ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
статья по немецкому языку (7 класс)

Формирование у учащихся лингвострановедческой компетенции включает не только знакомство с историей, традициями, выдающимися людьми страны изучаемого языка, но в первую очередь, должно давать знания, которые пригодятся учащимся, осуществляя проектную деятельность. Более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка позволяют осуществить проекты, интегрированные в обучение иностранному языку. При этом происходит включение учащихся в активный диалог культур, где они на практике познают особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Семенова Л.Г.

МОУ гимназия №4 Ворошиловского

района г. Волгограда,

г. Волгоград

Проект  это способ выражения идеи языком целей и задач, мер и действий по достижению намеченных целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов и сроков воплощения идеи в реальные продукты с потребительской ценностью. Проектная деятельность  это педагогическая технология 21-го века и  её использование методики проектирования в процессе обучения иностранным языкам способствует успешному решению задачи не только формирования и развития лингвострановедческой компетенции, но и развитию самосознания  личности (Каунов, 2008, с. 48), ее самоопределения, самоутверждения в существующем социуме. Проектная технология направлена на организацию самостоятельности обучающихся, их интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии.

В процессе проектной деятельности  обучающиеся учатся работать с информацией, с разножанровыми устными и графическими текстами: выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте, перерабатывать текст, анализировать его, делать на его основе обобщения, выводы, использовать при этом информационные ресурсы Internet-сети и журналы на немецком языке «Juma», «Vitamin de», «Der Weg», «Deutschland» и др.

Формирование у учащихся лингвострановедческой компетенции включает не только знакомство с историей, традициями, выдающимися людьми страны изучаемого языка, но в первую очередь, должно давать знания, которые пригодятся учащимся, осуществляя проектную деятельность. Более широкое приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка позволяют осуществить проекты, интегрированные в обучение иностранному языку. При этом происходит включение учащихся в активный диалог культур, где они на практике познают особенности функционирования языка в новой для них культуре. Это путь познания, способ организации процесса познания [Полат, 1998, с. 50].

Основу проектной деятельности составляет кооперация, распределение обязанностей, деловое общение. Главный принцип – взаимопомощь, а не соперничество и противостояние, учиться и познать что-то вместе, а не просто что-то выполнять вместе [Полат, 1999, с. 14].

Говоря о проектной деятельности  на уроках немецкого языка, необходимо, прежде всего, сформулировать темы, как для индивидуальных, так и для групповых проектов, работа над которыми потребует от обучающихся необходимых по программе знаний, а также формирования необходимого для осуществления работы над проектом творческого опыта [Полат, 2005, с. 5]. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование языковой, речевой, лингвосоциокультурной компетенций учащихся, а также развитие следующих умений:

  • общеучебные – работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме;
  • специальные – умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения;
  • коммуникативные – умения осуществлять различные виды речевой деятельности.

Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться самими учащимися на основе их интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия «учитель – ученик», «субъект – объект», на схему партнерского учебного сотрудничества «субъект – субъект», что значительно повышает эффективность образовательного процесса на иностранном языке.

В качестве примера проектной деятельности учащихся в процессе изучения немецкого языка приведем, выполненную проектную работу по теме «Österreich» на основе УМК «Blickpunkt Deutsch 1», автор О.Ю. Зверлова учащимися 7 класса:

Тема проекта – «Das österreichische Rom».

Вид проекта по доминирующей деятельности учащихся – творческий, практико-ориентированный.

Цель проекта – перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами; обеспечить творческое применение языкового материала для решения практически значимых и доступных учащимся проблем.

Задачи проекта:

  1. формирование языковых знаний и совершенствование речевых умений учащихся по теме «Das österreichische Rom»;
  2. систематизирование и закрепление ранее пройденного материала по теме;
  3. развитие лингвострановедческой компетенции и межкультурной коммуникации в целом;
  4. развитие интеллектуальных умений: умение работы с информацией, анализировать ее, делать сообщения и выводы; умение работать со справочной литературой (немецкие журналы и словари);
  5. развитие творческих умений: умение находить варианты решения проблемы;
  6. развитие коммуникативных умений: умение аргументировать свою точку зрения, умение лаконично излагать свои мысли.

Вид проекта (по продолжительности) – краткосрочный (2 недели).

