Система дидактических игр на формирование речевых навыков
статья по немецкому языку (5, 6 класс)

Аладина Светлана Владимировна

Введение новой лексики, применение новых слов в процессе игры, примеры игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система дидактических игр на формирование речевых навыков

В нашем исследовании мы остановимся на развитии навыков говорения. Говорение подразумевает овладение лексикой и грамматикой, необходимой для построения любого высказывания.

Изучение лексики означает, что любое вводимое слово должно, во-первых, быть коммуникативно значимым для ребенка; во-вторых, вступать в семантические и грамматические связи с другими словами. Как утверждает Е. И. Негневицкая, ''сразу после введения слова необходим переход к действию с ним'', при этом ''речевое действие означает построение высказывания''. Но построение высказывания лежит уже в области грамматики. Следовательно, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.

В плане изучения грамматики следование естественному пути развития означает, что, вводя тот или иной грамматический материал, необходимо учитывать, с одной стороны, коммуникативные потребности детей, а с другой – относительную его трудность.

Изучив различный материал о требованиях к отбору лексического материала и его организации, мы пришли к выводу, что лексические единицы нужно вводить определенными группами, учитывая ассоциативные связи. Поэтому при предъявлении новой лексики ''нужно давать не изолированные по значению слова, разбросанные в тексте, не слова в стишке, песенке, а знакомить учащегося сразу с группой слов, обозначающих какой-то кусок действительности'', а так же '' пара слов, связанных проверенной ассоциацией (враг – друг, стол – стул и т.п.), запоминается гораздо лучше, чем пара несвязанных слов, и, что очень важно, лучше, чем эти же слова, данные изолированно''.

И.Л. Шолпо предлагает некоторые правила, которыми следует руководствоваться при введении новой лексики:

  • Не следует одномоментно вводить больше 10 слов.
  • Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой ассоциативной связью.
  • Введение лексики именно этой семантической группы должно быть мотивировано и вызвано коммуникативными потребностями детей.
  • Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет-предмет, предмет-признак, предмет-действие.
  • Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова становятся опорными, другие ''зацепляются'' за них ассоциативно.
  • Никогда нельзя задавать детям ''выучить слова''. Новая лексика должна

утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.

Приведем примеры дидактических игр, непосредственно формирующих речевые навыки.

Кто быстрее? Учитель называет предметы в комнате, предметы, изображенные на картинах, цвета, части тела. Кто из детей быстрее дотронется до этого предмета, картинки, найдет предмет данного цвета и т. п., и назовет его правильно, тот и победил.

Лото. При игре в лото, которую дети очень любят, учитель вытаскивает не картинки, а надписи, обозначающие предметы, нарисованные на картинках у учеников. Учитель спрашивает: ''Wer hat eine Katze? Wer hat einen Hund?''. Тот, у кого на карточке есть нужная картинка, отвечает: ''Ich habe …''. Лото должно быть тематическим.  Для того чтобы заинтересовать детей еще больше, можно перед игрой вместе с ними нарисовать картинки с разными предметами, и в процессе рисования обсудить названия. После того, как все надписи будут озвучены, можно поменяться карточкой с соседом и повторить игру еще раз.

Кот в мешке. Водящий отворачивается. Учитель показывает детям любой предмет или игрушку и спрашивает, например: ''Ist das ein Buch oder ein Bleistift?''. Водящий отвечает. Остальные дети сразу же откликаются на то, угадал их товарищ или нет.

Кот в мешке 2. Ребёнку завязываются глаза, и даётся в руки какой-либо предмет (банан), ребёнок ощупывает его и затем водящий спрашивает: '' Ist das eine Gurke oder  eine Banane?'' Как только предмет правильно назван, остальные дети откликаются.

