Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования г. Набережные Челны

Государственное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» 

«Есть такая профессия: историю писать»

Учебная программа элективного курса

для учащихся 9-х классов

        Учитель истории

II квалификационной категории

                                                                                ГОУ «СОШ № 12»  Гафуров М.Р.

Набережные Челны

2006


Пояснительная записка

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое мы, к сожалению, знаем поверхностно.

Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он неразрывно связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить после них, знали, как жили они, хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так было всегда.

 Давно замечено, что история, как и любая другая наука, имеет свои особенности, развивается по определенным законам, которые учитывают все: от элемента случайности до причинно-следственной связи. Поэтому стремление познать прошлое, каким-либо образом попытаться спрогнозировать те или иные события, происходящие сегодня, но имевшие свои аналоги раньше, вызывает у ребят жажду поиска, неподдельный интерес и стремление применить полученные знания в наши, далеко не простые дни.

Место курса «Есть такая профессия: историю писать» в исторической науке. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, политологического, культурологического характера.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профиля обучения в старшей школе и последующей профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а, следовательно, сделать обучение более интересным для них и, соответственно, получить более высокие результаты.

Цели и задачи курса. Роль предлагаемого курса в образовательном процессе определяется тем, что историческое образование формирует гражданское самосознание молодых россиян. Иначе говоря, важнейшая  задача этого курса – обеспечить педагогические условия для  формирования социальной идентичности молодых граждан России, их гражданской позиции.

Данный учебный курс предполагается построить таким образом, чтобы обеспечить рассмотрение событий истории в контексте общих тенденций развития человечества. Вместе с тем важнейшая задача курса по истории – дать школьникам реальное представление об уникальности и значимости исторического опыта, о вкладе исторической науки в поиски ответов на вызовы, волнующие все человечество.

Задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:

  1. ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания, его гносеологическими и мировоззренческими составляющими, полнее осоз нать значение истории для личности и общества, закрепить интерес к гумани тарному и социальному знанию;
  2. составить целостное представление о проблемах, решаемых историками, о неоднозначности интерпретаций прошлого и современной истории; расши рить знания о роли и приемах анализа и критики в историческом познании, а также собственный опыт применения этих приемов;
  3. развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более ши роком плане – социальной информацией, решать творческие задачи;
  4. совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию;

Цель курса состоит в том, что бы сформировать и закрепить мотивацию выбора истории для последующего изучения в профилированной старшей шко ле и высших учебных заведениях.

Категория учащихся. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Актуальность программы. Определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы, оказавшие существенное влияние на мировой ход истории.

          Методы преподавания. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса:

  1. проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  2. самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
  3. использование материалов, содержащих разные версии и интерпретации событий, проблем, дискуссионных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся. Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следу ющих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников (с учетом требований образовательного стандарта по истории):

  1. работать с историческими источниками – проводить поиск информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных источников, высказывать суж дения об их ценности, различать первичные и вторичные источники и др.;
  2. анализировать и объяснять исторические события и явления – раскрывать их характерные признаки; систематизировать; сравнивать события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следстви ях исторических событий;
  3. рассматривать исторические версии и оценки – сопоставлять оценки исто рических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; высказы вать и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей;
  4. составлять тезисы, аналитическую справку, реферат; выступать с сообще нием, участвовать в дискуссии по проблемам истории и современности; изготавливать макеты.

Данные виды деятельности способствуют не только лучшему усвоению материала курса, который они с успехом используют на практике, но и расширяют их кругозор и развивают современные представления об исторической науке, а так же позволяют учащимся пополнить свой личный портфель достижений (портфолио).

Предполагаемые результаты изучения курса. Предлагаемый учебный курс  для предпрофильной подготовки учащихся по истории  должен  помочь учащимся усвоить основные исторические факты, события, явления, ключевые понятия, расширяющие базовые для средней школы знания.

         Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями ведущих политических,  общественных и государственных деятелей, наиболее известных представителей научной и творческой интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость мировой истории и нашего Отечества.  

Данный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности,  стать фактором формирования творческого мышления.

Содержание программы

Тема 1. Введение (2 часа). Лекция с элементами беседы. История как знание и как наука. Источники знаний о прошлом. Анализ и критика исторических источников. Способы описания и объяснения истории. Задание: составить характеристику источника (по выбору) с элементами анализа. Возможна экскурсия в города: Казань, Елабуга, Булгар, Биляр и другие (по выбору учащихся) для знакомства с древней историей и историческими источниками на практике с посещением музеев.

Тема 2. Творцы истории (2 часа). «Отцы-основатели» мировой и отечественной истории как науки. Биографические сведения об основных историках и их взглядах на историческую науку.

Тема 3. Историческая хронология (2 часа). Проблемная беседа. Зачем нужна периодизация истории? Основания периодизации. Рассмотрение общей периодизации всеобщей истории, вариантов периодизации истории России. Задание: составить на основании учебника периодизацию Гражданской или Великой Отечественной войн, отече ственной истории 1945-2006 гг., хронику важнейших событий 1991-2006 гг. в России (по выбору).

Тема 4. Исторические факты, исторические версии и оценки (2 часа). Почему люди по-раз ному представляют историю? Работа с понятиями «факт», «интерпретация», «версия». Практикум: рассмотрение разных версий событий, выявление того, что лежит в их основе.

Тема 5. Разные стороны исторической науки (2 часа). Уровни истории: всемирная история, история цивилизаций, государств, на родов, история человека и др. Аспекты истории: история экономическая, соци альная, история культуры, история международных отношений. Почему важно знать разные стороны истории? Лекция-собеседование по вопросам: почему важно знать разные стороны и уровни истории? Как сочетаются разные стороны истории в конкретных событиях?

Тема 6. История России во всемирной истории (2 часа). Этапы исторического пути России. Россия и ее соседи. Общее и особенное в исторических путях России и других стран. Можно ли «измерить» российскую историю «общим аршином»? Россия во всемирной истории. Рассмотрение вариантов периодизации истории России. Практикум «Место России во всемирной истории».

Тема 7. Человек в истории (3 часа). Дискуссия или круглый стол (сообщения учащихся):  

  1. Что такое историческая личность?
  2. Лидеры и массы: роль в истории.
  3. Кто сегодня делает историю?
  4. Люди, изменившие мир.

Тема 8. Итоговая  конференция (2 часа) с сопутствующей выставкой работ учащихся:

  1. Что такое история – предание, наука, идеологическая схема?
  2.  Зачем нужно знать историю?
  3. Что значит знать историю?

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе на:

Часы на самостоятельные работы учащихся

лекции

практикумы

круглые столы

1.

Введение

2

1

1

2.

Творцы истории

2

1

1

3.

Историческая хронология

2

1

4.

Исторические факты, исторические версии и оценки

2

1

1

5.

Разные стороны исторической науки

2

1

1

6.

История России во всемирной истории

2

1

1

7.

Человек в истории

3

2

1

8.

Обобщение

2

2

1

Итого:

17

5

4

4

4


Приложение №1. Тематика докладов к круглому столу: «Человек в истории»:

  1. Кто является «локомотивом истории» - личность или массы?
  2. Роль личности в историческом процессе.
  3. Заслуживает ли Ярослав прозвище «Мудрый»?
  4. Великие гении Возрождения.
  5. Иван Грозный. Кто он: великий тиран или реформатор?
  6. Петр I – загнал Россию в европейский угол или прорубил окно в Европу?
  7. В.И. Ленин - борец за свободу или «злой гений» политики?
  8. Ф.Д. Рузвельт – «спаситель нации».
  9. Ш. де Голль – создатель современной Франции.  
  10. В чем загадка В.В. Путина?

Приложение № 2. Памятка-алгоритм для характеристики личности:

  1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
  2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
  3. Значение его личностных качеств.
  4. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Приложение № 3. Критерии оценки сообщений учащихся:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
  4. Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, подбор точных слов, эпитетов и т. д.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.

Литература

Хрестоматии, сборники документов

  1. История Отечества в документах, 1917-1993 гг. В 4-х ч. / Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы.  – М.: ИЛБИ, 1994-1995.
  2. История России. XX в. / Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / Под ред. М.Е. Главацкого. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А.Сивохина. – М., 2003.

Историческая и научно-популярная литература

  1. Бабанин В.П. Самые большие загадки прошлого.  – СПб., 2000.
  2. Ермолаев И.П. Историческая хронология. – Казань, 1980.
  3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. – М., 1991.
  4. История России в лицах. – М., 1997.
  5. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисцип лины. – М., 1984.
  6. Михнюк Л.З. Хронология. – Оренбург, 2002.
  7. Преображенский А.А. История открывает тайны. – М., 1991.

 Словари, справочники

  1. Зуев М.Н. История России. Хроника: 6-11 кл. – М., 1995.
  2. История России. XX век: 9-11 кл.: Школьный словарь-справочник / Под общ. ред. / В.В. Барабанова. – М., 2002.
  3. Универсальный справочник по истории России.  – СПб., 2000.
  4. Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Выбирающему профессию учителя истории"

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже определились с выбором профессии. Цель. этого  курса:содействие самоопределению личности и создание условий для ее реализации...

презентация к уроку профориентации "Что такое профессия. Какие бывают профессии"

Презентация к уроку "Что такое профессия. Какие бывают профессии". Презентация содержит различный занимательный материал к занятию по профориентации, позволяющий закрепить и расширить представления уч...

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

разработка урока по теме "Что такое профессия? какие бывают профессии?"

Разработка урока  по профориентации для учащихся 5 класса. Урок разработан в игровой форме, содержит различные виды деятельности учащихся: работу с пословицами, загадками, описательным текстом, д...

ЗАНЯТИЕ.»Что такое профессия?Какие бывают профессии?»

Поэтапное формирование понятия проф. ориентации.   Воспитывать уважение к труду. Необходимость труда для    социальной адаптации.    Развивать логическое мышление, память и вн...

презентация "Что такое профессия? Какие бывают профессии?"

Материал рассказывает о разных видах профессий....

Презентация "Что такое профессия? Какие бывют профессии."

Мульмедийная презентация к беседе о профессиях. Помощь в выборе профессии школьникам...