Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

 

«Значение реформ Петра I»

 

«Достойна удивления разность между

 государственными учреждениями

 Петра Великого  и временными его указами.

 Первые суть плод ума обширного,

 исполненного доброжелательства и мудрости;

вторые жестки, своенравны и, кажется,  писаны кнутом.

 Первые были для вечности и, по крайней мере,  для будущего;

 вторые вырывались у нетерпеливого, самовластного помещика.»

А.С.Пушкин

Цели. Проверить знания  учеников и  степень  усвоения  материала о  периоде правления Петра Первого, подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра I, оценить  масштаб  личности самого царя. Обобщить представление об  эпохе Петра; показать  взаимосвязанность его внешней, внутренней и  культурной  политики.

Тип урока -  повторительно - обобщающий урок

 

Оборудование к уроку:  настенная карта, презентация, видеосюжет,  карточки с тестами.

На доске понятия:  реформа    мануфактуравсероссийский  рынок ,  абсолютизм, коллегии, ассамблеи 

                                                                                                                                                                                                                                                                  

Ход урока

 

Организационный момент - вступительное слово учителя.

- Прочитайте эпиграф.

 

- Мы познакомились с эпохой правления Петра Iи сегодня наша

задача оценить деятельность Петра I  как политического руководителя

 и    человека и понять, в чем проявилась  противоречивость  личности этого человека?

 

Для этого вспомним, что из себя представляла Россия в конце 17 века.

(сравнительный анализ экономического развития России и

Западной Европы) – выступление  ученика с заранее подготовленным

 сообщением.

II. Беседа по вопросам

1.     Какие же задачи стояли перед Петром

(ликвидация  отсталости  страны,  подъем  экономики,  укрепление государственной власти)

2.     Что было необходимо для разрешения этих задач?
(проведение преобразований и борьба за выход к морю)

3.    Какие же события связаны с их решением? 

 

Пролистаем страницы событий этой эпохи.  (  Экскурсоводы -ученики  заранее подготовили краткий  рассказ  -  презентация )

 Слайд 1-  заголовок

 

Слайд 2     Портрет Петра               эти события связаны с именем Петра I

Слайд 3     «Потешные полки» - Что это означает?

         Потешные войска положат начало  регулярному войску, с помощью которого русская армия будет одерживать победы на суше. Одна из них – Полтавская битва. (презентацию о сподвижниках  Петра I«Птенцы гнезда Петрова»)

 

Слайд 4      Полтавская битва 

Слайд  5. На побережье Балтийского моря будет заложен город Санкт – Петербург.

- Что означает слово «санкт»?

Слайд 6.  Соратники Петра, которые помогут ему в осуществлении его планов.

- Назовите их!

  Слайд 7.  Новый календарь, по которому мы сейчас живем

Слайд   8.   Правила  поведения  для юношества   «Юности честное зерцало»  

Слайд 9.  Такой станет Российская империя  к 1725 г.

У. - Все это связано с личностью Петра I. Что же мы знаем о нем?

         ( заранее подготовленный ученик делает сообщение о Петре)

 

У. - Итак, у власти оказался решительный волевой, умный политик, который до конца своей жизни проводил реформы в борьбе с отжившими традициями и боярством. (Словарь «реформы»)

 

4. С чего начал Петр?                             

(с поиска союзников в борьбе за выход к морю, с организации великого посольства)

У. - А сейчас вам предлагается фрагмент видеофильма. Внимательно посмотрите и ответьте на следующие вопросы. (Написать на доске)

1.Эпизод какой войны показан?

2.Что это за событие?

3.Где и когда произошла битва? (карта)

4.Что было источником победы?

(проведенная военная реформа,  создание регулярной армии, полководческий талант Петра I, мужество й сила русской армии)

5.     Каково ее значение?

Учитель. - Эта была победа на суше, а где и когда была сдержана первая победа молодого русского флота?  карта.

( у мыса Гангут 1714 г.)

Учитель. - Получив выход к морю, Россия укрепила международный авторитет и расширила экономические и культурные связи с западной Европой. Какие же изменения произошли в экономической жизни страны?

( Самым примечательным явлением в экономике стал значительный рост мануфактурной промышленности.)   

За первую четверть XVIIIвека было построено до 200 новых мануфактур, металлургических, текстильных и других. Словарь.

 

Проблемно -  поисковый  вопрос.   В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес.  В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно. Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах.

 

Развивался всероссийский рынок. Словарь.

Учитель. - Какую политику проводил Петр Iво внешней  торговле ? (политику   меркантилизма,   т.   е.   покровительства   правительством отечественной промышленности и торговли)

Учитель. - Жизнь властно требовала широких государственных мер в области просвещения, культуры и науки. Мы с вами говорили об этом. Сейчас я предлагаю тесты по изменениям в культурной жизни страны при Петре I. Вам необходимо выбрать правильный ответ и отметить его.  Тесты. (приложение)

Учитель. - Я проверю ваши ответы и выставлю оценки к следующему уроку.

