Методические аспекты организации познавательской и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания
статья по истории (10 класс) по теме

Умение работать с информацией, извлекать необходимое, высказывать собственное мнение, иметь собственный стиль мышления - это все основные проблемы нашего образования, это то, что должен уметь и иметь человек 21 века.Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. В связи с этим методический аспект организации процесса обучения творческому мышлению является весьма значимым, особенно в курсах истории и обществознания. Представленная мною публикация это своего рода анализ и обобщение опыта моей работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Issledovatelskaya_deyatelnost..doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

МОУ гимназии № 7 города Тамбова

Долгова Светлана Алексеевна.

«Методические аспекты организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся в курсах истории и обществознания»

Нужно много учиться,

чтобы немного знать.

Монтескье.                                                                                   

                                                                                                

Человек создан для познания. Овладеть  методом познания в современном  информационном мире призвана  научить школа. Поэтому главный акцент   следует делать на развитии умения работать с информацией, формировании  стиля мышления. Всё это необходимо учащимся для обработки любой информации и формулирования собственных выводов. Каждый человек ХХ1 века независимо от выбранной профессии должен уметь выделять факты из окружающего мира - будь то реклама по телевидению, политические новости или сведения по специальности, анализировать эти факты, сопоставлять их, делать выводы и т.п.. История, обществознание, право – это те предметы, которые как никакие другие позволяют всё это реализовать учащимся и подготовить их к взрослой  самостоятельной жизни.

Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. В связи с этим методический аспект организации процесса обучения творческому мышлению является  значимым особенно в курсах истории и обществознания. Исторические знания и историческое мировоззрение служат одним из источников осмысления учащимися окружающей действительности и своей роли в ней. В результате обучения

творческому мышлению у школьников развивается наблюдательность,

внимательность и аналитические навыки.  Разумеется,  это постепенный и весьма кропотливый процесс, т.к. овладение основными умениями и навыками познавательной деятельности связано с возрастными особенностями личности и к моменту окончания школы ученик должен  обладать многими компетентностями, в том числе и историко-познавательной компетенцией. Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определёнными качествами личности, в частности:

  1. гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
  2. владеть богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний;
  3. самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  4. грамотно работать с информацией;
  5. быть коммуникабельными и контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  6. самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 На протяжении всего периода обучения истории и обществознания в 5 - 11 классах важное место занимает методика организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Ее применение позволяет полноценно усваивать знания и применять различные способы деятельности, а следовательно и достигать поставленных целей.

  Из собственного опыта основными направлениями работы по данной проблеме можно выделить:

  1. формирование основ историко-познавательной и информационной компетентности - владение умениями и навыками работы с источниками информации как-то: извлечение, систематизация, переработка информации;
  2. проведение поиска информации в документе, как историческом, так и юридическом (в соответствии с заданием);
  3. умение сравнивать свидетельства разных источников;
  4. анализировать, объяснять и оценивать исторические факты и явления;
  5. уметь аргументировать собственное мнение;
  6. в курсе права умение решать юридические задачи и работать с нормативными актами.

Таким образом применение методики организации познавательной и исследовательской деятельности учащихся дает возможность осваивать в дальнейшем не суммы готовых знаний, а методы освоения  новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. В зрелом возрасте умение осваивать новое, в том числе и новые специальности является актуальной необходимостью для каждого человека.

Рассмотрим основные аспекты представленной темы.

1. Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Одним из путей творческого восприятия современной исторической науки является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам. Она направлена  на реализацию формирования у учащихся основ  историко-познавательной и информационной компетентностей.

 Наука - это процесс получения новых знаний с учетом систематизации уже полученных результатов. Практикой многократно доказано, что научиться  грамотно проводить исследования может каждый  нормальный человек.

В ходе своей работы в этом направлении я пришла к выводу, что при построении учебно-исследовательского процесса важно обращать внимание на следующие аспекты: во-первых, выбор темы исследования должен быть интересен  ученику и по мере возможностей совпадать с кругом интересов учителя; во-вторых, ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска  ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; в-третьих, раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только если получится).

