Открытые уроки по истории в 5 и 6 классе
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Урок истории в 5 классе "Олимпийские игры в Греции"

Урок истории в 6 классе " Русь и Орда"

Урок истории в 5 классе "Древнейшая Индия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированный урок по истории в 5 классе по теме: «Олимпийские игры в  Древней Греции»

2 урок:  Учитель истории: Олимпийские игры от зарождения до упадка.

        На сегодняшнем интегрированном уроке я хочу вам дать небольшую информацию о том, как проходили в Греции Олимпийские игры.

Цель нашего урока: показать процесс проведения Олимпийских игр в Древней Греции.

       Более 3 тысяч лет назад в Европе на юге Балканского полуострова появилось новое государство Древняя Греция. Там на северо-западной части Пелопонесского полуострова находилась небольшая область Олимпия. Вот именно в Олимпии начали проводиться  первые Олимпийские игры, посвященные главному богу Греции Зевсу Олимпийскому.

              Представьте что сейчас 776 год до н.э. Мы рады приветствовать на наших трибунах зрителей и болельщиков, прибывших к нам из далеких стран, полисов, и колоний что бы поддержать наших греческих атлетов, которые будут соревноваться за честь Великой Греции!

       Давайте поприветствуем наших греческих атлетов, да именно греческих атлетов, потому что в Олимпийских играх, могли участвовать только мужчины, родившиеся в Древней Греции! Иностранцам не разрешалось принимать участие в Олимпийских играх! Все прибывающие в Олимпию считались "гостями Зевса" - верховного божества древних греков и находились под его защитой!

        1.Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями. Один из мифов гласит, что сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

          Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

            На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт, он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).

          С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления, он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

             Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.                А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

          Организация Игр. К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески), но самое важное, только состоятельные граждане могли в них участвовать (не каждый мог себе позволить купить для игр колесницу с парой лошадей). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, самые авторитетные граждане Греции, (а у нас сегодня в роли элланодика или судьи Елизавета Николаевна и Михаил Петрович). В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

          Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

          Вход на соревнования был бесплатный. И еще раз повторюсь, что  их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества .  Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: ( в роли богини у нас сегодня Елизавета Николаевна) для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

          Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

  Открытие Олимпийских игр:

        Соревновательную часть учитель истории открывает торжественными словами: Итак «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»

         Внести факел олимпийского огня (круг по спортзалу), обязательной церемонией начала Олимпийских игр была клятва Богам!      

      1.Идет представление команд на основе задания 1, (название и девиз)

 В первый день  даются клятвы у алтарей. Команды по очереди озвучивают  

"Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам, а своим участием - прославлять свою страну и спорт". "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры!!!»

Вот такая клятва звучала на греческих Олимпийских играх.

          А это уже современная клятва спортсменов:  «От имени всех спортсменов мы обещаем, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд.»

       На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов

I вид соревнований:

Бег 15 метров(с высокого старта, выполняется команда).  3 мин.

II вид соревнований:  Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. А мы сейчас посмотрим как справятся наши атлеты с этим заданием:

Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед.

III вид соревнований:

Дартс. Метание дротиков. 4 мин. Каждый выполняет по одному метанию.

IV вид соревнований: .. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень.

V вид соревнований: Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

Эстафета 3х 3м

VI вид соревнований: Колесницы: два мальчика несут на скрещенных руках девочку и возвращаются назад

        Наши соревнования закончились, и в заключении мы проверим, что знают наши атлеты о современных Олимпийских играх?

1.Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).

2.Когда были последние Олимпийские игры? (В США, Солт-Лейк-Сити, 2002 год, Зимние игры).

3.Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).

4.Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).

Заключительная часть – 10 мин.

1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” кричат остальные спортсмены  (награждение победителей).

"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик

Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе,

И на ристалищах ловко умеющий править конями,

Славою он увенчал город почтенных отцов".

Такая надпись была написана на статуе в честь олимпионика.

2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: “Встречать олимпионика выйдет весь город. Призом олимпионику (олимпийскому чемпиону) служил только оливковый венок - символ жизни. Но древние греки, не догадавшиеся увешивать лучших своих атлетов золотыми и серебряными медалями, почитали их больше, чем своих царей: в честь олимпиоников слагали песни, устраивали праздники, а в храмах родных городов им устанавливали статуи - как богам Олимпа!Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную статую с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.

         Именно так проходили первые олимпийские игры в Древней Греции, которые дали начало современным Олимпийским играм!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа и люди Древней Индии

1 слайд  Ребята мы с вами многое узнали о Древнем Египте, о Междуречье, о Финикии и давайте вспомним немного об этих странах (распределить понятия по странам, которым они принадлежат)

Мемфис, колонии, иероглифы, клинопись, Хамураппи, фараон, царь, пирамиды, Тигр, торговля, алфавит.

Египет- Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды.

Междуречье- клинопись, царь, Тигр, Хамураппи.

Финикия – колония, алфавит, торговля.

  1. слайд  А  сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране. стадия вызова: на слайде иллюстрации по Индии и звучит музыка.

3 слайд  Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне  увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.

Ребята, как вы думаете, что это за страна и что объединяет эту музыку и иллюстрации, которые вы видите на слайде?

4 слайд Что вы знаете об этой стране? (записываем в таблицу-первую колонку) Скажите, а что мы хотим и можем узнать об этой стране? Для этого нужно, заинтересовать ребят, дать им возможность самим сформулировать вопросы для второй колонки таблицы.

5 слайд таблица

Что мы знаем (корзинка

идей)

Что хотим узнать

(фишбоун;

путешественник-------Индия)

Что узнали, и осталось узнать

(кластер-гроздь)

----------Индия----------

6 слайд: план урока

7 слайд Цели:

  1. Познакомиться с природно-климатическими условиями Древней Индии.
  2. Сформировать умения и навыки работы с историческим источником, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.

Форма проведения: урок развития критического мышления

Новые слова: джунгли, Ганг, Инд, Гималаи.

Индия долгое время оставалась для остального мира неизведанной, загадочной страной, о которой складывались легенды. Я зачитаю одну из них , а вы попробуете определить, правдиво ли описание Индии и из какого произведения оно взято.

8 слайд  («Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…» Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

           Вот такое интересное описание Индии.

           * Из какого литературного произведения эти строки? (Л.Лагин «Старик Хоттабыч)

           * Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям? (нет)

           Сегодня мы с точностью можем сказать, что это небылица. Но что же представляла собой          

Индия…Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии. Для этого поработаем с историческим источником, одновременно заполняя третью колонку нашей таблицы.

 (на парту раздать документы)+ приложения

9 слайд Задание: ИНСЕРТ

Ребята, внимательно прочитайте текс источника и сбоку возле каждого абзаца поставьте соответствующий знак, который указан на слайде

* На каком континенте расположена Индия? (в Азии)

            * В какой ее части? (в южной)

10 слайд Учитель: Индия по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку.

В таблицу: Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан.

            * Какими морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга – Индийский океан,  с востока – Бенгальский залив).  

В стране имеются безводные раскаленные пустыни, но также есть и могучие реки. Название одной из них вы должны были встретить в историческом источнике.

 11 слайд               * Как она называется? (Ганг)

                * На карте найдите вторую большую полноводную реку. Как она называется? (Инд)

  12 слайд    * Где Инд и Ганг берут свое начало? (в Гималаях). А какие в Индии были почвы? (в долинах рек – мягкие, плодородные, на остальной территории – пустынные и каменистые)

  1. лайд   Каков растительный мир Индии?
  2. слайд * Как называются леса в Индии? (джунгли). А что за диковинные звери водились в индийских лесах?

Некоторых животных индийцы обожествляли- это слон, корова, обезьяна, змея.  

«Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

15 слайд В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

Ребята, мы с вами немного устали, давайте на минуту отдохнем и перенесемся в удивительные джунгли:

Индийская музыка: Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Итак, мы подробно рассмотрели вопрос о природно – географических условиях  Др. Индии.

16 слайд          *А сейчас давайте предположим , какие занятия были развиты у жителей Древней Индии? Но перед этим послушайте занимательную задачку:

17 слайд        Занимательная задачка: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

 - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани…   Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

 - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

 Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чем он говорил? (о хлопке и сахарном тростнике)

18 слайд  А что еще выращивали люди в этой сказочной стране? Именно так ее называли древние греки!

Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

-земледелие

-скотоводство

-собирательство

-охота

19 слайд -ремесло

20 слайд      Молодцы ребята! Справились с заданиями. Но закончить нашу тему я хочу следующей индийской притчей: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, -упрекает жена мужа,- будешь много пить, в следующий раз родишься червяком». С какими верованиями связана такая угроза?

21 слайд  А еще: некоторые индийцы ходили со специальной метелкой, что бы случайно не раздавить на дороге червяка. Почему? А самое главное религиозное учение в Индии- это буддизм. Его основателем был Будда, который считал, что главное это личные качества человека, а не его происхождение.

Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое.

22 и 23 слайд  3. Рефлексия: Тесты на слайде

24 слайд 3 колонка (кластер)- заполняем схему на слайде.

25 слайд   Итог урока: Так что же это за страна такая Индия? Это мы сейчас узнаем у вас ребята, когда вы ответите на вопросы на слайде.

26 слайд: Домашнее задание

27-30 слайды оценки за урок

Приложения

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

         Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

        В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

                                              Работа с первоисточником.

Прочитайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата» и вставьте пропущенные слова:

В ветвях деревьев гнездились

Шумели, порхали и пели

Птицы лесные, и всюду…

Не олень он и не бык

В жарких странах жить привык

На носу имеет рог,

Значит это……

То не радуга, не пламя,

Что за птица, угадай?

Целый день болтает с нами

Разноцветный……

Решетка на нем

Нарисована четко.

И очень к лицу

Людоеду решетка.

Считался он царем зверей

Но это было встарь

Не любят в наши дни царей

И он уже не царь.

Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке.

А теперь нас держат в клетке

Хорошо ли это детки?

Хобот длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами

Как гора огромен он

Догадались это……

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

         Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

        В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

                                       Наука Древнейшей Индии

        Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.

      Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.

       Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.

         Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

                                  Местоположение и природа Древней Индии.

          На юге Азии, на обширной территории, занимающей полуостров Индостан и прилегающие к нему на севере земли, лежит огромная страна – Индия. Высочайшие в мире горы Гималаи защищают ее от потоков холодного воздуха с севера, а с юга омывают теплые воды Индийского океана. Климат здесь жаркий и влажный. Во время сезона дождей, длящегося два месяца в году, многие реки Индии выходят из берегов, заливая все вокруг. Самые большие и полноводные из них – Инд и Ганг. В долинах этих рек расположены наиболее плодородные почвы в Индии, и именно здесь появляются первые поселения людей, основным занятием которых было земледелие.

        Большую часть Индии в древние времена покрывали болота и непроходимые тропические леса – джунгли. Благодаря теплому климату и обилию влаги деревья в этих вечнозеленых лесах достигают необычайной высоты. Их развесистые кроны, смыкаясь высоко над землей, почти не пропускают солнечного света, поэтому даже в яркий день здесь царит полумрак. Ветви многих деревьев густо опутаны лианами, круглый год покрытыми яркими благоухающими цветами. Лианы, свешиваясь до самой земли, почти не оставляют прохода между стволами деревьев. Джунгли полны обитателей. Здесь можно встретить могучего слона, дикого буйвола или оленя. В кронах деревьев слышны крики обезьян и разноголосый птичий гомон. В джунглях человека на каждом шагу подстерегает множество опасностей: хищные звери, ядовитые змеи и насекомые.

         Земледельцам Индии приходилось вести с джунглями настоящую войну, отвоевывая у них участки под посевы. Если же хотя бы год они оставляли свои поля необработанными, то во влажном и жарком климате они мгновенно покрывались зарослями. А еще через несколько лет на этом месте вырастали такие джунгли, что невозможно было и догадаться о том, что раньше здесь жили люди.

                                     Религия Древней Индии.

        Арийские племена, заселявшие Индию, принесли с собой на новые земли и своих богов, и свою религию. В основе ее была вера в переселение душ. Арии верили, что у каждого живого существа на земле есть бессмертная душа, которая не умирает, а лишь переселяется из одного тела в другое. Душа умершего человека вселяется в новорожденного ребенка, и так – вновь и вновь. Но она может вселиться и в живого, птицу, насекомое. Кем именно станет человек, зависит от его прежней жизни. Если он был хорошим и добрым, пусть даже и бедным человеком, то вновь он может родиться богатым и знатным брахманом или самим раджой. Дурной же и злой родится змеей, пауком или крокодилом, чтобы искупить злодеяния, совершенные при жизни. Лишь после этого его душа сможет вновь воплотиться в облике человека.

      Эту религию постепенно восприняло большинство населения Индии. И многие индийцы, заботясь о своем будущем, старались вести жизнь праведную и не обижать даже малую зверушку, потому что и в ней может жить душа человека, раньше бывшего твоим братом, отцом или другом. Многие индийцы, чтобы не осквернить себя убийством, совсем не ели мяса, питаясь лишь молоком, хлебом и плодами растений.

        Учение Будды. В VI веке до н.э. в Индии возникло новое религиозное учение – буддизм. Его основателем был царевич Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии Буддой

        Он понял, что главное зло заключено в желаниях человека. Люди всегда хотят того, что трудно или невозможно достичь, и потому страдают. Не надо ничего желать и не надо ни к чему стремиться. Не надо даже цепляться за свою жизнь, и тогда человек сможет погрузиться в божественную нирвану – состояние полнейшего успокоения, дарующее ему невыразимое блаженство. Войдя в нее, человек освободится от череды бесконечных перерождений, несущих все новые и новые страдания. Он достигает высшей ступени счастья, и сделать это может любой, независимо от того, знатен он или нет, беден или богат. Главное – личные качества человека, а не его происхождение.

        У Будды появились последователи и ученики. Многие из них покидали свои дома и поселялись в пещерах или в лесу, чтобы вдали от мирской суеты достичь божественного состояния покоя. Другие странствовали по дорогам страны, проповедуя учение Будды. Их всегда можно было отличить по обритым наголо головам и оранжевым одеждам. Последователи буддизма появились и во многих других странах мира.

Ремесло в Древней Индии

          В индийских деревнях было чаще всего шесть ремесленников: кузнец и плотник, изготовляющие разную домашнюю утварь; горшечник - снабжающий деревню посудой; мойщик - занимающийся чисткой одежды; брадобрей и серебряных дел мастер, изготовлявший недорогие украшения для женщин. Сосуды индусов были простыми. Большую часть простой посуды: котлы, горшки, чашки, блюда они делали из меди, которую не ковали, а выливали в формы, отчего их посуда получалась массивной и ломкой. Индусы не владели секретом изготовления стекла, и стеклянную посуду привозили в Индию из других стран. Но каменные сосуды были известны уже в глубокой древности.

        В «Законах Ману» упоминаются кузнецы, золотых дел мастера, столяры, ткачи и мебельщики. Мебель встречалась только во дворцах у царя и вельмож. Она состояла из диванов, столов, небольших деревянных этажерок, ящиков и сундуков. Мебель изготавливалась из дерева различных сортов, от жесткого тикового и до легкого бамбука. Для украшения мебели использовали цветное дерево, слоновую кость, вывоз которой из Индии начался с глубокой древности, черепаховый панцирь, благородные металлы и драгоценные камни.

Приложение №1.

«По своему телосложению индийцы сухощавы и рослы и много легче на ходу других людей. Средствами передвижения для большинства индийцев являются верблюды, кони, ослы, для богатых же – слоны. Ибо слон является у индийцев царским способом передвижения; вторым по чести за ним – четверка (лошадей); третьим же – верблюды; ездить на одном коне – позорно. Индийцы едят хлеб и занимаются земледелием, те, по крайней мере, из них, которые не горцы; эти же едят звериное мясо».    

                                              Арриан (ок.95-175гг) – римский императорский офицер,      

                                                                            консул, автор исторических трактатов.

Приложение №2.

Сообщение №1.

Гималаи – самые высокие горы в мире. Их название переводится как «жилище снега». Эти горы защищают Индию от холодных северных ветров, а в древности служили надежной защитой от вражеских нашествий.

В Гималаях находится самая высокая на Земле вершина. Она называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы, действительно, обитают боги.

Сообщение №2.

Инд и Ганг – полноводные непересыхающие реки. Ежегодно они разливаются и несут  вместе с собой плодородный ил. Долины Инда и Ганга расположены в жарком климатическом поясе, где много теплых, солнечных дней в году.

В долине Инда редко выпадают дожди. В долине Ганга с июня по сентябрь идут ливни – день за днем вода потоком льется с неба на землю.

Сообщение №3.

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда было темно и душно. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора.

В вечнозеленом лесу круглый год распускались яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Почти вся территория Древней Индии была занята джунглями.

                                                         Приложение №3.

Сообщение «Почему меняется климат в Гималаях».

До недавних пор самым дождливым местом в мире считался один из районов в Гималаях (Индия). Ежегодно здесь выпадало до 9150мл осадков. Но по мнению специалистов из Центра по исследованию природной среды, над этим «мокрым царством» нависла угроза превращения в пустыню.

В последнее время климат в этом районе стремительно меняется. Обильные осадки стали выпадать лишь в течении 3-4 месяцев в году. В остальное время года дождей нет. Весь дождевой сток происходит в течении двух месяцев, после чего влага в почве не сохраняется и наступает засуха.

Основная причина – чрезмерная вырубка лесов и расширение площади сельскохозяйственных посевов на горных склонах вместо естественной растительности.

Потеряв лесную защиту, глина легко вымывается из почвы влагой, а известняки растворяются кислотными дождями. Вследствие этого образуются провалы, активно поглощающие воду.

Почва, лишенная естественного покрова, слабо поглощает осадки, и в результате в сезон дождей участились наводнения. В 1988 г. произошло катастрофическое наводнение. Погибли многие тысячи людей в соседней стране Бангладеш, а хозяйству и природе нанесен огромный ущерб.


3

1

2

5

7

4

3

1

6

3

Анализ урока

Комментарии к уроку

На стадии вызова использовался такой приём работы, как групповая мозговая атака, которая способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся и созданию мотивации для дальнейшей работы.

На стадии осмысления: анализ текстов, документа, карты, кластер. с использованием индивидуальной и фронтальной форм работы, в ходе которой ученики, используя текст учебника, интерпретировали и систематизировали материал, выявляли особенности природных условий, занятий жителей Индии. А затем представляли результаты своей работы одноклассникам в ходе объяснения, что способствовало более глубокому и прочному усвоению материала.

На стадии рефлексии учащиеся оформили и систематизировали свои знания через работу с тестами, кластером и синквейном. В ходе беседы совместно с учителем провели самоанализ своей деятельности, и, по сути дела, поставили перед собой новые задачи.



Предварительный просмотр:

Правила работы в группе:

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.
  2. Говори по теме, понятно, кратко.
  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
  7. Поощряй других к участию в обсуждении.
  8. Будь доброжелателен и терпим.
  9. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

_    _   _  _  _   _   _    _   _    _    _    _   _     _       _    _    _    

Правила работы в группе:

  1. Чтобы попросить слово, подними руку.
  2. Говори по теме, понятно, кратко.
  3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
  4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
  6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
  7. Поощряй других к участию в обсуждении.
  8. Будь доброжелателен и терпим.
  9. Соблюдай правило «трёх нельзя»:
    - нельзя говорить: «всё уже сказали»;
    - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
    - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.

Учитывая возрастные особенности пятиклассников, на классной доске для зрительного восприятия выведены основные правила:

Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Египет Междуречье Финикия Мемфис, колонии, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, царь, пирамиды, Тигр, торговля, алфавит.

Слайд 4

«Природа и люди Древней Индии»

Слайд 5

Что мы знаем Что хотим узнать Что узнали, и осталось узнать

Слайд 6

1. Географическое положение и природные условия Древней Индии 2. Занятия жителей Древней Индии 3. Религиозные верования индийцев

Слайд 7

Цели урока Познакомиться с природно-климатическими условиями Древней Индии. Сформировать умения и навыки работы с историческим источником, решать исторические задачи, делать обобщения и выводы.

Слайд 8

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»

Слайд 9

Инсерт (работа с историческим источником) ( V) – известная мне информация (+) – новая информация (-) – я думал иначе (?) – хочу узнать подробнее

Слайд 11

Главные реки Индии Река Инд Река Ганг

Слайд 12

Гималаи

Слайд 13

Джунгли

Слайд 14

Животный мир Индии

Слайд 15

Корова – священное животное

Слайд 16

Главное занятие - земледелие

Слайд 17

хлопчатник чай Сахарный тростник

Слайд 18

Пшеница Ячмень Рис Пряности

Слайд 19

Ремесло

Слайд 20

Слон - священное животное Ганеша – Бог Мудрости

Слайд 21

Хануман - царь обезьян

Слайд 22

1. Индийцы верили, что боги живут: а) на заснеженных вершинах Гималаев; б) на горе Олимп; в) за первым порогом Нила. 2. Индия расположена на юге: а) Африки; б) Азии; в) Европы. 3. Укажите, в долине каких рек располагалась Древняя Индия: а) Янцзы и Хуанхэ; б) Инд и Ганг; в) Тигр и Евфрат. 4. Укажите, как называли в Древней Индии густые растительные заросли: а) оазис; б) тропики; в) джунгли

Слайд 23

5. Древние индийцы поклонялись богу: а) Апопу в облике змеи; б) Ганеше с головой слона; в) Гебу с головой змеи. 6. Индийцы почитали священных животных: а) обезьяну; б) леопарда; в) быка. 7. Кого в Древней Индии почитали как “ Божественную кормилицу”: а) змею; б) жену царя; в) корову

Слайд 24

Индия Полуостров… Реки: 1…. 2…. горы… Сельскохозяйственные культуры: 1. 2. 3. 4. 5 Животный мир: 1. 2. 3. 4. 5 6. Главное занятие….