Угадай что? Учитель заранее рисует предмет на небольшом листе бумаги.  Затем готовится другой лист бумаги в два, три раза больше, чем тот, на котором изображен предмет. На этом листе вырезается в середине дырочка в форме круга. Лист не должен быть прозрачным, желательно темного цвета. Затем этот лист с дырочкой накладывается на лист с изображенным предметом. Задача игрока, водя листом с отверстием по листу с предметом и смотря на предмет в дырочку, определить, что же это такое. Например: ''Das ist ein …?''

Что, куда? Данное упражнение описано в книге «Kids`stuff», целью данного упражнения является закрепить изученные слова и цвета. Детям предлагается коробка с предметами, название которых они уже знают. Все предметы разных цветов. Учитель приносит другие пустые коробки, каждая из которых соответствует определенному цвету, красная, синяя коробка и т. д. Дети по очереди выбирают, не подглядывая, предмет, называют его по-немецки и кладут его в коробку соответствующую цвету предмета, при этом, называя цвет коробки.

Крестики-нолики со словами. Данная игра используется для повторения и закрепления активной лексики. Необходимый материал: пленка с большой таблицей для игры, много (более 20) рисунков по изученным словам, нарисованных на маленьких квадратиках, так чтобы их можно было помещать в ячейки таблицы, 9 квадратиков пленки того же размера с «Х» и «О».

В каждую из 9 ячеек таблицы кладется карточка с рисунком. Группа разбивается на 2 команды (команда «Х» и «О»). Первый игрок выбирает ячейку и называет слово, которое изображено на карточке в этой ячейке, например: «Nummer 1. Das ist ein Buch». Если он назвал слово правильно, он кладет вместо карточки в эту ячейку символ своей команды. Игрок из второй команды в свою очередь называет слово в любой незанятой ещё ячейке, которая, по его мнению, поможет его команде занять три ячейки подряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Если слово названо неверно, ячейка остаётся незанятой до тех пор, пока слово не будет названо правильно.

Команда, которая первая займёт три ячейки, расположенные на одной линии выигрывает.

        Потеряшка. Перед данной игрой нужно разучить с ребятами небольшую детскую песенку на немецком языке. Суть игры заключается в том, что одному участнику завязываются глаза на время, пока другие ребята прячут в комнате определённую игрушку. Затем ему развязываются глаза, и он отправляется на поиски. А в поисках данной игрушки ему помогают ребята, чем ближе он будет находиться к предмету, тем громче они должны петь все вместе песню, которую они разучили перед этим. Игра продолжается до тех пор, пока предмет не будет найден. Затем ведущий меняется.

        Таким образом, обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что для успешного усвоения лексического материала необходимо:

а) ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов,

связанными семантической или фонетической ассоциацией;

б) формирование мотива для ознакомления со словами данной семантической группы;

в) интериоризация лексики через систему игр, а не механическое запоминание слов по списку;

г) включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между известными детям словами и их группами;

д) согласованное знакомство с лексическим материалом и теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

При отборе лексического материала необходимо учитывать: его коммуникативную значимость для детей и объективную сложность.

При обучении детей иностранному языку нужно обратить особое внимание на то, что слова или выражения нужно вводить в контексте, строить ассоциативные связи, также будет эффективно использование картинок или видео для наилучшего усвоения.

Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Система заданий, направленная на формирование грамматических навыков при изучении времен Present Perfect и Past Simple с использованием речевых упражнений в 7 классе.

Как показывает практика, многие учащиеся затрудняются при различении грамматических форм, дифференциации грамматических явлений. Наибольшую сложность вызывает выбор и употребление грамматических форм ...

Перевод и пересказ как основные средства формирования речевых навыков

Задания по переводу и пересказу ставит главной задачей развивать речь учащихся, учить их связно и грамматически правильно передавать содержание, добиваться автоматизма в речи. Дети таким образом быстр...

Презентация "Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей"

Презентация «Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей» была представлена на научно-практическом семинаре «Сопровождение...

Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями.

Актуальность. В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. Ментальные расстройства – тяжелое нар...