Т.о. максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и  приятным. В ходе реализации этих задач применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности. К традиционным формам можно отнести: рассказ, лекция, беседа, наблюдение, работа с литературой, историческими и другими источниками. К нетрадиционным: викторины, ролевые игры, семинары, конференции и др.

   Методы и приемы  исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися  учебного материала: от  написания сообщений по спорным, актуальным вопросам до написания рефератов в старших классах или учебно-исследовательской работы в рамках секции истории и обществознания Научного общества школьников (НОШ) гимназии.

           Можно привести своеобразную схему развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей обучающихся посредством участия в исследовательской работе:

Проблемный  вопрос

Микроисследование

   

             

Теоретическое  исследование

Эмпирическое  исследование

Усложненное эмпирическое исследование с элементами  научного исследования ( к 11 классу.)

                                 

                                                                               

Для  реализации  предложенного направления необходимо придерживаться ряда принципов: 1. принцип  естественности, т.к. проблема  должна быть не надуманной,  а реальной,  интерес должен быть не искусственный, а настоящий;  2. принцип осознанности  проблемы, цели и задач,  так и хода  исследования и его результатов; 3. принцип  самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через свой собственный опыт); 4. принцип наглядности (имеет давние корни); 5. принцип культуросообразности,  т.е. важно  учитывать  ту традицию миропонимания, которая существует  в данной социальной общности.

  В связи с этим в некоторых случаях чтобы не потерять интерес к исследовательской деятельности приходится рассматривать, а то и отвергать наработанное ранее. Нахождение тонкого баланса между соблюдением научной традиции (научение ученика культурной традиции исследования) и новизной, неординарностью, а в  обществознании - жизненностью постановки и решения вопроса  является непростой задачей, с которой приходится считаться.

2. О способах обучения решению познавательных задач.

  Познавательные задачи в курсе истории и  обществознания позволяют применять знания учащихся при закреплении учебного материала, для проверки домашнего задания, а также при изучении нового материала. Применение познавательных задач на разных этапах урока с успехом позволяет решать задачу формирования историко-познавательной и информационной компетентностей.

Естественно в современных условиях следует учитывать массу особенностей: уровень отдельного ученика и всего класса в целом, наличие средств обучения и др. От этих особенностей зависят и способы обучения учащихся решению задач.

     Каковы же основные аспекты этого вопроса? Во-первых, определение сложности задачи по следующим критериям: 1) задача тем сложнее, чем больше в условии данных, которые ученику надо соотносить друг с другом; 2) задача еще более усложняется, если необходимо предпринять больше шагов (действий) нежели раньше для решения; 3) задача тем сложнее, чем больше параллельных, т. е. не связанных друг с другом выводов, которые необходимо сделать из условия.

При этом необходимо учитывать взаимосвязь времени для решения, физиологические особенности ученика, напряжение, уровень знаний, способностей и настроения обучающегося.

 Во-вторых учащимся можно давать познавательные задачи: 1) с заранее сообщенным способом решения – алгоритмом действия, а затем закрепление путем решения подобной задачи; 2) алгоритм решения составляется стихийно, либо самим учащимся, либо совместно с учителем; 3) самостоятельный поиск учащимся способа и пути решения задач;

            Естественно, что здесь не избежать ошибок, стихийности ответа (элементарная догадка). Поэтому усвоение успешнее всего в ходе решения задач учеником, т. е. методом проб и ошибок. Это трудоемкий процесс следует начинать с 5 класса, используя задачи на счет лет в истории, на узнавание исторического персонажа, на выяснение причин того или иного явления и т.д. Такого рода задания можно использовать на традиционных уроках, на уроках повторения и обобщения пройденного материала (например, в форме игры).

Например, в курсе истории Древнего мира (5 класс), я использую следующие рекомендации:

  1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к  ней.
  2. Начните обдумывать данные условия (слово за словом, сроку за строкой) и определите, что они дают  для ответа.
  3. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи.
  4. Обязательно докажите свое решение. Дайте полный, исчерпывающий ответ. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

В старших классах учащиеся решают более сложные задачи (и по истории, и по обществознанию, и по праву), овладевая наиболее высоким уровнем решения. В итоге учащийся способен самостоятельно и доказательно сделать один или несколько выводов из данного в условии задачи, раскрыть взаимосвязь причин и следствия событий, явления. В старших классах ученик овладевает умениями и навыками работы с различными источниками, литературой, современной информации (особенно в курсе обществознания), что позволяет делать выводы на основе нескольких данных условия, которые иногда не соотнесены друг с другом (более высокий уровень сложности).

