Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка
статья по теме

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка.

Куделькина Надежда Леонидовна, учитель немецкого языка.

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка.

Одним из направлений моей педагогической деятельности является формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка. В  Федеральном  компоненте государственного стандарта  общего образования говорится о том, что основными задачами модернизации российского образования  являются повышение его доступности, качества и эффективности.

 Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компен- саторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.

В центре процесса обучения немецкому языку находится личность ученика, его интересы и потребности. Поэтому при выборе содержания обучения и форм организации учебного материала должны учитываться возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. В обучении иностранному языку реализуется личностно – ориентированный подход, который позволяет формировать и развивать языковое и речевое творчество и познавательную активность учащихся.

Цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для общения учащихся  коммуникативно – приемлемому общению на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами. Целью обучения немецкому языку является развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть  направленностьна развитие межкультурной компетенции.

Коммуникативные умения представляют собой  основу коммуникативной компетенции. Развитие коммуникативной компетенции носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориетацией и формировании отношения к процессу овладения немецким языком.И эта деятельность должна быть творческой.

Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов:

Фонетического компонента, то есть умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь на немецком языке.  Здесь нужно сделать упор на формирование, развитие и совершенствование навыков и  умений понимания речи на слух. Для прослушивания прилагаются тексты , наговоренные носителями языка, в том числе и с некоторыми региональными особенностями произношения. Типы заданий для аудирования связаны с разной глубиной и точностью проникновения в содержание текста ( с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачей и стилем текста. Для этого использую следующие упражнения: упражнения, выполняемые в ходе прослушивания текста на детальное или выборочное понимание; упражнения, направленные на развитие умений и навыков интерпретировать текст и воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте, по плану или ключевым словам; упражнения, нацеленные на обсуждение проблематики текста без вербальных опор.

Морфологического компонента, то есть способности  адекватно использовать различные части речи, способы образования новых слов( словосложение, аффиксация ,конверсия и т. д.).Тут упор делается на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков чтения: ознакомительного, изучающего и поискового. При работе с текстами используются задания на прогнозирование текста по заголовку и иллюстрации; ответы на вопросы; поиск и фиксация конкретной информации; интерпретация текста ;оценка героев или происходящего, выражение собственного мнения по проблеме и тому подобное.

Синтаксического компонента, то есть умения строить корректные предложения и фразы на немецком языке. В УМК по немецкому языку автора Бим И.Л. можно увидеть достаточное количество парных и групповых заданий, мотивирующих учащихся чаще высказывать свою точку зрения. Формы общения достаточно разнообразны: диалоги, монологические высказывания, полилоги , дискуссии и так далее. Выделяем несколько моделей обучения говорению:

-между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующие реальное общение, на уровне предложения речевого образца (репродуктивный характер заданий);

-ролевые игры в парах ,группах непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии ( задания, носящие реподуктивно – продуктивный характер);

-естесственное общение, цель которого - сообщение и получение информации, выражение собственного мнения, беседа по теме (задания носят продуктивный характер);

-Прагматического характера, то есть способности выполнять определённые речевые действия, например, приветствовать кого – либо, извиняться, прощаться  и так далее. Особенно он проявляется в формировании, развитии и совершенствовании навыков письма. Здесь используются следующие формы работы: заполнение таблицы и составление ассоциограммы, а также написание письма, запроса; заполнение анкеты и тому подобное.

Межкультурного компонента, а именно способности ориентироваться в феноменах иного образца жизни, владеть принятым в других странах этикетом вербального и невербального поведения и адекватно его использовать.

Чем большее количество компонентов получают должное развитие в процессе обучения немецкому языку, тем выше становится уровень коммуникативной компетенции учащихся.

 И чем выше уровень коммуникативной компетенции учащихся на родном языке, тем выше и уровень развития коммуникативной компетентности на иностранном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Эти подходы основываются на формировании компетенций....

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Выделены следующие группы ключевых компетенций: ...