Изменения в политической системе Российской империи
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Урок способствует формированию представлений об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905-1907 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Зареченская СОШ


Открытый урок истории в 9 классе

Учитель истории и обществознания

Светлана Владимировна Какоткина

I квалификационная категория

2009

Цели урока:

- Формирование представления об основных политических партиях России, действовавших в условиях революции 1905-1907 годов, определение особенностей их политических программ, различия политических задач и позиций, выявление политических групп на которые они опирались и чьи интересы выражали;

- Развивать умение слушать, выбирать значимое из полученной информации, развивать умение публичных выступлений;

- Способствовать развитию личного мнения, определять позицию ученика по отношению к происходящим событиям.

Оборудование:  портреты лидеров политических партий, таблица «Политические партии России 1905-1907 гг.»

Проверка домашнего задания

  1. Индивидуальные задания:

- приведите в соответствие данные таблицы:

слова         

кому

принадлежат

Во время каких

событий сказаны

Нет у нас больше Бога, нет у нас больше царя

Д.В.Трепову, петербургскому генерал-губернатору

19 января 1905 года во время встречи императора с рабочей депутацией

Холостых залпов не давать, патронов не жалеть

Николаю II

9 января 1905 года

Знаю, что нелегка жизнь рабочих… Но мятежною толпою заявлять мне о своих нуждах преступно

Г.Гапону

Во время октябрьской стачки в Петербурге

           

              - заполните пропуски в тексте: В 1904 году народные массы еще сохраняли спокойствие, революционные требования к правительству предъявляла только радикальная _______________. Основная масса населения _______________, а также _______________ наблюдали политические столкновения со стороны. Но _____  ___________  ___________

Года положение драматически переменилось. С этого дня, вошедшего в историю под названием «________________________  __________________»

, революционное пламя разнеслось по всем слоям населения, превратив революцию в явление массовое.

       -  Письменные ответы на вопросы:

  1. Каковы причины первой русской революции?
  2. Какие социальные силы приняли в ней участие?
  3. Каковы итоги революции 1905-1907 гг.?

 2.  Работа с классом: фронтальная работа

9 января 1905 года в России началась первая революция…

Каковы причины революции 1905-1907 гг.?

Какое событие считается началом революции? Расскажите о событии.

Какие требования выдвигали в своей петиции рабочие Петербурга

Николаю II?

Какие задачи революция должна была решить?

Были ли они решены?

Каковы  были итоги революции?

Вывод: Главный итог революции – изменение политической системы страны. И реальная возможность заняться решением аграрного (земельного) вопроса.

Постановка проблемы: Какие же изменения претерпела политическая система государства.

  1. Работа с документом «Манифест 17 октября 1905 года»

Вопрос: Какие изменения внес в жизнь россиян «Манифест 17 октября 1905 года»?  Какой политической строй должен был установиться в стране согласно данному манифесту?

  1. Общественно – политическая жизнь страны в начале XX века всё более политизировалась. Даже самые «отсталые», «темные» люди начали задумываться и судить о коренных вопросах экономики и политики, участвовать в ней. Усилились крайние настроения: революционные настроения с одной стороны, и охрана старого порядка любыми средствами с другой стороны.

В период кризиса, когда общество ищет новых путей, люди стремятся объединиться с теми, с кем их мнения звучат в унисон. Так было и в начале  

XX века. Как грибы росли различные партии.

Что такое партия?

Партия – от лат. «часть чего – то». На ранних этапах – это наиболее активная часть в политическом отношении того или иного класса  или часть граждан общества, объединившихся на основе единых политических интересов.

Какие признаки отличают партии от других объединений?

  1. Наличие программы.
  2. Определенная идеология.
  3. Устойчивость объединения.
  4. Организованность.

Какие партии современной России вам известны?

  1. Лабораторно-практическая работа учащихся в группах

Задание: Изучить одну из политических партий  по плану:

* когда основана;

* политический лагерь;

* лидеры партии;

* численность;

* чьи интересы выражали;

* методы борьбы;

* цели и задачи.

Материалы для изучения: учебник стр. 38 – 42, документ стр. 42.

Составить досье партии на доске используя портреты, тезисы и.т.д.

  1. Выступление групп. Заполнение таблицы «Политические партии России в революции 1905 – 1907 годов»

Название партии

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

«Союз 17 октября» (октябристы)

Партия социалистов – революцио-неров

(эсеры)

РСДРП(б)

(социал-демократы)

Союз русского народа

(черно-сотенцы)

Когда основана

Политический лагерь

Лидеры

Численность

В тыс.

Чьи интересы выражали

Методы борьбы

Цели и задачи

Каждая партия в революции пыталась решить свои задачи преобразования общества, стремилась привлечь на свою сторону как можно больше сторонников. Представим, что мы ы 1905 году. На улицах Санкт-Петербурга шествуют рабочие, прогуливаются дамы, курсируют казачьи патрули, где – то слышны выстрелы. А недалеко от площади толпится большое число людей, слышны выкрики. Это -  митинг.

Воссоздание митинга.

Выступления учащихся.

МОНАРХИСТ

(черносотенцы – крайне правая организация)

Мы за монархию! Монархия любой ценой! Мы поддерживаем политику правительства. Мы националисты. Великая держава стояла и стоять будет! Мы не пожалеем сил, средств для укрепления самодержавия и поддержания порядка в стране. Если понадобится, мы предпримем террор и погромы. Мы будем непримиримы в борьбе с противниками монархии.

ОКТЯБРИСТ

(праволиберальная партия чиновников, помещиков, крупной торговой промышленной буржуазии, образованная 17 октября 1905 г. в честь манифеста)

Великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм, грозит не только процветанию, но и существованию нашего Отечества. И только путь мирных реформ может вывести страну из кризиса.

С этой целью мы и образовали свой Союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии.

При сохранении единства и нераздельности Российского государства необходимо вступить на путь конституционной монархии с народным представительством. Только в союзе монарха и народа власть сумеет вернуть нам мир и спокойствие.

По – прежнему насущным остается крестьянский вопрос. Нужны срочные меры к подъему крестьянского благосостояния: регулирования мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, и, наконец, при недостаточности этих мер допустимо в случае государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, установленных законодательной властью.

Мы призываем всех сограждан дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября и оказать содействие правительству, идущему по пути спасательных реформ.

КАДЕТ

(конституционно-демократическая партия)

Россияне! Я представитель партии, которая видит путь развития России не в революционных изменениях, а в мирных, постепенных преобразованиях. Мы за конституционно-демократическую монархию! При такой форме правления основными правами граждан будут:

- всеобщее избирательное право;

- обеспечение ряда свобод: совести, вероисповедания, высказываний.

Мы хотим отменить цензуру, паспорта. Финляндии нужно обеспечить особое государственное положение на основе Конституции.

Мы за реформы! Особенно необходимы, по нашему мнению реформы в аграрной сфере. Но мы считаем, что у частника нельзя отнимать земли, однако возможно отчуждение за вознаграждение нынешних владельцев по справедливой (рыночной) оценке. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Затем следует организовать широкую государственную помощь для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян.

Россияне! Верьте нам. Мы не призываем страну к вооруженному восстанию, но мы хотим перемен. Выбирайте конституционно-демократическую партию! Выбирайте мирные реформы!

ЭСЕРЫ

(партия социалистов – революционеров)

Соотечественники! Партия социалистов – революционеров будет отстаивать, нет, вырывать, пусть даже с помощью террора, реформы.

Мы требуем свержения самодержавия, установления демократической республики, экспроприации капиталистической собственности земли! В аграрном вопросе наша политика такая: отнять землю у отдельных лиц и отдать ее территориальным союзам для уравнительного пользования.

Эсеры начинают революционную борьбу с самодержавием. Мы агитируем за созыв Земского Собора для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков! Мы за террор!

БОЛЬШЕВИК

(партия социал-демократов)

Товарищи! Не верьте в сказки про реформы. Это всё вредные иллюзии. Революция, революция и еще раз революция! Свергнуть самодержавие!

Создать диктатуру пролетариата! Вся власть Советам! Земля крестьянам! За нами, товарищи!

Голосование: учащиеся делают выбор, записывают название партии на листочках. Подсчитываются голоса.

Подведение итогов:

Какие главные проблемы оставались на начало века в российском государстве?

На какие группы условно можно разделить политические партии в России?

У какой из партий было больше шансов взять власть в свои руки?

Домашнее задание: §5  вопросы 5-6 стр. 45

Подготовить сообщение о политическом деятеле П.А.Столыпине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в политической системе в 1953-64гг.

Разработка урока по истории в 9 классе содержит учебные материалы (тексты с различными оценками политических изменений,табличные данные по изменениям в партийном и государственном аппарате после смерт...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Разработка урока Изменение в политической системе Российской империи

Данная разработка позволит :Прививать ценности парламентаризма и основ правового государстваФормировать знания об изменениях политической системы на основе уже имеющихся представлений о начале  р...

Интегрированный урок (английский язык - право) в 10 классе по теме "Политическая система российского общества"

В школе мы всегда уделяем большое внимание воспитанию у ребят активной гражданской позиции. И радует, что не только на воспитательных мероприятиях можно обратить на  этот вопрос внимани...

Политическая система Российской Федерации (Методическая разработка)

Данная разработка предназначена для учащихся старших классо общеобразовательных школ и студентов колледжей....

Презентация - Значение деятельности С. Ю. Витте - видного политического деятеля Российской Империи. История России - 9 класс.

В этой презентации содержится информация о жизни и деятельности Витте С. Ю. - видного политика России конца 19 - начала 20 в.в....

Презентация "Изменения в политической системе"

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Изменения в политической системе". Материал будет также полезен учащимся для са...