   При решении познавательных задач учащийся систематически ставится в положение исследователей. Поэтому методический аспект работы в этом вопросе весьма важен. Роль учителя-наставника и направляющего деятельность ученика важна, поэтому составление и решение познавательных задач следует продумывать и применять осторожно, систематически, идя от простого к сложному, помогая ученикам, направляя их деятельность. Так для решения задач в курсе права 8-11 кл. предлагаю следующие рекомендации:

1. внимательно прочитайте текст задачи (или выслушайте)

  1. прочитав вопрос (или выслушав его)  постарайтесь запомнить его.
  1. выясните, какие нормативные документы необходимы для решения задачи, ситуации.
  2. определите какие нормативные  положения из этих документов могут использоваться для разрешения проблемы.

 В курсе истории предлагаю следующие рекомендации для характеристики исторической личности, в частности Петра 1(10 кл.):

  1. Некоторые сведения из биографии исторического персонажа.
  2. Какое место занимал в рассматриваемых событиях?
  3. Как оценивал деятельность Петра 1.
  4. Попытайтесь оценить деятельность Петра 1. Можно использовать следующие вопросы: Какой ценой были проведены преобразования в России?   Почему Петра 1 называют  Великим? Не исказил ли Петр своими преобразованиями  исторический путь России?  Материал по этой памятке готовится на протяжении нескольких дней и используется на уроке-семинаре по теме: «Великий преоразователь России»

Любой успех, даже незначительный, в этом деле рождает в учащихся уверенность в познаваемости исторических и иных явлений, а следовательно и развивает интерес к истории, к мыслительной деятельности в целом.

3. Метод проектов. В силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой ставит цель не только постараться решить проблему и доказать правильность её решения, и представить результат своей деятельности в определённом продукте. А это уже умения мысленного эксперементирования, пространственного воображения, комбинаторские и прогностические способности, эвристичность мышления. Всем этим умениям необходимо обучать.

Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных методов обучения. Например, информационных технологий, которые занимают своё прочное место в современной российской школе. При этом нельзя забывать и полностью отказываться от традиционных средств: книг, справочников, средств массовой информации. Проекты можно использовать не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Хотя это весьма долгая и кропотливая работа.

  1. Продумывание учителем темы проекта. Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть учебного курса.
  2. Выбор возрастной категории учащихся. Из опыта работы  со всей очевидностью следует отметить, что для проектной деятельности можно выбирать школьников 9-11 классов.
  3. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Вопросы такого плана, на которые нельзя ответить одним предложением.
  4. Формулирование целей и задач проекта. Например, освоить представление о «становлении музыкального образования в Тамбовском крае».
  5. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). На данном этапе можно использовать метод «мозгового штурма», метод наводящих вопросов.
  6. Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
  7. Определение творческого названия проекта. На этом этапе ученики обсуждают тему вместе с учителем.
  8. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Учитель рассказывает как найти источники информации по теме исследования. При этом необходимо уделить особое внимание достоверности источников информации.

  1. Самостоятельная работа учащихся. На этом этапе учитель проводит консультации, дает рекомендации.
  2. Подготовка учащимися презентации работы. Форма может быть любая. В нашей гимназии – это оформление реферата, стендовая защита, выпуск буклетов, компьютерная презентация проекта.
  3. Защита полученных результатов и выводов. Рекомендуется заранее познакомить учащихся с критериями оценивания.

Представленным этапам присуще исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком-то конкретном продукте. Важно помнить, что проект – это решение, исследование опредедленной проблемы, её практическая или теоретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии и т.п.  

Список литературы

  1. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М: Знание, 1985.
  2. Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. – М., 2001
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 1999
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  5. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово-РС», 2000
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
  7. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалиста образовательного учреждения. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности на уроках истории"(из опыта работы)....

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания

Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...