Слайд 26

Домашнее задание Параграф 20 прочитать и ответить на вопросы? 1. Что общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии? Подумайте и напишите в тетради небольшое творческое задание: «Почему Древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной». Согласны ли вы с этим? Свой ответ обоснуйте. Составить синквейн со словом Индия.

Слайд 27

Молодец!!!

Слайд 28

отлично 5

Слайд 29

Хорошо 4

Слайд 30

Будь внимателен

Слайд 31

удовлетворительно 3



Предварительный просмотр:

                        1 слайд  Открытый  урок по теме: «Русь и Золотая Орда»

Цель урока: расширить и дополнить представления школьников о характере взаимоотношений Русского государства с монголо-татарами в XIII в.

Задачи:

- охарактеризовать состояние русских земель во времена монголо-татарского нашествия; выяснить степень экономической и политической зависимости;

- формировать общеучебные умения и навыки: навыки работы с документами; анализ исторических событий; выделение причинно-следственных связей;

- способствовать развитию интереса у учащихся к историческим событиям своей страны; вызвать чувство непримиримости к силам и лицам, в действиях которых проявляется безнравственность.

Основные даты:

            882 – образование Древнерусского государства;

Основные понятия: хан, орда, баскаки, иго, ордынский выход, владычество.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос (комбинированный)

3. Объяснение нового материала.

I. Организационный момент

2 слайд  Вступление учителя:

    ……-Сказали Руси, чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась земля  Русскою……….

     - И говорю я всем, что сегодня прекрасный день, и здравствуйте.

Скажите ребята, откуда эти строки?

                                                      ( «Повесть временных лет» монах Нестор)

В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской,

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

          Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.

         3, 4, 5, 6, 7, 8 слайд    1.Групповая работа: 1 задание называется «Великие русские князья»

Ребята! Перед вами на слайде великие русские князья.

Назовите их имена.

1.Я Мудрый

2.Владимир

3.Игорь

4.Святослав

5.Ольга

6. В.Мономах

2. А теперь живая логическая цепочка (раздать карточки с правителями), нужно поднять карточку над головой по порядку правления.

1.        Рюрик  

2.        Олег  

3.        Игорь  

4.        Ольга  

5.        Святослав

6.        Владимир  

7.        Ярослав Мудрый

8.        Владимир Мономах

Молодцы!

       Но были и другие князья , которые тоже способствовали развитию Древнерусского государства. И о них нам немного расскажут и покажут следующие ученики.

 ……Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне. Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»

Вопрос классу: Кто же такие татары и почему они вызывали ужас у тех, кто уже был с ними знаком? (татары – кочевое монгольское племя; предводителем был Чингисхан, мечтавший завоевать всю вселенную; жестокость – характерная черта военных походов).

         Парная работа:  на основе приведенного отрывка из стихотворения определите, о каком событии идет речь. Подчеркните ключевые слова, которые вы можете привести как аргументы в поддержку вашей точки зрения. (раздать по 4 строчки парам)

    9 слайд    3. Вставь пропущенные слова (индивидуальная работа) Перминов С., Якимова О.

            Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука …

Свое соседство с ним кляня.

           Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская ………

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

К Батыю с пышными дарами

………….князь пришел тогда.

Он сам собрал Батыю …

«Возьми дары! Не тронь ……..!»

             И к ним, как воин и как брат,

Горя упорной жаждой мщенья,

Пришел рязанец  Коловрат

И стал готовить ……….

10 слайд                4. Угадайте событие!”

“…оба войска сошлись на льду. Летописи отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение “свиньей…”. (Ледовое побоище, 1242 г.) 

