Технологический уровень методики ролевых игр для формирования умений устной речи обучающихся на уроках немецкого языка (6 - 9кл.)
учебно-методический материал по немецкому языку

Селиванова Ирина Михайловна

Работа по апробации проводилась в нашей гимназии .Было проведено 5 уроков. Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления было развитие коммуникативной компетенции ( владение ее компонентами - грамматической компетенцией, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной). В процессе моделирования апробационных уроков я сделала главный акцент на следующих компонентах модели: коммуникативные и когнитивные УУД, умение организации целеполагания, планирование, анализ, рефлексия, самооценка, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, способность и готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, приобщение к культуре страны  изучаемого языка, более глубокое осознание своей культуры, умение представлять свою страну в процессе общения. Основным дидактическим ресурсом апробационных уроков мной была выбрана технология "ролевые игры"..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskiy_uroven_metodiki_rolevyh_igr.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологический уровень методики ролевых игр для формирования умений устной речи обучающихся на уроках немецкого языка ( 6-9 кл.)

Работа по апробации проводилась в нашей гимназии .Было проведено 5 уроков. Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления было развитие коммуникативной компетенции ( владение ее компонентами - грамматической компетенцией, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной). В процессе моделирования апробационных уроков я сделала главный акцент на следующих компонентах модели: коммуникативные и когнитивные УУД, умение организации целеполагания, планирование, анализ, рефлексия, самооценка, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, способность и готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, приобщение к культуре страны  изучаемого языка, более глубокое осознание своей культуры, умение представлять свою страну в процессе общения. Основным дидактическим ресурсом апробационных уроков мной была выбрана технология "ролевые игры" Ее дидактические преимущества для решения поставленных мной задач состоят, по моему мнению,в том, что с ее помощью можно научить учащихся общению на немецком языке. Как известно, технологическая схема проведения ролевой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки ( план проведения игры, четкая характеристика лиц, т.е. разработка сценария).
  2. Этап объяснения ( ввод в игру, определение режима работы, формулировка главной цели, выбор ситуации, объяснение правил).
  3. Этап проведения ( процесс игры, выполнение определенных ролей).
  4. Этап анализа и обобщения ( вывод из игры, анализ, рефлексия, обмен мнениями, выводы, рекомендации).

Участвуя в ролевой игре, учащиеся  осуществляют общение посредством  языка, они  работают в группе, владеют различными социальными ролями в коллективе. Ролевая игра – модель межличностного общения. Проигрывая определенные ситуации, учащиеся готовят себя к подобной ситуации в реальной жизни, учатся общаться с представителями других национальностей, учатся быть толерантными. Это требование и заложено в ФГОС.

Региональная модель преподавания иностранных языков предполагает, что традиционная технология может быть дополнена. В предлагаемом мной опыте апробации пересмотр существующей  технологии «ролевые игры» выразился в том, что мной сделана попытка другого подхода к обучению необходимой лексике для последующего использования в ролевой игре. В начале урока по конкретной теме, например. Beim Arzt в 6 классе. В речевую зарядку включались определенные фразы, необходимые для ролевой игры, на нее выделялось 5-7 мин., например: Wie fuehlst du dich?.  Кроме того, использую в качестве речевой зарядки и «provokatorische Fragen : «Was meinst du, was macht dein Bruder, der Halsschmerzen hat, im Moment?», « Ich weiss, du warst gestern beim Zahnarzt, du hattest Zahnschmerzen,  erzaehle darueber». Эти задания развивают фантазию, так нужную для ролевой игры. В этом случае требуется больше времени, минут 10, чтобы послушать спонтанный рассказ, и даже попросить ребят сделать вывод – « как сохранить зубы здоровыми», вспомнить грамматическую конструкцию «man darf (nicht)Учащиеся должны иметь в результате достаточную лексическую базу по теме, языковые навыки и заинтересованность темой. Группы немецкого языка обычно переполнены, это не позволяет часто проводить ролевые игры в их традиционном виде, поэтому использую эту технологию как отдельный фрагмент урока – диалоги, или свободный вид ролевых игр, когда учащиеся сами решают, какую лексику использовать, как будет развиваться действие.  Весь урок может быть проведен в форме игры с соответствующей атрибутикой:  «врач-пациент», «продавец-покупатель», «вечеринка на дне рождения», «официант-посетитель». Обязательна атрибутика – например, в ролевой игре « Beim Arzt»  Gврач имеет белый халат, стетоскоп ( можно игрушечный), специально заранее заготовленные рецепты для пациентов. А на вечеринку по поводу дня рождения учащиеся «приходят» с «подарками», а  Geschenkideen  обговариваются заранее. Ролевые игры в виде фрагментов могут быть использованы на различных этапах урока и они эффективны, но задача учителя – соблюдать меру,  чтобы не утомить учащихся. Благодаря игре учащиеся лешче усваивают лексический материал и общаются на иностранном языке, не боясь наделать ошибок.

Итак, ролевая игра является моделью межличностного общения и выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, взаимопомощь, толерантность, активность, самостоятельность – можно  говорить о воспитательной функции ролевой игры, ролевая игра  ориентирует детей на планирование и контроль собственного речевого поведения и поведения собеседника, она выполняет ориентирующую функцию. Ролевая игра дает возможность выйти за рамки своего контекста деятельности, поэтому она реализует компенсаторную функцию. Ролевую игру можно считать обучающей игрой, она развивает речевые навыки и умения, моделирует общение учащихся в разных речевых ситуациях, обеспечивает обучающую функцию.

Апробационные уроки имели ценностно-смысловую ориентацию и конечно, способствовали развитию личностных УУД. Моя работа по апробации модели позволяет сделать вывод, что если обучать небольшую мотивированную группу с применением форм и методов работы по развитию коммуникативной компетенции, можно добиться неплохих коммуникативных навыков у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...

Презентация "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"

Презентация  "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"  Обобщение педагогического опыта...

Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"...

"Развитие умений в письменной речи обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования".

Путь к овладению письменной речью обучающимися длителен и далеко не прост. Но если работа начата уже на раннем этапе обучения, и соблюдаются такие принципы, как последовательность и систематичность, т...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще...