Проектная деятельность на уроках истории.
статья по истории по теме

В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_50.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ,

                      ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

 Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях  современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться  в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

    Возросший интерес к методу  проектов объясняется тем, что он позволяет

реализовать основные направления  модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности  учащегося в приобретении знаний для решения

реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт

как школьникам,  так и педагогам, невозможный при других формах обучения.

  Метод проектов – это дидактический инструментарий, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Ведущая идея опыта - это формирование проектных умений

как одного из условий развития  индивидуальности, повышения общей

культуры личности за счет дополнительной информации.

   Каким образом организуется проектная деятельность?

  Примерный план моей работы:

  1. Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для

 выполнения проектов.

  1. Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе

 выполнения проекта.

  1. На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
  2. Определить цель предстоящей работы.
  3. Составить план работы над проектом.
  4. Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:

--выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;

--сбор информации (литература, СМИ, опрос, наблюдение, анкетирование,

интервью, эксперимент и т.д.);

-- решение промежуточных задач;

-- анализ информации;

--формулирование выводов;

-- оформление результатов.

7. Продумать форму представление проекта:

-- критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.

8. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.

  1. Представление проекта на научно-практической конференции.

      Процесс работы не менее важен чем сам результат:

для учителя – это  владение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, способностью генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.

     для учащихся - знание и владение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;

--умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;

-- тщательное выполнение работы;

--полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного

поиска новых средств.

  Организация   исследовательской   работы позволяет  решить ряд задач:

    - осуществить более прочное освоение учебного материала;

    - познакомить с методами исследования;

    - показать алгоритм эксперимента и методы анализа его   результатов;

    - включить ребенка в контекст научного исследования;

    - научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

    -  приобщить к разнообразным формам организации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение

 кругозора учащихся;  выявление лидерских организационных способностей;           раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  трудоемкий метод.

Результатами метода проектов по истории являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

  Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом

себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи

обучения с жизнью.

  Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

   Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок,

развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности.

    Реализация проектов способствует формированию самостоятельно

мыслящей и творческой личности.

 Кудряшова Вера Сергеевна  учитель ГОУ СОШ № 262 г. Санкт-Петербурга

 Литература:

  1. Брыкова О.В. «Проектная деятельность с использованием информационных

технологий в учебном процессе», СПб, 2007г.

2. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников», Москва, «Просвещение», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории

Презентация опыта использования проектной технологии....

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...