Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения
статья по немецкому языку

Стебенькова Лариса Александровна

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей развивающего обучения в разновозрастных учебных группах старших подростков” и в соответствии с темой “Формирование и развитие биллингвальных способностей учащихся лицея”.

         В  МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» лицее ведется обучение немецкому языку как второму иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stebenkova_larisa_aleksandrovna.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

   Стебенькова Лариса Александровна,

                                                                        МАОУ «Экспериментальный лицей

                                                         «Научно-образовательный комплекс»

Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей развивающего обучения в разновозрастных учебных группах старших подростков” и в соответствии с темой “Формирование и развитие биллингвальных способностей учащихся лицея”.

        В  МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» лицее ведется обучение немецкому языку как второму иностранному языку.

        Актуальность организации учебного процесса заключается в том, что этапизация принятая в программе для общеобразовательных учреждений по второму иностранному языку переделана в соответствии с положениями концепции лицея и его структуризацией. Соответствующие организации обучения учебные программы отсутствуют на уровне государственных программ Министерства образования Российской Федерации. В связи с этим возникла объективная потребность в новой организации учебного процесса  преподавания второго иностранного (немецкого) языка не только в соответствии с общепринятыми концентрами в Российском образовании, но и с учетом разновозрастности, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

        Основополагающие идеи организации учебного процесса:

         Опора на имеющийся у учащихся лингвистический опыт.

         Организация учебного материала в тематические блоки.

         Ролевое общение.

           Ускоренное обучение.

         Способность к самовыражению и саморазвитию.         

        Новизна данного подхода отражает ведущую идею о том, что необходимо сделать из ученика активного участника учебного процесса, при котором усвоение информации происходит в собственной деятельности ребенка. Данный подход  отличает от существующих подходов тем, что в соответствии авторской точки зрения - проектируется курс школьного немецкого языка на основе принципов развивающего обучения. Учебный материал сконцентрирован в тематические блоки–модули, которые изучаются в процессе межвозрастного взаимодействия в группах.  

Цель организации учебного процесса.

         Развитие личности учащегося среднего и старшего подросткового периода способного использовать немецкий язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке.

Задачи:

 Организовать межвозрастное взаимодействия, взаимообучение.

        Осуществить концентрированное обучение. Расширить интеллектуальный потенциал учащихся, развивать творческий потенциал личности, детской одарённости.

          Отобрать языковой и речевой материал. Ведущую роль в отборе и организации материала играет учебная речевая ситуация (УРС).

           Формировать навыки и умения практического использования знаний с основным акцентом на межкультурную коммуникацию.          

        В данных условиях особо важен учет сформированности знаний, умений и навыков в первом иностранном языке, а также в родном языке. Исходя из этого, используются такие приемы работы с учащимися, которые опираются на смысловой компонент логической памяти.

            Краткое описание структуры организации учебного процесса.

        В соответствии с концепцией обучение немецкому языку проходит в три этапа (ступени):

I ступень обучения объединяет учащихся 5-6-ых классов и предполагает подготовительный курс. Количество часов соответствует – 1 часу в неделю. Обучение на I ступени длится два года.

II ступень обучения  состоит из учащихся 7, 8, 9, классов и предполагает работу  над устной разговорной речью. Работа над лексическими темами является логическим продолжением тем первого года обучения. Весь грамматический материал сгруппирован в блок, повторяемый ежегодно всеми учащимися с различной степенью углубления, составляющие его разделы. Набор тем ежегодно меняется, причем на время обучения на II ступени каждая тема изучается конкретным учеником не менее 2-х раз, углубленно, с привлечением дополнительной литературы для самостоятельного обучения.        

Обучение на II ступени длится три года.

III ступень состоит из учащихся 10, 11 классов. На III ступени обучения рассматривается синтаксис простого и сложного предложений. Обучение на III ступени длится два года.

        В качестве пересмотра содержания выбора методик и технологий обучения немецкому языку, отобраны следующие:

        1. Система дидактических единиц (УДЕ), позволяющая экономить до 15% учебного времени (П.М.Эрдниев).

        2. Метод погружения (концентрированное обучение), обеспечивающий преподавание крупных блоков содержания и способствующий организации совместной учебной деятельности.

        3. ЛДП - личностно-деятельностный подход как основа обучения иностранным языкам, в частности немецкому языку.

        4. Коллективный способ  обучения в парах переменного состава (В.К.Дьяченко) и другие формы взаимообучения.

        5. Формы и методы технологии коммуникативного обучения. В основе обучения – ситуативно-коммуникативный подход.         Программа  модулей РВО отражает концентричность; автономность  (взаимозаменяемость); полноту; завершенность; наличие инварианта; оригинальность подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноцен...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях глобального усложнения сферы образования усложняется и образовательная деятельность. Она становится многомерной. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечени...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

Технологии организации учебного процесса изучения иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС

Мой материал пригодится учителям иностранного языка.  работающим в  образовательной школе. Главными характкеристиками педагогических  технологий  можно назвать гуманность, эффектив...

Статья"Обучение второму иностранному языку в условиях многоязычия"

Обучение второму иностранному языку в условиях многоязычия...