Методика объяснения сложных тем на уроке немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку

В материале отражен мой личный опыт. Основная мысль:объяснение сложной темы по грамматике на уроке немецкого языка возможно только, опираясь на знания родного языка. Печально, что на сегодняшний день на изучение второго иностранного языка отводится только один час с неделю, приходится придумывать что-то невероятное. А с другой стороны, на уроке немецкого языка появляется возможность повторить теорию грамматики русского языка, структурировать эти знания, взглянуть на них с другой точки зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_temy.pptx2.19 МБ
Файл tekst_prezentatsii.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика объяснения сложных тем на уроке немецкого языка Учитель немецкого языка МБОУ «Гимназия №5» С.В. Суслова

Слайд 2

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик. Л. Н. Толстой

Слайд 3

При моделировании урока иностранного языка важную роль играет владение методами творчества , такими как: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, использование передовых технологий. Каждый метод, должен: • создать мотивацию; • создать образовательную среду; • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; • уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений; • организовать работу (в малых группах, индивидуально)

Слайд 4

МЕТОД АНАЛОГИИ Изучение иностранных языков происходит с помощью переноса некоторых закономерностей родного языка на иностранный язык . Языковой перенос правомерен и возможен, если языковые подсистемы сопоставимы.

Слайд 5

Спряжение глаголов 1 лицо – я - ich komm e 2 лицо – ты - du komm st 3 лицо – он/она/оно - er / sie / es komm t 1) Что происходит с глаголом в русском языке? – Изменяется 2) Как называется процесс изменения? - Спряжение 3) Что понимаем под процессом спряжения? - Изменение по лицам и числам 4) Сколько лиц? Какие, как называются?

Слайд 6

Школьные принадлежности

Слайд 7

Предлоги места

Слайд 8

Модальный глагол m ü ssen

Слайд 9

PERFEKT

Слайд 10

МЕТОД АССОЦИАЦИИ «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб» Не следует навязывать ученику свою ассоциацию .

Слайд 11

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД Можно предложить составить слова из предложенного набора букв 1gatsneiD der Dienstag 2tagsrennoD der Donnerstag 3tagierF der Freitag 4hcowttiM der Mittwoch 5gatsmaS der Samstag 1 nelam malen 2 guezgalhcS Schlagzeug 3 nehesnref fernsehen 4 nefalhcs schlafen 5 negnis singen

Слайд 12

Какое слово лишнее: 1. Bio, Englisch, Deutsch, Kino , Mathe 2. zwei, sieht , sechzig, elf, hundert. 3. bin, sind, zehn , seid, ist. 4. mein, deine , eine , sein, unser Die Wortschlange



Предварительный просмотр:

Методика объяснения сложных тем на уроке немецкого языка

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.
Л. Н. Толстой

В центре внимания в образовательном процессе сегодня стоит ученик, его неповторимый внутренний мир

В современных условиях, когда школьнику необходимо усваивать большое количество материала за короткие сроки, учителю нужно мотивировать учащихся, заинтересовать их своим предметом.

 А специфика предмета «иностранный язык» требует таких форм обучения, которые позволяют не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации.

На изучение иностранного языка в школе выделяется не очень много времени, и возникает потребность сделать учебную деятельность настолько интенсивной, чтобы все ученики на уроке работали

Методы и технологии, используемые учителем на уроке должны создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно.

Именно тогда ученик становится главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками образовательного процесса.

Слайд

Наша задача – передать знания и создать условия для  их усвоения .

При моделировании урока иностранного языка важную роль играет владение методами творчества, такими как: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, использование передовых технологий.

Каждый метод, должен:

• создать мотивацию;

• создать образовательную среду;

• определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

• уметь использовать простые примеры, для объяснения сложных явлений;

• организовать работу (в малых группах, индивидуально)

Слайд

МЕТОД АНАЛОГИИ

Изучение иностранных языков происходит с помощью переноса некоторых закономерностей родного языка на иностранный язык.

Языковой перенос правомерен и возможен, если языковые подсистемы сопоставимы.

Например, в русском и немецком языках есть категория числа (единственное и множественное), части речи, общие для двух языков, категории настоящего, прошедшего и будущего времени и т. д. Однако те или иные лингвистические явления и категории могут быть в одном языке и отсутствовать - в другом.