“Большой шведский флот летом вошел в устье реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой князь со своей дружиной незамедлительно отправился в поход, надеясь нанести противнику стремительный упреждающий удар. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным для шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в замешательстве стали отступать к реке… Новгородцы торжественно встретили победителей, и особенно великого князя ” (Невская битва, 1240 г. и видео)

         Ну,  вот мы с вами и рассказали о событиях  написанных Нестором-летописцем, и сколько мы еще узнаем на последующих уроках . Но забыла я упомянуть о князьях великих, и вспомнить вы мне поможете…….(презентации)

11, 12 слайд                       5.“Допиши словечко”

Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия.

В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили _славяне. Они делились на три ветви: западных, южных и восточных. Восточные славяне поселились по линии рек Днепр-Волхов. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а работать. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные варяги, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - кочевники. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали дань. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались усобицы. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени Русь. Первым князем стал Рюрик и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын Игорь был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе Киеве. А ещё он совершил поход на город Царьград и в знак победы повесил щит на его ворота. Погиб Олег от укуса змеи. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей древлян. За его смерть отомстила жена – княгиня Ольга, она же крестилась и приняла христианство. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось язычество.

Спасибо ребята! Молодцы!

Давайте проведем  с вами Физкультминутку  (встаньте из-за парт)

МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ

 Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

 Отложили мы тетрадки,

 Приступили мы к зарядке         Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели.

 Вправо, влево, поворот,

  А потом наоборот                         Повороты корпусом

 Приседанья начинаем,

  Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

 Приседать не торопись!                    Приседания

 И в последний раз присели,

 А теперь за парты сели.        

      (Дети садятся на свои места)

    13 слайд          Не случайно мы закончили с вами тяжелыми событиями для Руси. Все больше сгущались тучи над нашим государством, и шведы и татары хотели подчинить и растоптать Землю русскую. Но не перевелись еще на Руси князья храбрые готовые голову сложить за свое отечество.

            И давайте с вами подумаем о чем мы поговорим на сегодняшнем уроке? Конечно о монголо-татарах.

         14 слайд                         Тема нашего урока – «Русь и Золотая Орда». 

         Сегодня наш урок немного необычный, мы с вами поработаем с отрывками из исторических документов которые будут перед вами на слайде, а вы будете делать вывод и записывать его в тетрадь.

        ………Не смогли князья объединить свои усилия в тревожные и грозные времена. Русь была разорена Батыевыми полчищами. Выполняя завещание Чингисхана, Батый покорил многие земли и государства и создал свою монгольскую империю.

        Слово учителя: Несмотря на героическое сопротивление, оказываемое русским народом, города один за другим пали перед грозным завоевателем Батыем. Но почему? Разве у нас были плохие воины, а может быть плохое оружие? Какие причины способствовали победам монголо-татар? (тактика монголов, несогласованность действий русских князей, феодальная раздробленность).

          После возвращения из похода в Западную Европу Батый стал правителем собственного государства. В это государство вошли – показать на карте – земли волжских булгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии.

Перед вами исторический документ:

15 слайд     Учебная задача: Как называлось государство на Нижней Волге? Какие земли в него вошли? Как называлась столица нового государства? Где она находилась?

«Батый построил на Волге город Сарай и стал в нем жить. Орда его прозвалась Сарайскою или Золотою. Город (Сарай) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. В нём мечети и базары да дым от кухонь, В нём 13 мечетей для соборной службы. Кроме того, ещё чрезвычайно много мечетей. В нём живут разные народы. А Русская земля стала им подвластна. Русские князья должны были ездить в орду, кланяться ханам и просить у них грамоты на княжество. Эти грамоты назывались ярлыками. Если князь начинал княжить без такого ярлыка, то мог всегда опасаться, что татары его выгонят, а землю его разорят. А чего только не натерпелись наши князья в орде? Мало того, что приходилось им становиться на колени перед ханами, бить им челом, да еще заставляли русских поклоняться идолам.

Ханы Золотой Орды коршунами вились над разоренной Русью, зорко следя, чтобы не зажили ее раны, не набралась бы силы какая-нибудь из ее земель. Они хитро и коварно разжигали и рознь и междоусобицы князей и для этого особенно часто использовали право выдавать ярлык (грамоту) на Владимирское Великое княжение (князь владимирский считался старшим на Руси и получал право собирать дань в пользу Орды)».

         Столица – город Сарай. На Руси это государство называли Золотая Орда (показывая границы Золотой Орды) Столица – город Сарай, обратить внимание учащихся, что русские земли не вошли в состав Золотой Орды, они попали в зависимость от Орды. На русских землях установилось монголо-татарское иго – зависимость.

     16, 17,18 слайд        Запись в тетради:  - ярлык - особая ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.

          Учитель: В конце 1242 года монгольское войско вернулось на Нижнюю Волгу. В 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав  Монгольской державы.

19 слайд                    Учебная задача № 2:

        ...И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего как от людей, так и от имущества... Например, в бытность нашу в Руссии был прислан туда один сарацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Батыя. И этот баскак у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, а по-немецки оно называется  ильтис. Поляки же и русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст выход, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.

       В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды (работа с документом)?

20,21,22,23,24 слайд    Запись в тетради:

- баскаки- сборщики дани, представители ордынского хана на Руси.

- выход   - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

         На основе изложенного давайте сделаем вывод,

В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды?

Запись в тетрадях:

- получение ярлыка;

- сбор дани;

- тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;

- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.

Слайд № 25      Немало князей побывало в Орде за ярлыком на княжение, но не все живыми возвратились оттуда. Был там и великий А. Невский за ярлыком на великое владимирское княжение. Он был умным князем и не хотел ссориться с Ордой, выжидая пока страна восстановит свои силы и подготовится к будущей борьбе с Ордой. И эти силы были найдены. Об этом мы узнаем с вами на следующих уроках.

           Русское государство не вошло в состав монгольского, но попало в вассальную зависимость. На 200 с лишним лет установилось монгольское владычество (господство) на Руси. Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси. Но это вопрос для самостоятельного изучения. Обратите внимание на политические и экономические последствия, отрицательное и, может быть, положительное влияние.

26 слайд     И в конце урока проведем закрепление пройденного материала:

1. Установите соответствие между двумя столбиками:

Понятие

Определение

1. Выход

А. Вассальная зависимость Руси от хана Золотой Орды

2. Полюдье

Б. Сбор князем дани

3. Иго

В. Ежегодный платеж Орде

27 слайд    2. Выбери из словосочетаний те, которые относятся к содержанию понятия «монголо-татарское иго»

А. зависимость русских княжеств

Б.необходимость получать в Орде ярлык на княжение

В. сбор баскаками «выхода» дани

Г. укрепление великокняжеской власти

Д. обмен послами между Ордой и Русью

Е. контроль Орды за деятельностью князей

Ж. заключение торговых договоров

З. карательные походы на русские земли

Итак подведем итог урока: закончи предложение

В 1243 г. Батый стал правителем собственного государства, которое называлось………….

Русь попала в …………..от него. Князья ездили в Орду что бы получить…………..на княжение. А баскаки собирали ежегодные платежи Орде с населения и назывались они……….

Рефлексия

28 слайд         Домашнее задание

       

      РЮРИК

           ОЛЕГ

            ИГОРЬ

           ОЛЬГА

           СВЯТОСЛАВ

           ВЛАДИМИР

           ЯРОСЛАВ

           В. МОНОМАХ

       

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука …

Свое соседство с ним кляня.

        Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская ………

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

К Батыю с пышными дарами

………….князь пришел тогда.

Он сам собрал Батыю …

«Возьми дары! Не тронь ……..!»

        И к ним, как воин и как брат,

Горя упорной жаждой мщенья,

Пришел рязанец  Коловрат

И стал готовить ………

                                     Карточка № 1

В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по линии рек ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли.

                                          Карточка № 2

На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________.

Карточка № 3

Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. А ещё он совершил поход на город ______________ и в знак победы повесил __________ на его ворота.

Карточка № 4

Погиб Олег от укуса ____________. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).

(славянские племена; восточных; Днепр-Волхов; трудиться; варяги; кочевники; дань; усобицы; Русь; Рюрик; Игорь; Киев; Царьград; щит; змеи; древлян; Ольга; христианство; язычество).



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

        Содержательность                Новизна темы

                                                             5

                                                 4

                                              3

                                             2

                                            1

                                           0

        

        Степень усвоения материала                Оценка моей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Отечества -11 класс.

Открытый урок по истории России  в 11 классе.              Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годахТема урока:   Жизнь и б...

открытый урок по истории в 7 классе.

Я представляю Вашему вниманию план-конспект открытого урока по истории России в 7 клссе по теме "Северная война". Буду рада увидеть отзывы....

открытый урок по истории в 7 классе.

Выступление с обзором журнала "История в школе" за 2011....

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов....

Открытый урок по истории в 7 классе "Эпоха Петра I"

повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме: "Эпоха Петра Первого"...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...