«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»
статья по истории по теме

Волков Андрей Николаевич

 

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»

 

            Основные принципы составления опорного конспекта:

*лаконичность (300–400 печатных знаков).

* структурность (4–5 связок, логических блоков).

*смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

*унификация печатных знаков.

*автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).

*ассоциативность.

*доступность воспроизведению.

            В системе В.Ф.Шаталова новый теоретический материал крупными блоками  (охватывающими материал 2-3 и более параграфов учебника) вводит сам учитель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами такого рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с предметным содержанием являются объектом усвоения. На практике приходится часто делать опорный конспект по одному параграфу, так как объем изучаемого материала достаточно велик.

            Мотивация.Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, – развить ум ребенка, привлечь его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе. Из опыта работы можно сказать, что ученикам интересна форма работы с использованием опорного конспекта, отдельные ученики пытаются самостоятельно составлять опорные конспекты, достаточно интересные по содержанию.

            Особенностью опорного конспекта является доступность, даже слабый ученик может проговорить его, но если он своими словами повторит ОК то, может рассчитывать на оценку «удовлетворительно», а если он будет использовать дополнительный материал из учебника, из различных других источников, то он повышает свою оценку.

            Учет и оценивание знаний в данной технологии обучения  играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

            Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.

            Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по “проваленному” разделу.

            Ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки..

Методика работы с опорными конспектами (алгоритм - схемой)
  1. Внимательно ознакомьтесь с таблицей опорного конспекта.
  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в кото­рых отражен исторический        материал таблицы опорного конспекта.
  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигна­лами таблицы опорного конспекта).
  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите таблицу опорного конспекта, пересказывая вслух или «про себя» исторический материал и фиксируя его с помощью символов таблицы опорного кон­спекта.
  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнения при пере­сказе.
  6. Дополните таблицу опорного конспекта (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).

7.              Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите таблицу опорного конспекта с изложени­ем материала по памяти вслух (если дома) и «про себя» (если в классе).

           Опорный конспект может дополняться рабочими (проблемное задание, документы, памятки) и оценочными листами. 

            ОК как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

            Обучение с применением ОК развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, индивидуальные способности учеников.

            ОК являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала.

            ОК вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

практические работы по описанию стран, природных зон, рек и т.п.

            Составной частью ОК являются вопросы и задания, работа над которыми способствует более осмысленному усвоению знаний, активизирует познавательный процесс, пробуждает учеников к поиску самостоятельных решений, развитию умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

            Системный контроль знаний является одним из основных условий успешного преподавания с применением ОК.

            При повторении домашнего задания осуществляю дифференцированный подход, исходя из разных способностей учеников. Наиболее простая форма проверки домашнего задания – это ответ по ОК (слабые ученики), другие формы сложнее и заключаются в воспроизведении схемы или блока ОК на доске по памяти с последующим ответом по вопросу; собеседование по проблемным вопросам, построенным на основе информации ОК и выходящей за его пределы.

            Периодически провожу письменные проверочные работы по содержанию ОК или его отдельных блоков. Целесообразность такого подхода при повторении домашнего задания заключается в том, что он дает возможность определить степень понимания содержания ОК, а также проверить эффективность методов своей работы.

            Использование ОК как средства обучения способствует развитию потенциальных возможностей учеников. На первом этапе обучения, отвечая на вопросы домашнего задания по ОК, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая речь.

            Постепенно ввожу требование, согласно которому поощряются ответы тех учеников, которые не используют или частично используют ОК. За теми учениками, которые на первых порах затрудняются отвечать без ОК, сохраняется право его использования, но оценка за ответ при этом снижается.

            При подготовке к уроку по ОК значительно сокращается время на выполнение домашнего задания. Резерв высвобождаемого времени может быть использован на чтение дополнительной литературы к уроку. При повторении домашнего задания поощряется ответ ученика, использующего дополнительные сведения.

            В системе обучения с применением ОК прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения содержания ОК до выполнения индивидуальных или творческих работ.

            Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что, сохраняя общие требования по построению типовых ОК, ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков ОК, их контуры, расширять их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы. Применять собственные ОС или условные обозначения при том условии, если они «читаемы» или понятны по содержанию.

            Некоторые темы содержат большое многообразие фактического материала, поэтому представление их в виде опорного конспекта является нецелесообразным. Изучение этих тем, а также отдельных уроков может осуществляться по учебнику традиционно. Таким образом, ОК не исключает возможности использования учебника в учебном процессе, он может быть хорошим дополнением к содержанию ряда уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»

        Основные принципы составления опорного конспекта:

*лаконичность (300–400 печатных знаков).

* структурность (4–5 связок, логических блоков).

*смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

*унификация печатных знаков.

*автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).

*ассоциативность.

*доступность воспроизведению.

        В системе В.Ф.Шаталова новый теоретический материал крупными блоками  (охватывающими материал 2-3 и более параграфов учебника) вводит сам учитель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами такого рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с предметным содержанием являются объектом усвоения. На практике приходится часто делать опорный конспект по одному параграфу, так как объем изучаемого материала достаточно велик.

        Мотивация. Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, – развить ум ребенка, привлечь его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе. Из опыта работы можно сказать, что ученикам интересна форма работы с использованием опорного конспекта, отдельные ученики пытаются самостоятельно составлять опорные конспекты, достаточно интересные по содержанию.

