ставить перед детьми проблемные задачи, требующие творческих решений;
  • предоставлять возможность экспериментировать;
  • учить детей задавать вопросы и находить на них ответы;
  • поощрять детей и поддерживать у них мотивацию к изучению предмета.

Окружающая среда должна поддерживать, награждать новые идеи. Без поддержки среды творческие способности могут никогда не появиться. Стернберг предлагает следующие основополагающие принципы, необходимые для формирования креативности:

  • быть примером для подражания;
  • приобщать сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
  • разрешать делать ошибки;
  • поощрять разумный риск;
  • включать в программу обучения разделы, которые бы позволили учащимся демонстрировать их творческие способности; производить поверку таким образом, чтобы у учащихся была возможность применять и продемонстрировать их творческий потенциал;
  • поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
  • поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
  • предоставлять время для творческого мышления;
  • поощрять терпимость к неопределенности и непонятности;
  •  подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
  • стимулировать дальнейшее развитие;
  • найти соответствие между творческой личностью и средой.

Авторами, которые занимаются проблемой развития креативности, подчеркивается, что креативность – сложное личностное образование, развитие которого возможно только через комплексное воздействие. Без поддержки среды творческие способности могут никогда не появиться.

Анализируя требования к развивающей среде, Н.Ю. Щербаков обобщает их следующим образом:

  1. Среда должна стимулировать творческую активность, предоставляя возможности для удовлетворения потребностей человека в реализации своих способностей, в социальном одобрении, в достижении успехов в личностно-значимой сфере деятельности.
  2. Развивающая среда характеризуется наличием богатого и разнообразного фонда упорядоченных по степени сложности задач, проблем, требующих для своего решения творческого подхода. Разнообразие среды обеспечивает формирование «свободы как способности», стимулируя потребности в эмоционально-аффективном, гностическом практическом освоении среды.
  3. Необходимый компонент среды – личность педагога, в функции которого входит руководство решением проблем, помощь, оценка результатов. По мере становления социальной самостоятельности, в качестве третьего компонента развивающей среды выступает данное в живом общении или представленное в культуре разнообразие творческих индивидуальностей других людей.

Практически новым подходом в современной науке к проблеме творчества стало рассмотрение его через разнообразные виды деятельностей. Так, к общепризнанным видам творчества (научное, техническое, литературное, музыкальное, художественное) добавились: игровое, учебное, коммуникативное, ситуативное, военное, управленческое. Для проявления творческих способностей необходимо наличие творческой атмосферы.

Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика на концентрацию творческих усилий, креативность в деятельности, независимость в суждениях и ответственность за свои действия и поступки.

Для самореализации учащихся могут использоваться нестандартные уроки, а также разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, творческие самостоятельные и домашние работы, проблемные ситуации, конкурсы, исследовательская деятельность и др.

Метод проектов — это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности».

Учащиеся получают возможность самореализации и через исследовательскую деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Создание проблемной ситуации позволяет реализовать дифференцированный подход. Привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. При закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации. Эвристическое обучение отличается от проблемного. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение не известного им заранее результата. Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами.

Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся. Учащиеся должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.

Примеры

  • написание стихов, сказки, рекламы, объявления, открытки, визитки;
  • написание и оформление буклета, календаря, открытки;
  • составление ребусов, кроссвордов.

Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, её основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует от ребенка отдачи максимума энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Одним из средств, которые способствуют созданию креативной образовательной среды, творческому развитию личности школьника является применение нетрадиционных форм урока иностранного языка. Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы или класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

1. Уроки - игры. Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение, в нашем случае - овладение видами речевой деятельности. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обязательные увлеченность и интерес к содержанию со стороны школьников. 

2. Уроки - сказки опираются на фантазию детей и развивают ее. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок.

3. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

4. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в иноязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

 5. Уроки – состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания большинства школьников по выбранной теме.

6. Использование компьютерных программ и Интернета на уроках иностранного языка. Характеризуется индивидуализацией обучения и интенсификацией самостоятельной работы учащихся, повышением познавательной активности и мотивации. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. Форма близка для старшего школьного возраста, чаще используется для подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам.

7. Песня на уроке иностранного языка. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и, поэтому способствует лучшему усвоению языкового материла, благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. 10. Урок-интервью или урок-встреча. Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

Можно еще много перечислять интересные формы работы с учащимися, но нужно подчеркнуть, что учителю сегодня повезло: ему дали свободу для творчества. Большие возможности сегодня нам дает Интернет. Можно купить много интересных журналов и газет. У учителей много возможностей посещать содержательные, поучительные семинары, выехать в англоязычные страны. Есть возможность реализовать себя во всевозможных творческих конкурсах, олимпиадах, проектах. Нужно помнить: лишь увлечённый делом учитель может увлечь других и, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Мы должны учить их добывать знания, воспитывать и развивать интерес и творчество каждым своим уроком.

Глава 2

Теоретическая значимость первой главы может явиться дополнительным материалом при дальнейшей разработке урочной и внеурочной деятельности. На уроках иностранного языка теория плотно переплетается с практикой, которая и будет более подробно освещена во второй главе проектной работы.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроке в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является практическое овладение иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) несет в себе большой мотивационный потенциал. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Мы уже имели опыт работы в школе, даже пыталась использовать компьютер на уроках, но обучение детей с помощью Интернета стало для нас делом новым. Первый дистанционный класс одного из создателя данного проекта состоял из учеников дополнительного образования, которые занимались только на сайте школы. Она использовала англоязычные сайты, организовывала общение детей в форумах. Отмечала с ними праздники, учила английские песенки, проводила конкурсы.

Занималясь по учебнику Spotlight 7, она заметила, что ученики стали активнее общаться, и мы начали вести блоги [http://kidblog.org/WellDone]. Ребята написали много интересных сообщений на темы “The person I admire”, “Teenage magazines” (Modules 3, 4).

Очень удачно, что учебный год в 9 классе начинается с темы Celebrations. Про праздники всегда интересно поговорить. Некоторые праздники, о которых ребята прочитали в тексте Let’s party!, были им неизвестны. А потом им захотелось узнать и про необычные праздники в России. В блогах появились рассказы о Сабантуе и Празднике огурца в Суздале[6]. Некоторые ученики написали про семейные праздники.http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/01/002-new1.jpg

Когда для учащихся 5 и 7 классов закупили новую партию рабочих тетрадей к учебнику “Spotlight”, к которым был приложен диск со словарём ABBYY Lingvo, состоялось первое знакомство следующего создателя данного проекта с этой программой.

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/01/mar01.jpg

Прежде чем использовать ABBYY Lingvo в классе, она установила его на свой домашний компьютер и изучила все предложенные возможности. ABBYY Lingvo оказался не просто словарём, но отличным дополнительным средством для эффективной организации урока и замечательным помощником ученикам. Теперь мы регулярно использую и сам словарь, и упражнения ABBYY Lingvo Tutor на уроках, а ученики с его помощью выполняют домашние задания и закрепляют пройденный материал. Для работы с программой необходим компьютер с операционной системой Microsoft Windows и колонками.

Практически на каждом уроке мы используем упражнение «Знакомство» из ABBYY Lingvo Tutor — с его помощью легко познакомить учащихся с новой лексикой.

На экране проектора сразу видно новое слово, его перевод и пример употребления. Приложение используется на уроке в среднем от 2 минут (при выводе заданий на экран) до 10–15 при индивидуальной работе.

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/01/mar10.jpg

На уроке также частично используются упражнения «Написание слова» и «Самопроверка» — с их помощью ученики могут самостоятельно проверить, насколько хорошо они запомнили новую лексику. Эти упражнения рекомендованы и для выполнения домашних заданий.

http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2014/01/mar7.jpg

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения.

Многие методисты подразделяют учебные игры на:

Вот некоторые примеры из нашей практики:

  1. Игра «Ты мне, я тебе». Учитель начинает игру, задав одному из учеников вопрос по теме. Ученик, ответив, задает вопрос следующему, тот, ответив, продолжает цепочку и т. д.
  2. Урок-игра: «Морской бой», «Как стать отличником», «Звездный час» и др.

Вовлекаем учащихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.

Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности, часто в соответствии с индивидуальными склонностями и природными задатками.

Старшеклассники охотно играют в игру «Ложные друзья переводчика», когда команда получает трудное слово, предлагаются варианты перевода, другая команда пытается запутать, предлагая свои ложные варианты. Учащиеся творчески подходят к решению этой проблемы, начинают фантазировать, придумывают необычные варианты. Обстановка на уроке раскованная, полет фантазий и творческой мысли.

Для закрепления лексического материала можно использовать обычное детское домино с картинками по темам «Овощи и фрукты», «Животные» и т.д.

Метапредметные результаты предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач, на мой взгляд, является синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн пишется по определенным правилам:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.

Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события из изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Именно потому, что с помощью этих небольших стихотворений в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках.

Например:

My pet

cute, small

running, playing, gnawin

I like to feed my Dan

Rat

Каждый ученик оказывается в ситуации успеха, что очень важно на любом этапе обучения, а особенно в начальной школе. В третьем классе учащимся предлагаются темы «Школа», «Моя любимая игрушка», «Твой любимый персонаж». К третьему классу ученикам уже хочется проявить свою индивидуальность, и они больше любят выполнять задание самостоятельно, развивая креативное мышление. Еще один пример работы моих учеников:

My teacher

nice, clever

teaching, helping, surprising

She is very cool.

My friend

Уроки - сказки опираются на фантазию детей и развивают ее. Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такой урок. Уже во 2 классе можно инсценировать сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», в среднем звене - «Белоснежку», «Бременских музыкантов». Самое главное - роли есть для всех: и для отличников, и для тех, у кого возникают трудности при изучении иностранного языка.

Современный выпускник школы должен стать креативной и критически мыслящей личностью, социально активной, уважающей закон и правопорядок, осознающей свою ответственность перед обществом и государством, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог. Использование песен на уроках иностранного языка помогает развивать вышеперечисленные личностные качества, а также осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Часто в песне в учебных целях возможно использовать только одно предложение. Обычно это строка из припева или куплета, повторяющаяся много раз.

When Israel was in Egypt land

Let my people go!

Oppressed so hard they could not stand

Let my people go!

So the God seyeth

Go down, Moses,

Way down in Egypt land,

Tell all pharaoes to

Let my people go!

So Moses went to Egypt land…

Let my people go!

А эта песня отлично походит для повторения оборота “It takes smb. (time) to do smth.” (It takes (took, will take) me 15 minutes to read this poem. How long does (did, will) it take you to read this poem?)

Песня состоит из повторений конструкции “It takes…” и жизнеутверждающего припева “Life is wonderfil”. Видео представляет собой картинки, иллюстрирующие слова песни.

It takes a crane to build a crane

It takes two floors to make a story

It takes an egg to make a hen

It takes a hen to make an eggThere is no end to what I’m saying…

Ah la la la la la la life is wonderful

Ah la la la la la la life goes full circle

Ah la la la la la la life is wonderful

Ah la la la la

На сайте http://www.lyricstraining.com представлен широкий выбор песен с возможностью подставлять пропущенные слова во время прослушивания.

Одно из наиболее модных, выгодных, методологически проверенных решений проблемы пришло из США интерактивная лексическая стена (WORD WALL — WW). По-русски я назвала ее — стена слов, или стенослов.

Она оказалась очень эффективной в решении наших непростых задач обучения.

WW- Стенослов — это специальная коллекция слов, написанных большими буквами на стене или доске в классе. Коллекция несет актуальный ассоциативный подтекст для детей и систематически обновляется. Дети обыденно видят эти слова перед собой, привыкают к ним, доверяют им и как следствие — без труда ими оперируют. Так же, как оперируют в своем кругу названиями любимых персонажей из игр, мультфильмов, фильмов и т.д. Специально подобранные слова помогают детям изучить рифмующиеся гнезда слов (at, hat, сat и т.д.). WW-Стенослов помогает учащимся гораздо легче, быстрее, комфортнее осваивать правописание и чтение изучаемых иноязычных слов.

Интересно, что у автора данной системы нет никаких жестких правил и ограничений в том, как WW- Стенословы могут выглядеть. Они могут быть совсем разными. Это может быть специально выделенная стена, где слова составлены в алфавитном порядке. Или, если не хватило места, это может быть одна или несколько портативных досок. Или даже свернутый рулоном картон, который при необходимости можно быстро доставать. Не имеет принципиального значения то, как будет оформлен ваш стенослов, — суперкреативно или просто, но со вкусом. Важно то, что у детей будет дружественная «питательная» среда для усвоения правописания иноязычных слов.

Сила WW-Стенослова удивительна! Ключевым моментом здесь является слово «интерактивная»: ученики активно взаимодействуют с WW на каждом уроке! Начинать использовать такую доску лучше уже с самых первых уроков. Для начала можно просто записывать туда имена школьников, чтобы они поняли принцип работы и заинтересовались. А затем постепенно вводить всю необходимую лексику.

