Реализация регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку
статья на тему

Украинцева Ольга Викторовна

Региональный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует  улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Украинцева О.В.,

МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования,

ЯНАО, Россия

Реализация  регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку

 Одной из важнейших тенденций современного образования в общеобразовательной организации, определенной нормативными документами - Законом «Об образовании», «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 15 декабря 2010 года и социальным заказом общества, является направленность образовательного процесса на успешную личность в процессе обучения [3;5]. Устанавливаются требования к результатам освоения  программы основного общего образования (личностные, метапредметные и предметные) и указываются   виды деятельности, в которых главная задача - развитие личности ученика, повышение качества образования. В этой связи существует необходимость нравственного, эстетического и гражданского воспитания, а национально-региональный компонент очень нужен как его основной элемент в обучении иностранному языку. Региональный компонент ФГОС НОО и ООО  Ямало-Ненецкого автономного округа определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, который дополняет основные образовательные программы и является обязательным для реализации всеми общеобразовательными учреждениями ЯНАО [4]. Введение национально-регионального компонента в изучении иностранного языка на основе многовариативности учебных планов и программ дает детям возможность с самого раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре  Севера. Все это обеспечивает   подрастающее поколение доступным образованием; вооружает школьников системой знаний о регионе; готовит молодежь к жизни в среде ближайшей территории и за ее пределами. На основе анализа психологической и педагогической литературы по данной проблеме позволяет нам сделать вывод о том, что использование регионального компонента на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал на основе знаний о родном крае и помогает овладеть учащимся общеобразовательной организации коммуникативной компетенцией  не находясь в стране изучаемого языка.  Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно наполнить урок немецкого языка  тренировочными упражнениями, речевыми разминками, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно дать им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на немецком языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся обращали   внимание на содержании своего высказывания [1]. Таким образом, нужно выполнять  на уроке  различные упражнения, которые   разнообразят урок, вносят в него элементы настоящей жизни, позволяют учащимся больше узнавать о своем родном крае. Использование регионального компонента   развивает речевую активность учащихся, направляет уроки немецкого языка в русло дискуссии, исследования, где решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры своего региона и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.  Региональный компонент носит   жизненный характер - учащиеся не только улучшают свой лексикон, но и получают информацию об истории родного края, о его географическом положении и об экономическом развитии своей края [2].   Однако эффективность использования регионального компонента на уроке зависит от уровня профессиональной компетентности учителя.  Урок  не должен представлять собой просто развлечение, а  быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания иностранного языка. При реализация  регионоведческого компонента  в процессе обучения учащихся иностранному языку главным ориентиром на современном этапе выступает ФГОС, в котором указывается, что эта цель направлена на достижение результативности учебной деятельности учащегося и эффективности  используемых им способов достижения учебных целей; на субъективную удовлетворенность учащегося процессом и результатами учения, т.е.   в процессе данной работы главной задачей является создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности через активизацию познавательной деятельности, самостоятельность, саморазвитие личности. При этом необходимо учитывать   прошлый опыт учащегося, его личностные особенности,  мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы [6]. Среди современных активных  средств, позволяющих реализовывать региональный компонент, следует выделить технологическую карту, как эффективный  способ оперативногo решения актуальных образовательных задач в данном направлении. Наиболее подходящими для этого вида деятельности можно выделить    социокультурные технологические карты, которые отражают характер познавательной деятельности, направленный на усвоение знаний названий населенных пунктов Ямала на изучаемом языке, их расположение на карте, достопримечательностей, природно-климатических условий,   символики, исторических фактов и т.д.; интеллектуально-познавательные карты, которые направлены на развитиe познавательного интереса, внимание, коммуникативные способности, интерес к познанию окружающего мира; интегративные, включающие лингвокультурологическиe коммуникативнo-прагматическиe направления и  связаны с деятельностью, которая включает овладениe когнитивными и коммуникативными умениями использовать иностранный язык как средство межкультурного общения. Выполнение работы может быть как по готовому образцу, так и введение самостоятельных элементов. Очевидно, что в рамках регионального компонента наиболее эффективен технологический подход к обучению, предполагающий реализацию различных инновационных технологий, средств, обладающих функциями, обеспечивающими результативность обучения, включение учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов деятельности.

  Таким образом, региональный компонент служит не только для того, чтобы пробудить познавательный интерес учащихся к родному краю, но и повысить качество усвоения знаний, стимулировать их интерес к изучению иностранного языка, развивать  самостоятельность, активность каждого школьника, воспитывать ответственное отношение к делу, способствовать становлению личности.  

Исходя из этих выводов, мы с полной уверенностью можем утверждать, что региональный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует  улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.  Использование регионального компонента на уроке иностранного языка позволяет определить условия повышения эффективности обучения иностранному языку: формирование положительной мотивации в изучении нового языка, доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу, а так же   формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; учет возрастных особенностей и интересов учащихся; развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности;  создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти  знания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка.  

                                         ЛИТЕРАТУРА

  1. Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. – 2008. – №5.
  2. Топленкина И. П.   Региональный компонент на уроках иностранного языка»// Иностранные языки в школе. –  2008, № 3.
  3.  Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // Новые законы и нормативные акты. – 2013. – № 5. – С. 2-168.
    4.           Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования:  приказ департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г., № 500 (в редакции от 26.08.2011 № 1185).

5.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922. – 20.02.2016.

6.     Якушина Е. В. Технология конструирования урока в условиях новых ФГОС  / Е. В. Якушина // Педагогическая диагностика. – 2012. – № 5. – С. 51-61 : 3 табл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового и профильного уровней с элементами содержания и требо

Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового...

Проектная работа на тему "СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации...