"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Поплавская Татьяна Викторовна

урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Применение устных и письменных заданий на уроке повышает мотивацию к изучению предмета, вызвает интерес к изучаемым событиям.  Задания практического характера позволяют более осмысленно воспринимать изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkie_izobretateli_i_umelzi_urok_istorii_8_klass.zip32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НЯГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА – ИНТЕРНАТ 8 ВИДА»

«Русские изобретатели и умельцы»

Урок истории в 8 классе

(применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида)

                                                                                 ПОПЛАВСКАЯ

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

                                                                                   УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

г. НЯГАНЬ  2012 г.

Урок   «Русские изобретатели и умельцы»

Цель: познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.

Задачи: - дать представление о возрастании роли научных знаний в хозяйстве; подчеркнуть, что из народа вышли замечательные мастера, изобретатели, вся жизнь которых была подвигом на благо народа;

- развивать навыки самостоятельной работы при составлении сообщений по теме; способствовать развитию умения составлять рассказ с опорой на план;

- на примере жизни этих замечательных изобретателей воспитывать у учащихся уважение к людям науки и труда, стремление к знаниям, любовь к труду на благо народа.

Оборудование: предметы быта (скалки, доски для резки, подставки под горячее), сделанные мальчиками на уроках столярного дела, образцы(юбка, блузка, фартук), сшитые девочками на уроках труда, мобильный телефон – все накрыто тканью до момента обсуждения, индивидуальные карточки-задания, планы-алгоритмы изучения исторических фактов, оценочные листы, изображения изобретений на плакатах, карточки с названиями для работы у доски.

  1. Орг. Мом. Я называю год – вы последующие года (цепочкой)… садимся…

                       - К какому веку относятся эти года?

                       - К какой половине 18 века?

                       - Как называлась страна в этот период?

                       - Кто управлял Российской империей?

                       - Что это было за время?

  (характеристика времени)

                    Введение в тему: Много событий пережила наша страна в 18 веке: реформы, дворцовые перевороты, несколько войн. За этот век территория Российской империи значительно расширилась, развивались промышленность и торговля. А какие люди  сделали Россию могучей и сильной, известной всему миру державой. Вспомним их имена…

                   (Петр I, Екатерина II, М.В.Ломоносов, А.В.Суворов,  Денис Иванович Фонвизин, Федот Иванович Шубин, Александр Николаевич Радищев, Петр Александрович Румянцев, Алексей Григорьевич Орлов, Федор Федорович Ушаков) и многие другие…

      2. Сообщение темы.

                    В это же время было сделано много замечательных открытий и изобретений. Сформулируйте из слов тему урока.

умельцы и  Русские изобретатели

(ребята составляют из слов предложение)

Тема, которую сегодня рассмотрим, называется:

Русские изобретатели и умельцы.

               З.ч., темы.

По названию темы определите – какой исторический факт изучаем?

(группа людей)

По плану – алгоритму назовите вопросы, на которые надо ответить?

Ребята задают вопросы по теме, пользуясь планом изучения исторического факта -  группы людей

         

 Поясним название темы. Кого называют изобретателем?

                                              (ребята отвечают)

                                             А кто такой умелец?

( варианты ответов от ребят)

Вывод: Человек, который творчески мыслит, работает, создает  что-то новое, неизвестное прежде  - это……

               Умелый, искусный работник, человек с умелыми руками – это….

На столе вы видите предметы:

              - Какой из них можно назвать изобретением? Почему?

              - Что можно сказать о других предметах? Кто их сделал?

              Их сделали вы, ученики. Какие качества необходимы вам, ученикам, чтобы о ваших работах могли сказать – да, это сделал мастер? (усердие, терпение, трудолюбие…)

       Вывод: Именно о таких, усердных, целеустремленных, трудолюбивых  людях и пойдет сегодня речь. Кто это?

                Талантливый изобретатель Иван Иванович Ползунов и механик-самоучка Кулибин Иван Петрович. (портреты на доске)

                         

                Посмотрите на иллюстрации предметов, которые были сделаны этими людьми.

                 Паровая машина     самодвижущаяся тележка

        часы с четырьмя механизмами         семафор и  другое…

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

             Попробуем подобрать названия к каждому изобретению.

          - Где здесь на ваш взгляд часы? - Тележка?

          - Паровая машина? Это …. (запись в тетрадь) машина, которая приводилась в движение с помощью пара.

         - Прожектор – фонарь для освещения маяков на море

         - Семафор? Это устройство для передачи сообщений на расстоянии с помощью световых сигналов. Показать, записать.

          - Модель одноарочного моста  (300 метров без опор посередине реки)

                 Что создал Кулибин, а что Ползунов ? зачем и для кого нам чуть позже расскажете вы.

          3.Изучение нового. Работаете сегодня группами. Каждой группе надо будет добыть информацию о людях, которые создали все, о чем мы только что  рассуждали

          Перед вами несколько видов планов-алгоритмов,  словари-справочники, статьи, тексты учебников.  С чего начнете работу?

1. По плану изучения исторического факта – вопросы, на которые надо ответить.

2. Изучить тексты.

3. Ответить на вопросы к каждому пункту плана.

4. Составить связный рассказ.

1 группа – (ребята из разных групп обучения работают вместе) – по Ползунову И.И.

2 группа –  ……….. по Кулибину И.П.

                 Работа в группах (учитель подготавливает информацию, задания на доске), помощь учителя по необходимости каждой группе.

         Те, кто выполнит задание вперед, выполняют задание на доске ( выбрать нужное, убрать лишнее!)    

         - от середины доски пояснения к личностям  

                 (останется только информация  по Ломоносову)…

4.Систематизация и обобщение изученного.

 Заслушиваем ответы – рассказы, делаем выводы.

          По Ползунову:                                 По Кулибину:

  1.                                    1735-1818

  сын солдата                                                семья купца

  закончил горнозаводскую                      математические расчеты

               школу                                                в лавке отца

любознательный, талантливый               интерес к различным

                                                                           механизмам

 заменить тяжелый ручной труд             для удобства жизни людей

     Сравним этих людей      

 - Что их различает?

     (происхождение, образование, последние годы жизни)

 - Что общего у этих людей?

( жили и изобретали в 18 веке, интерес к изобретениям, делали это для людей)

  -Что мешало России для претворения в жизнь изобретений Ползунова  и Кулибина ? (с.189, 1-й абз.)

          Их изобретения позволили построить новые станки для заводов и создать новое оружие для российской армии. Не всегда изобретения ученых применялись в промышленности. Ведь в России было крепостное право. Владельцы заводов не хотели тратить средства на новые станки и оборудование. Им проще было использовать дешевый труд крепостных.  

         - А что мешает вам, уже старшеклассникам, учиться и трудиться как можно лучше?  ( лень…) Какие качества в себе надо вырабатывать? (силу воли, усердие, терпение…) С кого можно брать пример?

   

 5.Закрепление. Итак,  русские изобретатели и умельцы 18 века.

                 Задание на карточках (дифференцированно)

Тем, кто сделает задание вперед,

               На доске осталась информация о человеке, деятельность которого уже изучили.

               Кто создавал краски, клей, которые использовали в промышленности?

              О ком идет речь? Родился в семье простого рыбака в поселке Холмогоры, недалеко от Архангельска. В 19 лет с обозом бежал в Москву, чтобы учиться. Изучив многие науки и иностранные языки, стал первым русским академиком.-   Создал ….. (то, что на доске…)

Зачитываю информацию по Ломоносову М.В.

              М.В. Ломоносова можно назвать изобретателем?  Почему?

(к определению)

                       По какой теме мы сегодня изучали материал? (Русские изобретатели и умельцы 18 века) Существует ли общий план, который подходил бы для изучения любой исторической личности, любого человека? Да.

Д/з   Объявлен конкурс на лучшую стенгазету. Я предлагаю вам взять эту тему и  с опорой на план-алгоритм по изучению личности дополнить стенгазету информацией про Ломоносова, добыть из источников информацию про Ивана Федорова, его деятельность мы уже изучали, сделать это надо, чтобы дополнить информацией газету .

         

6. Оценивание. Оцените свою работу на уроке. (ребята по листам личных достижений определяют, что усвоили)

  Итог урока.  

Подчеркни правильные варианты ответов.

Изобретатели и умельцы XIII века:

- И.И.Ползунов

- П.А.Румянцев

-И.П.Кулибин

Для чего была предназначена паровая машина?

- заменить тяжелый ручной труд

- получать пар

Подчеркни правильные варианты ответов.