Существует большой набор различных приемов по работе с WW-Стенословом. Вот некоторые из них:

  1. Хлопни, спой, напиши. Новые слова вводятся следующим образом:
  • посмотрел на слово (необходимо чтобы ученик знал эквивалент этого слова на родном языке):
  • проговорил слово;
  • спел слово;
  • написал слово;
  • проверил слово.
  1. Покажи, хлопни, спой. Учитель называет слово, учащиеся показывают это слово на WW-стенослове, затем все вместе пропевают каждую букву, хлопая при этом в ладоши. После этого ученики записывают слово в словарь или тетрадь и пытаются вспомнить рифмующиеся слова к данному слову.
  2. Измени букву. Ученики составляют новые слова, изменяя порядок букв в предыдущем слове.
  3. Сочини рассказ. Дети составляют рассказ (историю), используя слова на WW- стенослове.
  4. Пропущенное слово. Учитель говорит предложение, в котором пропущено одно слово. Дети должны догадаться по смыслу, какое это слово и показать его на WW-стенослове:
  • Billy doesn’t go to school … Monday. (пропущено слово on).
  1. Догадайся, какое это слово. Ребенок загадывает слово со стены, описывает его, остальные должны догадаться, о чем идет речь:
  • It is on the wall.
  • It has 3 letters in it.
  • It rhymes with hat.
  • It is an animal.

Часто мы преподаем не в одной параллели классов, а в трёх-четырёх и даже больше. Как же разделять слова для разных классов, имея всего один WW-Стенослов? Просто используйте для каждого класса отдельную цветовую гамму слов. Я делаю именно так, и это дает отличные результаты.

Следующий метод для создания условий креативной образовательной среды – это проект. Что такое проектная работа, какие преимущества она дает, и как заниматься ею в класс, какие проблемы возникают в процессе этой работы и как их преодолеть?

Вы можете сделать проект практически по любой теме. Проекты могут быть фактографическими или фантазийными. Проекты могут, в частности, помочь в развитии умений и навыков учащихся по всем видам речевой деятельности (чтению, аудированию, письму и говорению), способствовать обогащению их лексического запаса, использованию в речи знаний по грамматике.

Как показывают примеры, существует широкий выбор возможных видов проектной деятельности. Вот несколько таких тем и видов деятельности:

Проект по теме «Семья» может быть проведен со следующими видами работ:

  • подписи к фотографиям;
  • создание семейного древа: рисунки и информация о родственниках разных поколений;
  • письменный рассказ о жизни своих родителей в детстве;
  • сопоставление разных семей в разных странах;
  • обзор того, кто чем занимается дома в твоей семье;
  • создания сценария о том, из-за чего и как ссорятся в вашей семье;
  • стихотворение о вашей семье.

Проект по теме «Еда» даёт возможность задействовать следующие виды заданий:

  • описание кулинарных рецептов;
  • обзорный рассказ о любимой еде, о том, что люди едят на завтрак и т. д.
  • описание традиций в приеме пищи в вашей стране;
  • выяснение и сопоставление образа питания в развитых и развивающихся странах;
  • анализ собственной системы питания с позиций «Еда и здоровый образ жизни».

Проект «Как я провел день (от имени вашего кота или собаки)», «Моя комната в 2025 году», «Школа для моего ребенка», «Погода на планете DoDidDone»…

Какие виды деятельности могут быть выбраны и действительно эффективны, зависит от многих факторов, включая возраст, уровень подготовки и интересы учеников, возможность доступа к источникам информации и объём времени.

Заключение

Изучение материалов по теме « Создание креативной образовательной среды в процессе обучения иностранному языку» помогло более глубоко проанализировать проблему создания условий для развития креативных способностей в школьном возрасте.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Поэтому мы считаем, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности.

В ходе работы убедились, что данная проблема является одной из самых актуальных. Данные педагогические исследования свидетельствует о том, что школьный возраст имеет большие резервы развития креативных способностей и все вышеизложенные приемы являются средствами развития их креативности. Они не являются единственными в рамках обсуждаемой темы, но наиболее полно соответствуют главной задаче – созданию креативной образовательной среды, развитию творческих способностей учащихся. По сути, любой прием, метод, упражнение можно креативно использовать, все зависит от желания и умения творца процесса обучения – педагога.

Креативная среда обучения позволяет нам создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.