Модель проектного занятия – занятие основано на пройденном материале по теме «Das österreichische Rom» и нацелено на расширение знаний учащихся по данной теме (с привлечением немецких журналов, ресурсов Internet-сети), а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности (Passiv, Konstruktionen mit «es», Relativpronomen, Nebensatz, Relativsatz), лингвострановедческой и коммуникативной компетенции в целом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта Австрии.

Предполагаемые продукты проекта: презентация в Microsoft PowerPoint, реферат.

Проект «Das österreichische Rom» состоит из трех этапов (подготовительный, основной, заключительный), организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Подготовительный этап

Введение:        Знакомство учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определение темы проекта «Das österreichische Rom».

Задачи:        -        сформулировать проблему исследования;

        -        выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами (ресурсы Internet-сети, немецкие журналы «Deutschland», «Der Weg»);

        -        организовать группы учащихся (три группы учащихся (3-4 человека), каждый учащийся получает задание.

Пошаговое описание действий

Учащиеся выявляют проблему по обсуждаемой тематике: «Почему город Зальцбург называют «Австрийским Римом»? Учащимся предлагается ряд наводящих вопросов:

  1. Warum wurde Salzburg bis 19 Jahrhundert von Bischofen regiert?
  2. Wo liegt Salzburg?
  3. Warum zählt Salzburg zu den schönsten Städten Europas?
  4. Woran ist Salzburg reich?
  5. Welche Sehenswürdigkeiten gibt es in der Stadt?

Лексико-грамматические  и страноведческие трудности снимаются посредством консультаций учителя, усвоением незнакомых слов и грамматических структур.(Например: zählt zu … – относится к …; der (Erz)Bischof – (архи)епископ; wurde bis ins … regiert – управлялся до …;baute man … nach – построили по образцу и подобию  и т.д.).

В ходе разработки проекта учащиеся самостоятельно логически подходят к обозначению проблемы и выдвижению гипотез-предложений для их успешного решения. Учитель при этом играет роль консультанта-координатора. Определяются направления поиска по работе с гипотезами:

-        знакомство с историей города;

-        географическое положение Зальцбурга;

-        достопримечательности города;

-        роль города в музыкальной жизни Европы.

Занятие заканчивается выбором рабочих групп и распределением заданий. В качестве домашнего задания учащимся рекомендуется поработать с компьютером и подобрать необходимый материал по теме.

Основной этап

На этом этапе происходит отработка языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Основные задачи:

-        организовать работу в группах по сбору необходимой информации;

-        обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: наблюдения, интервью, беседа, диалоги.

Пошаговое описание действий:

  • чтение текста «Das österreichische Rom»;
  • выполнение предтекстового задания;
  • определить тему и содержание текста по заголовку;
  • высказывать догадки и предположения в понимании сложных слов, выражений: Rom, österreichisch …;
  • контроль понимания прочитанного в рубрике «Lesen mit Köpfchen»;
  • проведение анализа выполнения задания в парах или фронтально;
  • беседа в группах или парах.

В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (презентация, устный доклад, реклама).

Заключительный этап

Защита проекта. Подведение итогов.

Учащиеся провели большую творческую работу по данной теме, узнали много интересного об истории города и его достопримечательностях. Каждый имел возможность высказаться в соответствии со своим заданием. Во время защиты учащиеся задавали своим одноклассникам различные вопросы.

Эффективное использование проектных методов в практике обучения немецкому языку высока: повышается интерес к изучаемому языку и желание узнать больше о немецкоговорящих странах, улучшается качество перевода текста, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяется кругозор учащихся, отмечается развитие коммуникативных навыков умение вести дискуссию на немецком языке.

Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности учащихся, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. Проблемные задачи и проектные задания помогают дальнейшему развитию коммуникативной культуры и духовного потенциала учащихся. Проектный метод помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании.

Литература

1.        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии / Е.С. Полат. М.,1999.

2.        Полат Е.С. Современные гимназии: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. М., 2005.

3.        Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат // Наука и школа. 2006. № 4. С. 8-13.

4.        Каунов А.М. Предпринимательство в системе образования: учебно-методическое пособие / А.М. Каунов. Волгоград: Перемена, 2003. с. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...


 

Комментарии