Учитель. - Скажите, как характеризуют Петра Iметоды введения культурных новшеств?

(насильственно брил бороды, наказывал плетью, т.е. проявлял
жестокость, силу, грубость по отношению к боярам, крестьян эта реформа не   коснулась).                                        

Учитель. - Как изменилось государственное устройство России в результате реформ?

Заполним схему органов государственной власти при Петре I   

                                                             

 Глава государства

 

                               Законосовещательный      орган

 

                                            Органы управления

 

                                          Местное  управление

 

 

Учитель.  Кто такой император? Зачитать  цитату «Император всероссийский» - записано в Воинском регламенте: - есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает»

-  Что такое Сенат? (Высший законодательный исполнительный и распорядительный орган при Петре)

- Вместо чего был учрежден? (вместо Боярской Думы)

 - Кто в него входил? (9 ближайших Петру сановников)

 - Вместо чего были учреждены коллегии.
 - Чем они ведали?

(участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны)   Словарь (коллегии)

  • Сколько их было? (12)
  • Назовите некоторые из них.
  • Чем ведал Синод?

-   Главный магистрат? (ведал русскими городами)

  • На сколько губерний разделили страну на местах? (на 8)
  • Кто стоял во главе? (Губернатор)
  • На что делились губернии? (провинции их 50)

-      На что делились провинции? (на уезды). Кто стоял во главе?
(воевода).

-   Какие изменения произошли в центральном  управлении? 

 -  Какие изменения произошли в управлении церковью?

  - Какие изменения произошли в местном  управлении?

  - Как   изменилась власть царя?

Учитель.   - К государственным реформам относится и «Табель о рангах» один из важнейших документов эпохи укрепления царского самодержавия.

Учитель.   - по какому принципу шло присвоение очередного ранга в «Табели о рангах» (принцип личной выслуги, а не знатности)

Учитель.   - в результате в России складывается абсолютизм.

Словарь.(абсолютизм).   Что это такое?

Учитель.   - Реформы носили прогрессивный характер, изменилась вся жизнь страны. Россия становится сильной европейской державой.  Какую же роль сыграл Петр I?

 

       Обратимся к эпиграфу А. С. Пушкина. Как вы его понимаете?

(Все, что делал Петр, было для блага России, но методы, которыми он пользовался, были жестоки.)

Учитель.   - Какой же вывод из всего сказанного можно сделать?

(Петр I- противоречивая личность, это и повлияло на всю эпоху его
правления - благородные цели достигались неблагородными,
насильственными методами.)         *

Учитель.  – Что понравилось на уроке?

 

Оценки за урок: хочется отметить работу на уроке таких уч-ся ....

 

 

Приложение

 

 

 

                                                                  Тест.

1.  Петром 1 был издан указ, по которому молодым дворянам без
свидетельства об окончании школы запрещалось:

а)Поступать на воинскую службу;

б)Выезжать за границу;

в)Жениться.

2.  Кунсткамера - это ...

а)Музей

б)Театр

в)Школа

3.  Высшее научное учреждение - Академия наук открыта в России
в ...

а)   1725г.

б)  1726г.

в)  1727г.

4.  Новое летоисчисление (от Рождества Христова) Петр 1 ввел с...

а)  с 1 декабря 1700г.

б)  с 1 января   1701г.

в)  с 1 января   1700г.

5.  Чему посвящалась книга «Юности честное зерцало»...

а)  Разработке Правил этикета дворян;

б)Порядку прохождения «воинской службы»;

в)  Учреждению ассамблей.

6.  Ассамблея при Петре 1 - это...

а)  Высший законодательный орган;

б)  Некоторое число людей, собравшихся вместе для увеселения;

в)  Место заседания чиновников.

7.  Какая из этих реформ не имела своей целью приобщение
страны к европейской культуре?

а)  Указ о введении нового календаря;

б)  Указ об обязательном бритье бород;

в)  Создание Кунсткамеры.

8.  Как называлась первая русская печатная газета?

а)  «Петербургские ведомости»;

б)  «Ведомости»;

в)  «Российские новости».

9.  Нововведением в проведении ассамблей   было?

а)  Присутствие женщин;

б)  Присутствие мужчин;

в)  Присутствие детей.

10.Какой шрифт был введен Петром 1?

а)  Церковно-славянский;

б)  Латинский;

в)  Гражданский

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Урок истории "Политико-административные реформы Петра I"

Урок нацелен на знакомство с политико-административными реформами Петра I. Задачи: ● показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных и местных...

конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...

Урок в 7 классе "Реформы Петра Первого"

Разработка составлена для проведения открытого урока. Содержит  конспект урока, презентацию и раздаточный материал. Презентация разделена на 2 части и удалены пустые слайды....

Урок истории, 7 класс. Реформы Петра I.

В презентации собраны основные факты о реформах Петра I, а тест создан как задания для укрепления материала....

План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."

Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...