Никто не утверждает, что организация креативной среды обучения поможет решению всех проблем в обучении иностранным языкам, но это эффективное средство от однообразия, скуки, она способствует развитию  креативных способностей учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей. Применение современным учителем новых технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития креативной личности, что подтверждает выдвинутую гипотезу о направлениях при создании развивающей образовательной среды.

Использованная литература

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон.-М.,2007
  2. Бабинский Ю.К.. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.
  3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.-М:АРКТИ,2000.-156с.
  4. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку обучения. // – Начальная школа – 2001 – №11 – с.49-51.
  5. www.bolshe.ru.
  6. 2.Наседкина С. М. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в лингвистических гимназиях (На материале немецкого языка) : Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 222 c. РГБ ОД, 61:04-13/1796 .
  7.  http://www.dslib.net/teoria-vospitania/sozdanie-kreativnoj-didakticheskoj-sredy-na-srednem-jetape-obuchenija-inostrannym.html
  8. Ларкина А.Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения Городская научно-практическая конференция. 27 октября 2011 года: сборник докладов и тезисов выступлений / Авт.-сост. В.П. Сергеева, Б.А.
  9. Кирмасов, А.В. Бахарев. — М.: МГПИ; АПКиППРО, 2011.-148 с. с. 76-79 Режим доступа: http://teacher-larkina.ru
  10. http://www.lyricstraining.com 
  11. http://kidblog.org/WellDone
  12.  http://iyazyki.ru/category/
  13. http://www.itn.ru/board.aspx
  14. http://kellersg.ucoz.com
  15. http://odiplom.ru/pedagogika/metod-proektov-v-obuchenii-angliiskomu-yazyku
  16. http://knowledge.allbest.ru

Приложение

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели: 

- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся. 

Лексические игры по УМК «Enjoy English 3» M. 3. Биболетовой (5 кл). Знакомство с достопримечательностями Лондона. 

«Try to Remember»

Вариант 1 (игра фронтальная) 

Учитель вывешивает на доске картинки с изображениями интересных мест Лондона. В течение одной минуты учащимся предлагается запомнить названия, затем ученики по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше.

Вариант 2 (групповая игра) 

Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.

Вариант 3 (карусель) 

Дети, взявшись за руки, образуют 2 круга: внешний и внутренний. Учитель говорит: «Go!». Дети начинают двигаться, каждый по своему кругу, причём один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Через 10 секунд учитель говорит: «Stop!». Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, обращаясь к стоящему напротив ученику, говорит: «How can I get to Trafalgar Square (Big Ben and ...)?». Ученик из внутреннего круга отвечает: «You can get there by bus (boat, taxi and ...)». Дети снова начинают двигаться по кругу до тех пор, пока не услышат «Stop!». Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.

В 6 классах, изучая тему «Животные в нашей жизни», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Alina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and ...)!». После того как все ребята поздравили Алину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and...)! Thank you very much!».

Эту же игру можно предложить в другом варианте. «Алина собирается открыть зоопарк. Что бы вы предложили ей купить для зоопарка?». Учащиеся по очереди говорят: «Alina you should buy a ... because ...». Алина заслушивает предложения и в конце говорит: «Of course I’ll buy ... ».

Также можно предложить игру «Are you ... ?». Ведущий изображает какое-либо животное. Он совершает различные действия, характерные для этого животного. Другие ученики стараются угадать, какое животное он изображает. Угадавший становится ведущим.

В учебниках Верещагиной И.Н и Притыкиной Т.А представлена серия интересных игр, направленных на запоминание лексики.

1. «Найди пару»

2. «Змейка» 

3. «Почти антонимы» 

4. «Опиши картинку» 

5. «Кто есть кто» 6. Упражнения по транскрипции 

7. Ребусы 

8. Мини сочинение 

9. «Найди ошибку» 

10. Определи слова по двум буквам 

11. Найди начало и конец слова 

12. Чайнворд 

13. Составь предложения по таблице 

14. Заполни пропуски 

15. Кроссворд

Цифры

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Числительные

Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков. 

Цвета

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. 

This is my nose 

Детям нравится исправлять ошибки других.

Показывая руку, учитель говорит:”Oh, something is wrong with my foot!”

Ученик исправляет "with your hand!” 

Но учитель продолжает:”I don’t hear, something is wrong with my nose!” (показывая на ухо, например). 

Дети смеются и исправляют. Далее роль ведущего исполняет ученик, который обращается по очереди к одноклассникам. Если вызванный ученик исправляет правильно – он становится ведущим. 

