Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
статья по истории на тему

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности на уроках истории"(из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_issledovat._deyatelnosti.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  исследовательской деятельности учащихся

на уроках истории

                               Салахова Л.Г., учитель истории, первой квалификационной

                                                          категории, МБОУ «Каргалинская гимназия»

                                                                 Чистопольский муниципальный район

       Происшедшие в России и других странах  резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов.  Рост национального самосознания,  усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков,  к возрождению народных традиций,  религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам.  В этой связи особое внимание  необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.  При организации воспитательного процесса необходимо исходить из объективных процессов,  которые сегодня составляют сердцевин у национальных отношений  как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ.  

    Опыт взаимодействия национальных культур богат,  он складывался веками. Перед  учителями  стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей,  корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них  чувство и сознание граждан мира.  При этом следует,  естественно,  учитывать избирательность интересов школьников,  специфику региона,  географию  проживания населения.

       Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно   больше о других народах –  это основа формирования культуры    межнациональных отношений в любом возрасте. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного   края, знакомиться с интересными людьми,  народными умельцами,     заниматься поисковой работой.   Поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел,  которые   развивают и обогащают знания учащихся о родном крае,  национальной  культуре.  Главное –  это деятельность,  направленная на развитие творческих  способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры,  стимулирование  познавательного интереса к языку,  истории,  литературе,  культуре.  В то же  время    в виде заочных путешествий дети знакомятся с жизнью,  традициями    других народов.  Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины,  своего этноса,  а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры:  только  человек уважающий свою культуру, будет уважать культуру других.  

        Я наиболее активно использую  в своей  работе проектное обучение  и исследовательскую работу учащихся.  Моей целью   при организации исследовательской деятельности является достижение  приобретение учащимися  основных исследовательских навыков, умение формировать  проблему исследования, проводить  итоги исследовательской работы. Исследовательская работа  воспитывает у учащихся ответственность, нравственность, пробуждает  чувство патриотизма к истории страны, края, родного очага.

        Ведется активная  внеурочная деятельность. Наиболее эффективным  методом  для развития практической деятельности считаю  проектное обучение. Метод проектов  позволяет формировать  исследовательские навыки  учащихся, активизировать их деятельность, применять  полученные  ими знания на практике.

     Я привлекаю  учащихся к такой деятельности, начиная с 6-7 классов.  Наряду со старшеклассниками они  участвуют  в работах  семинаров, школьных научно-практических конференциях. Таким образом, внеурочные мероприятия способствует мотивации учащихся к проведению  исследований уже с 6-8 классов. Участие  в проведении мероприятий позволяет учащимся  активно  включиться в более сложную – научную  деятельность. Эту работу  я продолжаю  уже со старшеклассниками в научном обществе учеников.  Я направляю своих учеников  на исследование  истории своего села, своей улицы,  родной школы. Краеведческие  темы  очень важны по ряду причин: во-первых, они способствуют сближению  школы с жизнью, во-вторых, эти темы мало изучены, и, в-третьих,  школьник не имеет  готового текста по своей теме. Он должен  сам принять участие  в его составлении, включиться  в научную деятельность.  Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание  заниматься ею длительное время. Важно наличие  нужного количества материала для поиска, а также  общественная значимость  исследования.

    Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику  расширить знания  и представления об окружающем мире,  реализовать  личный творческий потенциал.

   Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся.   Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. В связи с этим, на  уроках истории, необходимо  уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

Литература.

1.  Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России./А.Г. Асмолов- Москва: Высшая школа, 1998.-409с.

 2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3.  Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные д...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...