Изобретатели и умельцы XIII века:

- И.И.Ползунов

- П.А.Румянцев

-И.П.Кулибин

Для чего была предназначена паровая машина?

- заменить тяжелый ручной труд

- получать пар

Соедини стрелочкой имена людей с их видом деятельности:

И.И.Ползунов         механик-самоучка

И.П.Кулибин         русский теплотехник

Соедини стрелочкой имена людей с их видом деятельности:

И.И.Ползунов         механик-самоучка

И.П.Кулибин         русский теплотехник

Кто что изобрел:

И.И.Ползунов                                  И.П.Кулибин

(проведи стрелочку)

Самодвижущаяся тележка

Прожектор

Паровая машина

Семафор

Часы с механизмом

Кто что изобрел:

И.И.Ползунов                                  И.П.Кулибин

(проведи стрелочку)

Самодвижущаяся тележка

Прожектор

Паровая машина

Семафор

Часы с механизмом

Соедини стрелочкой имена людей с их видом деятельности:

И.И.Ползунов         механик-самоучка

И.П.Кулибин         русский теплотехник

Кто что изобрел:

И.И.Ползунов                                  И.П.Кулибин

(проведи стрелочку)

Самодвижущаяся тележка

Прожектор

Паровая машина

Семафор

Часы с механизмом

 

Соедини стрелочкой имена людей с их видом деятельности:

И.И.Ползунов         механик-самоучка

И.П.Кулибин         русский теплотехник

Кто что изобрел:

И.И.Ползунов                                  И.П.Кулибин

(проведи стрелочку)

Самодвижущаяся тележка

Прожектор

Паровая машина

Семафор

Часы с механизмом

 

Листок личных достижений                                                              Ф.И._______________________   класс______  четверть _____________

История Отечества

              /  урок /

Мои действия                           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Я могу пояснить название темы

Я могу определить  время исторического факта и дать характеристику этому времени

Я могу назвать место действия исторического факта

Я знаю причины исторического факта

Я запомнил новые понятия и могу их объяснить

Я могу последовательно рассказать об историческом факте

Я могу объяснить значение этого исторического факта

Я могу высказать свое отношение относительно исторического факта

Моя оценка

- изобрел тепловой двигатель

- создавал мозаичные картины

- занимался изго-товлением цветного стекла

- построил первую паровую машину

-изобрел самодви-жущуюся тележку

- часы с четырьмя механизмами

- прожектор, семафор

-конструкцию механической ноги – протез

- создавал различные краски и клей

- винтовой механизм «лифт»

- проект одноарочного моста

Ползунов Иван Иванович [1728, Екатеринбург – 1766, Барнаул], выдающийся русский теплотехник, изобретатель универсального теплового двигателя, построивший первую в России паросиловую установку.

Детство, учеба. Ползунов родился вдали от столицы, под Екатеринбургом, его отец – солдат, но не воинской службы, а государственных строительных работ. Отец Ползунова был неграмотен, однако сына в словесную школу определил. С сентября 1738 Ползунов обучался в арифметической школе и закончил ее очень рано по тем временам, в 14 лет. В 1742 он был определен учеником к мастеру Н. Бахореву. Ползунов прошел полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.

Поступление на работу. В конце 1747 Ползунов получил назначение на Барнаульский медеплавильный завод на должность смотрителя и учетчика при плавильных печах. Ползунов оказался хорошим организатором и способным управленцем.

В это время у Ползунов появляются мысли об усовершенствовании труда на рудных промыслах с помощью машин, действующих не силой воды, как это было на Алтае, но огнем.

Проект «огнедействующей машины». В апреле 1763 Ползунов направил в Колыванско-Воскресенскую канцелярию проект своего изобретения. Бумаги Ползунова попали не к обычному российскому чиновнику, а к европейски образованному специалисту, Президенту  Шлаттеру, который дал высокую оценку изобретению Ползунова: «сей его вымысел за новое изобретение почесть должно…». Получив письмо с высокой оценкой от Шлаттера, Канцелярия распорядилась «такую машину построить и в действие произвести».

Строительство машины. Для выполнения работ, по расчетам Ползунова, необходимо было 76 человек, в том числе 19 высококвалифицированных рабочих, которых он намеревался пригласить с Уральских заводов. Канцелярия распорядилась по-своему: было разрешено взять всего троих, причем учеников. Постройка установки (полностью железной, в доме высотой более 20 м), начатая в январе 1764 на Барнаульском заводе, протекала в трудных условиях. Ползунову приходилось одновременно выступать в роли проектировщика, конструктора, технолога, строителя и воспитателя кадров.

     Смерть изобретателя, судьба установки . Чрезмерное напряжение подорвало здоровье Ползунова. Весной 1766 он заболел скоротечной чахоткой и скончался. В июне, уже без него, было проведено успешное испытание «огненной машины», а в августе она была пущена в действие. Но в ноябре была остановлена из-за течи котла. Несмотря на очевидную эффективность (прибыль в 12 418 рублей за 43 суток работы), она была заброшена, а в 1780 разрушена. Модель установки, переданная в Академию наук, бесследно исчезла.

Значение изобретения. В Англии с изобретения такой же (двухцилиндровой) паровой машины, сделанного позднее Дж. Уаттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу. Где похоронен наш гениальный соотечественник Иван Иванович Ползунов, никто не может сказать.

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818), знаменитый русский механик-самоучка.

                        Кулибин родился в семье мелкого торговца-старообрядца в Нижнем Новгороде, который тогда был крупным промышленным и культурным центром. С ранних лет мальчик обнаруживал исключительные способности к изготовлению сложных механических устройств, особенно часовых механизмов.

              В 1764-67 Кулибин изготовил часы своей конструкции в форме яйца – сложнейший механизм автоматического действия. В 1769 он преподнес их Екатерине II, которая восхитившись чудо-часами, назначила его заведующим механическими мастерскими Петербургской Академии наук. Он принял должность с тем условием, что за ним сохраняется право увольнения по собственному желанию, и заведовал мастерскими до 1801.

            Поле деятельности Кулибина необозримо. Особенно удивляет обилие оставленных им чертежей — около 2000, от чертежей оптических и физико-химических приборов до грандиозных проектов мостов, машин, судов, зданий.

            В 1770-х гг. Кулибин спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо 50-60 м, как строили в ту пору). Однако проект не был осуществлен, хотя мост облегчил бы жизнь петербуржцев в периоды наводнений.

Прожектор, коляска-самокатка. В 1779 Кулибин сконструировал свой знаменитый фонарь с отражателем, дававший мощный свет при слабом источнике. В 1790 изготовил педальную повозку с маховиком, тормозом, коробкой скоростей, подшипниками качения и т. д. В том же году разработал конструкцию «механических ног» — протезов (которая после войны 1812 была использована одним французским предприятием).

Возвращение в Нижний Новгород. В 1801 Кулибин уволился из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению за счет самого течения и в 1804 построил «водоход». Изобрел много разных других вещей: приспособления для расточки внутренних поверхностей цилиндров, машину для добычи соли, сеялки, мельничные машины, водяное колесо особой конструкции, фортепьяно и т. д. Изобретателя занимало все, что назревало в замыслах техников того века.

Судьба изобретений. Однако подавляющее большинство изобретений Кулибина, реальность которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Он родился слишком рано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников. Технический прогресс не был нужен крепостникам 18 в., так как слишком дешева была рабочая сила.

Последние десять лет Кулибин прожил в большой нужде, и в день его смерти в доме не было ни копейки. В свое время он легко мог бы разбогатеть, скажем, на изобретенном им протезе — каждая война увеличивала число инвалидов. Но, оказывается, Кулибин «в секрете» давно уже работал над вечным двигателем. Эта работа отнимала у него большую часть времени и средств и была любимой.

Источники информации, литература:

  1. Б.П.Пузанов «История России» учебник для 8 класса образовательных учреждений 8 вида «Владос» 2004 год 
  2. Современные технологии обучения учащихся с нарушением интеллекта. Сборник научных трудов. Екатеринбург 1999. 
  3. Кузнецов, Ю. Ф. Формирование умения ориентироваться в общественно-исторических событиях у учащихся с недостатками интеллектуального развития: учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Институт специального образования. Екатеринбург, 1997. – 65 с. 
  4. http://eternaltown.com Народный биографический справочник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

В работе поэтапно приведены упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени. Умение ориентироваться в историческом времени является основой осмысленного усвоения вс...

Работа по восприятию времени на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида

упражнения по формированию у учащихся умения ориентироваться в историческом времени (от бытового к абстрактному) в слайд-программе...

Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".

В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...