How many pages? 

Учитель приносит несколько интересных книжек. И спрашивает: 

- How many pages are there in the book? 

(Pupil 1): There are three hundred and fifty pages. 

- No, less. 

(Pupil 2): Three hundred. 

- Less. 

(Pupil 3): Two hundred and fifty. 

- More. 

(Pupil 4): Two hundred and eighty. 

- That’s right. 

Угадавший получает право первым посмотреть книгу.

Pantomime 

Игра на закрепление лексики "Утро школьника”. 

Группа детей выходит к доске и каждый из них жестами и мимикой имитирует какой-либо действие. 

Учитель: Guess what each pupil is doing. 

Pupil 1: This boy is doing his morning exercises. 

Pupil 2: That girl is washing her face. 

Pupil 3: This boy is putting on his red scarf. 
и т.д. 

Family 

Выбираем ведущего и группу из 5-6 учеников. Ученик-ведущий выходит из класса, а учитель говорит каждому из группы, кто будет исполнять какую роль (мать отец, сын и т.д.). 

Дети начинают чем-либо заниматься. 

Возвращается ведущий и, глядя на группу учеников, отвечает на вопросы учителя: Who are they? What are they doing? 

Clothes 

Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. 

Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. 

Who is the first? 

Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита. 

Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета. 

Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв. 

Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение. 

Победитель тот, кто справится с заданием первым. 

My aunt went to town 

Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу My aunt went to town and bought… словом., обозначающим предмет школьного обихода или одежды. 

Pupil 1: My aunt went to town and bought a book. 

Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag. 

Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler. 

Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры. 

Time

Дети разбиваются на две команды. Игра имеет несколько вариантов. 

1. Берут макет часов со стрелками, которые легко двигать. Передвигая стрелки, учитель по-очереди спрашивает учеников из обеих команд What time is it now? За каждый правильный ответ команда получает один балл. 

2. Учитель начинает рассказ, но не заканчивает последнее предложение. Например, I have a friend. Her name is Anna. She gets up at…. И ставит стрелки на 7 часов. Ученик повторяет последнее предложение и заканчивает его словами seven o’clock in the morning. Если он ошибается, команда получает минус. Выигрывает та команда, игроки которой допустили меньше всего ошибок. 

3. Учитель ставит стрелки часов на 7:15 и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: I open the window and do my morning exercises at 7:15. My mother lays the table at 7:15. 

4. С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Учитель, передвигая стрелки, спрашивает: What did you do yesterday at half past four? What will you do on Tuesday at a quarter to 5? 

Crossing the river 

На доске схематично изображен ручей. Две команды переходят через него в разных местах по камушкам, условно обозначенным квадратиками (по 10 квадратов на каждую команду). Чтобы наступить на камень, в каждый квадрат надо вписать слово из пройденной темы. 
Если слово написано неправильно или не соответствует теме, команда пропускает ход. 

Выигрывает та команда, которая быстрее переберется через ручей. 

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ 

Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и учеников».Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами .Я стараюсь ,чтобы в паре работали слабо подготовленный с хорошо подготовленным. 

ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК 

Оборудование : ромашки со съемными разноцветными лепестками. 

Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала. 

P1 : This is a blue leaf. 

P2 : This is a red leaf., etc. 

ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА 

Цель: активизация лексики по изученным темам. 
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.

ЦВЕТА. Цель: закрепление лексики по пройденным темам. Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ. Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему («В зоопарке», «Поездка за город», «Спортивные игры» и т. д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.

ЧТО ЭТО? В руках ведущего – черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЖИВОТНЫХ? Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ОЧЕРЕДИ ПРОИЗНОСЯТ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ: a fox, a dog, a monkey и т. д.Побеждает тот, кто последним назовет животное.

СОБЕРИ КАРТИНКУ. Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)

СОБЕРИ БУКЕТ. Оборудование: живые или искусственные цветы или осенние листья.  Учитель: У каждого из вас есть любимый учитель. Давайте соберем букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого цветка или листочка правильно, иначе букет быстро завянет. Ученик: This is a red flower. This is a yellow flower. Etc.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку

Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку...

Реализация регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку

Региональный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует  улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет круго...

Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме: «Создание креативной образовательной среды в процессе обучения немецкому языку».

Среди проблем, которые стоят  перед российской образовательной системой, проблеме формирования личностных социально значимых качеств обучающихся придается особо важное значение. Не менее важной з...

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...