На мой взгляд,  методом аналогии мы пользуемся чаще всего. Объяснить новую тему невозможно без обращения к опыту ученика в родном языке или языке, с которым ученик более знаком.

Например:

Слайд

1 год обучения.

Тема : спряжение слабых глаголов.

Всегда говорю ученикам, что в данный момент мы не про немецкий язык говорим, а вспоминаем наши знания в области русского языка.

Итак, сначала ученики должны ответить на некоторые вопросы:

1) Что происходит с глаголом в русском языке?

- изменяется

2) Как называется процесс изменения?

- спряжение (Часто, конечно, говорят, что склоняется)

3) Что понимаем под процессом спряжения?

- изменения по лицам и числам  (Частые ответы: изменяется по родам, падежам и т.д.)

4) Сколько лиц? Какие, как называются?

В этот момент начинают задумываться, что не все так замечательно со знаниями в родном языке.

Дальше переходим к местоимениям. Если 1 и 2 лицо с трудом вспоминаем, то вариантов местоимений 3 лица называют много. В конечном итоге подготавливаем таблицу для спряжения глаголов в единственном числе.

1 лицо – я  - ich

2 лицо – ты - du

3 лицо – он - er

                она – sie

                оно  - es  

Вот теперь можно переходить к спряжению глагола. Естественно, возвращаемся к нашим знаниям, полученным на первых уроках.

Wie heißt du   Ich heiße …

Woher kommst du   Ich heiße…

Wo wohnst du     Ich wohne

Определяем окончания, записываем спряжение глагола, прибавляем новые знания в виде окончания -t в третьем лице единственного числа.

Слайд

Школьные принадлежности

Прежде всего обращаю внимание учеников, что имена существительные имеют категорию рода (в отличие от английских существительных).

Главное – род русского и немецкого существительных не совпадают, поэтому ученики должны запоминать слова с артиклями, которые указывают на род.

Чтобы было интересно (и по-взрослому) показываю, что в серьезных словарях род существительного обозначается не артиклем, а буквами: m, n, f.

При знакомстве с существительными разделяем их по родам,  в тетрадь записываем тоже по родам. На слайде существительные напечатаны разными цветами.

Слайд

2 год обучения

Предлоги места

При изучении этой темы проводим аналогии с английским языком. Сначала переводим предлоги, стараемся извлечь значение слов, опираясь на английский язык. Потом отмечаем особенности употребления (an – auf).

После выполнения ряда упражнений дети говорят, что наконец-то выучили значение предлогов в английском языке.

Слайд

Модальный глагол müssen

Параллельно повторяем глагол können.

Вспоминаем аналогичные глаголы в английском языке (не все об этом помнят), отмечаем, что они похоже звучат, поскольку английский и немецкий языки близкие родственники.

Далее обращаемся к знаниям о составном глагольном сказуемом, у нас в русском языке тоже есть такой вид сказуемого, один глагол изменяется, второй – стоит в неопределенной форме. Абсолютно так же ведет себя составное глагольное сказуемое и в немецком языке.

 Так как немецкий язык строг в отношении порядка слов, отмечаем, что изменяемая часть сказуемого стоит в повествовательном предложении на втором месте, а глагол в неопределенной форме на последнем. Два глагола создают рамку в предложении, глаголы как стража охраняют остальные слова.

Слайд

3 год обучения

Perfekt

Самая неоднозначная тема. На мой взгляд, несвоевременная. Но если надо, значит, надо.

Debes, ergo potes.

Чтобы как-то подготовить почву к введению этой темы, начинаю издалека. Мы рассматриваем систему времен в немецком языке, отталкиваемся от философского понимания времени.

Дальше знакомимся с основными формами глагола. Снова опираемся на более богатые знания в области английского языка.

Ученики должны вспомнить, как называются три формы английского глагола — Infinitive (инфинитив, т. е. словарная форма), Past (форма прошедшего времени) и Past Participle (причастие прошедшего времени). Знать эти формы необходимо, чтобы правильно изменять глаголы по временам.

То же самое мы видим и в немецком языке.

