Программа по социализации обучающихся по иностранному языку
методическая разработка по немецкому языку

 

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsializatsii_po_inostrannomu_yazyku.doc505 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Программа, посвященная социализации детей делает возможным создание

таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его всубъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках немецкого языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствую превращению ученика в  активного субъекта собственного учения.

Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках немецкого языка я способствую формированию метапредметных  умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие  учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

Что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических  рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данной программы – социальное становление личности школьника на уроках немецкого языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Задача программы – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Этапы реализации программы

Программа реализуется в несколько этапов на базе  МБОУ Бекринская МООШ муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области.  Программа рассчитана на три года по 34 часа в год, исходя из 1 часа в неделю в классе.

I этап – подготовительный (2017)                                                                                                                                                                                                                                                                Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение цели и задач деятельности.

II этап – практический (2018)                                                                                                                                                                                                       Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно- ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.  Самоанализ, определяются элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках немецкого языка.  Осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д..

 III этап – обобщающий (2019)                                                                                                                                                                                             Обработка и интерпретация данных за 3 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего совершенствования метода  социального проектирования в процессе обучения немецкому языку.

Формы организации деятельности обучающихся:  групповая, парная, индивидуальная, коллективная. 

   Виды деятельности учащихся

- беседа;                                                                                                                                                                                                                                                                                    - обсуждение, знакомство с содержанием;                                                                                                                                                                                                                           - составление плана действий;                                                                                                                                                                                                                                                                      - распределение ролей в группе;                                                                                                                                                                                                                                                                - сбор информации, изучение   литературы и    интернет ресурсов;                                                                                                                                                                                                                              - изучение памятки по написанию и оформлению проекта;                                                                                                                                                                                                                                                   - изучение немецких фраз для защиты проекта;                                                                                                                                                                                                   - изучение памятки по защите проекта;                                                                                                                                                                                                                                        -  анализ полученных результатов, оценка и самооценка.

Основные виды деятельности обучающихся: учащиеся узнают, знакомятся, ориентируются, понимают, сообщают сведения,    находят сходства и различия, описывают, рассказывают, выражают отношение,  представляют собственную культуру, передают реалии родной культуры средствами английского.

Образовательные технологии:

  • Технология ИКТ (компьютер, проектор, сеть интернет).
  • Технология сотрудничества. Технология индивидуального и группового обучения. (работа в парах, группах, индивидуально)
  • Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)
  • Технология разноуровнего обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных  работ, карточки – задания разного уровня сложности).
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология проблемно – исследовательской деятельности(мини – проекты, учебные, творческие и социальные проекты).
  • Игровые технологии(уроки и задания в игровой форме, подвижные игры)..

      Предметное содержание речи

1. Семья, друзья. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра/парка аттракционов). Покупки. Переписка.

2. Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года

3. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда проживания школьников.

4. Здоровье и личная гигиена. Здоровый образ жизни .  

5. Защита окружающей среды.  Природа и проблемы экологии.                                                                                                                                                                                          6. Межличностные взаимоотношения:  в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека;

7. Досуг и увлечения: спорт, музыка, посещение кино/театра,  дискотеки, кафе.

 8.Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.

9. Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

     Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  • Взаимоотношения с учащимися.
  • Взаимоотношения с учителем.
  • Отношение к познавательной деятельности.
  • Отношение к воспитательным мероприятиям.
  • Взаимоотношения с родителями.
  • Выполнение проектных творческих работ учащимися.
  • Наличие навыка продуктивного общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности.
  • Наличие умений и навыков социального поведения.
  • Результаты опросов.
  • Ежегодные победы на конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
  • Проведение научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад,  внеклассных мероприятий (классных часов, предметных недель).
  • Качественное выполнение проектов в урочной и внеурочной деятельности.
  • Отслеживание уровня учебных достижений обучающихся, положительные динамики качества знаний.

Формирование следующих социальных качеств:

  • Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

Предполагаемый результат

Данная программа нацелена на достижение следующих результатов:

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
  • Воспитание любви к родному и иностранному языку;
  • Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
  •  Воспитание трудолюбия и творчества

 Формы работы в учебной деятельности:

интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка,  работа в группах, проектная деятельность.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Опыт в понимании других людей и другой культуры;
  • Приобщиться  к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

•        вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;

•        подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках немецкого языка осуществляется по следующим направлениям:

1.Воспитание гражданственности,  уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Германии.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

Этапы работы

1.        Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.

2.        Этап реализации.

3.        Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

План реализации программы

Направления

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

  • Направление. «Родная и иноязычная культура. Зачем мне нужно изучать иностранный язык?»

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

Интеллектуально-познавательная игра по страноведению «Своя игра» в 4 классе (2018г.)

Воспитание трудолюбия,

творческой активности,

сознательного отношения к учёбе

  • Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, районных конкурсах, олимпиадах и проектах на немецком языке

Дифференцированный подход, работа с одаренными  детьми, мотивация к изучению иностранного языка.

Проведение викторин и конкурсов по теме «Германия».

Работа в группах и индивидуально над проектом по теме «Моя визитная карточка»  в 3 классе (2017г.)

Воспитание нравственных чувств,

достойного отношения к семье

  • Направление «Человек и его семья»

Проект «Любимые семейные праздники в России и Германии» ( в плане)

Моя семья – проект «Расскажи о своей семье» «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) ( в плане)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • Направление «Ученик и окружающий мир»

Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы»

Формирование

ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

  • Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня»

Формы проведения мероприятий

  • урочная деятельность
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов
  • проектная деятельность
  • диагностические исследования
  • выставки творческих работ

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся:

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Мониторинг

Диагностика: «Удовлетворенность школьным обучением» по методике Т.В. Прохоренко.


Список используемой литературы

  1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
  3. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.
  5. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
  6. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
  7. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой.  2006.  №16.  с.35-37.
  8. Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
  9. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал «Эйдоc»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация подростков посредством иностранного языка в лингвистической школе

Если ставится задача создать воспитывающую среду, способную обеспечить наиболее оптимальное развитие личности в соответствии со своими наклонностями, задатками и общественными запросами, а также макси...

Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)

Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету «Второй иностранный язык» (немецкий) для обучающихся 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету  «Второй иностранный язык» (немецкий) для обучающихся 5-9 классов...

Программа по социализации обучающихся по русскому языку и литературе «Познание и творчество»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными зад...

ПРОГРАММА совершенствования методов обучения и воспитания «Внеурочная деятельность обучающихся по иностранному языку для создания эффективной образовательной среды.

Смоленское областное государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» УЦПК г.Ельня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3686315) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2 – 4 классов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»2 – 4 КЛАСС     Рабочая программа учебного предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для 2 – 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3686315) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2 – 4 классов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»2 – 4 КЛАСС     Рабочая программа учебного предмета «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» для 2 – 4 класс...