        Особенностью опорного конспекта является доступность, даже слабый ученик может проговорить его, но если он своими словами повторит ОК то, может рассчитывать на оценку «удовлетворительно», а если он будет использовать дополнительный материал из учебника, из различных других источников, то он повышает свою оценку.

        Учет и оценивание знаний в данной технологии обучения  играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

        Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.

        Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по “проваленному” разделу.

        Ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их знаниях. Это мощные психологические факторы направленного действия. При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки..

Методика работы с опорными конспектами (алгоритм - схемой)

  1. Внимательно ознакомьтесь с таблицей опорного конспекта.
  2. Найдите материал учебника, лекции (чтение источника), в кото рых отражен исторический        материал таблицы опорного конспекта.
  3. Последовательно прочитайте материал и расшифруйте каждый символ таблицы опорного конспекта (соотнесение информации с сигна лами таблицы опорного конспекта).
  4. Самостоятельно на чистом листе бумаги воспроизведите таблицу опорного конспекта, пересказывая вслух или «про себя» исторический материал и фиксируя его с помощью символов таблицы опорного кон спекта.
  5. Разберитесь в материале, который вызвал осложнения при пере сказе.
  6. Дополните таблицу опорного конспекта (на ваше усмотрение) дополнительными символами или измените изображение символов (по вашему усмотрению).
  7. Через 1-2 дня (на следующем уроке или дома) повторите задание, графически воспроизведите таблицу опорного конспекта с изложени ем материала по памяти вслух (если дома) и «про себя» (если в классе).

           Опорный конспект может дополняться рабочими (проблемное задание, документы, памятки) и оценочными листами.

        ОК как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

        Обучение с применением ОК развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, индивидуальные способности учеников.

        ОК являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала.

        ОК вводятся постепенно, не требуют заучивания, поскольку воспроизводят определенное смысловое содержание.

практические работы по описанию стран, природных зон, рек и т.п.

        Составной частью ОК являются вопросы и задания, работа над которыми способствует более осмысленному усвоению знаний, активизирует познавательный процесс, пробуждает учеников к поиску самостоятельных решений, развитию умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

        Системный контроль знаний является одним из основных условий успешного преподавания с применением ОК.

        При повторении домашнего задания осуществляю дифференцированный подход, исходя из разных способностей учеников. Наиболее простая форма проверки домашнего задания – это ответ по ОК (слабые ученики), другие формы сложнее и заключаются в воспроизведении схемы или блока ОК на доске по памяти с последующим ответом по вопросу; собеседование по проблемным вопросам, построенным на основе информации ОК и выходящей за его пределы.

        Периодически провожу письменные проверочные работы по содержанию ОК или его отдельных блоков. Целесообразность такого подхода при повторении домашнего задания заключается в том, что он дает возможность определить степень понимания содержания ОК, а также проверить эффективность методов своей работы.

        Использование ОК как средства обучения способствует развитию потенциальных возможностей учеников. На первом этапе обучения, отвечая на вопросы домашнего задания по ОК, ученики чувствуют уверенность, особенно те, у которых наблюдается скованность в общении, слабая память или недостаточно развитая речь.

        Постепенно ввожу требование, согласно которому поощряются ответы тех учеников, которые не используют или частично используют ОК. За теми учениками, которые на первых порах затрудняются отвечать без ОК, сохраняется право его использования, но оценка за ответ при этом снижается.

        При подготовке к уроку по ОК значительно сокращается время на выполнение домашнего задания. Резерв высвобождаемого времени может быть использован на чтение дополнительной литературы к уроку. При повторении домашнего задания поощряется ответ ученика, использующего дополнительные сведения.

        В системе обучения с применением ОК прослеживается принцип развивающего обучения от простого механического воспроизведения содержания ОК до выполнения индивидуальных или творческих работ.

        Творческий подход при выполнении работ по конспектированию заключается в том, что, сохраняя общие требования по построению типовых ОК, ученики могут по своему усмотрению изменять расположение блоков ОК, их контуры, расширять их содержание фактами или примерами из дополнительной литературы. Применять собственные ОС или условные обозначения при том условии, если они «читаемы» или понятны по содержанию.

        Некоторые темы содержат большое многообразие фактического материала, поэтому представление их в виде опорного конспекта является нецелесообразным. Изучение этих тем, а также отдельных уроков может осуществляться по учебнику традиционно. Таким образом, ОК не исключает возможности использования учебника в учебном процессе, он может быть хорошим дополнением к содержанию ряда уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока " Экспериментальное решение задач по неорганической химии с использованием виртуальной лаборатории в 11 классе" (из опыта работы)

Урок-исследование.Преимущества решения практических задач по химии с использованием виртуальной лаборатории  перед традиционным лабораторным методом состоит в том,что данный способ позволяет учащ...

Из опыта работы.Конспект урока по теме "Деепричастие"

Деепричастие - это особая форма глагола.........

План-конспект НОД для детей старшей логопедической группы "В гостях у Лесовичка" из опыта работы "Логоритмика в детском саду"

   Сюжетно-тематическая организация данной НОД позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. ...

Из опыта работы И.Н. Мясниковой. Конспект урока "Хорошие манеры", 6 класс.

Конспект урока по английскому языку для 6 класса по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English. 5-6 класс"....

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...