Кроме этого, говорим о родстве группы неправильных глаголов английского и группы сильных глаголов немецкого языка. Отмечаем их  семантическую схожесть:  kommen, schwimmen…

Слайд

МЕТОД АССОЦИАЦИИ

Основоположник данной методики неизвестен, но ассоциативный способ запоминания иностранных слов упоминается уже в литературе конца девятнадцатого века. Одним из первых научных исследований, посвященных этому методу,  было исследование Аткинсона. Он с группой соавторов описал данную методику в своих статьях (там этот метод называется методом ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запоминать русские слова с использованием метода ключевых слов (метода фонетических ассоциаций) и без него. Высокая степень эффективности применения этого метода была доказана в результате этого эксперимента по сравнению с обычным заучиванием.

Не следует навязывать ученику свою ассоциацию. Ценность идеи заключается в наличии у каждого своего ассоциативного образа при определенных требованиях: связь и общая заданная тема.

Главное в методе ассоциация - это яркость образа. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними, следовательно, тем больше слов можно запомнить. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

Например: есть английское слово bread, означающее «Хлеб». Ему созвучно русское слово «бред». Теперь представьте, что вы пришли в булочную, а там нет хлеба. Бред, верно? Складывается цепочка: «bread»-«бред»-«хлеба нет»-«хлеб». Подбор ярких ассоциаций позволяет быстро пополнять словарный запас. Вполне возможно запоминать по 100 новых слов в день.

Наши ученики чаще используют похожесть звучания слов.

Слайд

Эвристический метод

Эвристика - с греческого heurisko означает «отыскиваю, «нахожу», «открываю».

Эвристику связывают с системой словесного обучения Сократа: путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы, в результате истина открывалась не только ученику, но и преподавателю. (Объясняем до тех пор, пока сами не поймем).

Формы и методы эвристического обучения – это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений.

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

Уровень владения языком наших учеников невысок, поэтому использовать данный метод разумно для выполнения заданий на страноведческую тему.

Кроме того, целесообразно использовать лексические игры (которые можно рассматривать как эвристические)  на этапе введения и закрепления нового лексического материала.

  1. Можно предложить составить слова из предложенного набора букв.

1gatsneiD

der Dienstag

2tagsrennoD

der Donnerstag

3tagierF

der Freitag

4hcowttiM

der Mittwoch

5gatsmaS

der Samstag

1 nelam

malen

2 guezgalhcS

Schlagzeug

3 nehesnref

fernsehen

4 nefalhcs

schlafen

5 negnis

singen

o

h

d

t

o

c

h

t

e

r

p

a

v

v

j

f

u

h

l

v

a

t

a

n

t

e

z

b

i

k

m

u

t

t

e

r

z

r

o

x

p

b

e

m

q

r

n

u

m

a

o

a

r

s

o

h

n

d

a

f

c

m

r

i

u

a

a

e

x

S

c

h

w

e

s

t

e

r

y

  1. Какое слово лишнее.

1.        Bio, Englisch, Deutsch, Kino, Mathe

2.        zwei, sieht, sechzig, elf, hundert.

3.        bin, sind, zehn, seid, ist.

4.        mein, deine, eine, sein, unser

  1. Die Wortschlange  (задания есть в Рабочих тетрадях)

  1. Интернациональные слова (задания в теме Мои планы: названия профессий)
  2. Кроссворды

(использую в качестве домашнего задания. В Тестпаде созданы кроссворды, которые ученики сами решают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Пути развития у школьников универсальных учебных действий на ступени среднего ( полного) общего образования : актуальные методики (примеры из практики) на уроках немецкого языка.

Формирование универсальных учебных действий у школьников очень актуальна, так как идет изменение парадигмы в обучении. Задачей для учителя становиться не только  освоение учащимися конкретных пре...

Формирование смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики

Целью данной работы является описание опыта работы по формированию смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики....

Методика обучения младших школьников монологическому высказыванию на уроках немецкого языка Проектная работа

Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по свое...

Проектная методика на уроках немецкого языка.

Выступление "Проектная методика на уроках немецкого языка"на педсовете в МБОУ СОШ №2....

Технологический уровень методики ролевых игр для формирования умений устной речи обучающихся на уроках немецкого языка (6 - 9кл.)

Работа по апробации проводилась в нашей гимназии .Было проведено 5 уроков. Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления было развитие коммуникативной компетенции ( владение ее ...