Урок в 7 классе "Реформы Петра Первого"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Ухтина Светлана Сергеевна

Разработка составлена для проведения открытого урока. Содержит  конспект урока, презентацию и раздаточный материал. Презентация разделена на 2 части и удалены пустые слайды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_reformy_petra_1.doc47.5 КБ
Office presentation icon reformy_petra_1chast_1.ppt2.67 МБ
Office presentation icon reformy_petra_1_chast_2.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

1 часть урока – 15 минут

  • Приветствие , Отсутствующие -  1 мин
  • Готовность к уроку -  1 мин
  • Что мы изучали с вами на прошлом уроке?   Мы изучали Северную войну.
  • Что вы узнали о Северной войне? Когда она была, какие причины привели к Северной войне, страны-участники, ход, итоги…
  • Для того, что проверить, как вы усвоили материал по этой теме, сейчас вы ответите на вопросы теста. (Приложение ). В тесте 10 вопросов, на каждый вопрос 3 варианта ответа, правильный ответ нужно обвести в кружок. Критерии оценивания: за 9-10 правильных ответов оценка «5», за 7-8  - «4», за 5-6 – «3», менее 5 – «2». На работу вам отводится 7 минут. (раздаю листы, подписываем). Время пошло… - 3 мин.
  • Тест – 7 мин
  • Поменяйтесь работами, (слайд 1) на слайде отмечены правильные ответы. Проверьте тест соседа по парте, правильные ответы отмечайте плюсом, не правильные – минусом.
  • Подсчитайте правильные ответы и поставьте оценку в соответствии с критериями. (слайд 2)  - 3 минуты

2 часть – целеполагание – 5 мин

  • А сейчас мы переходим к новой теме урока. (слайд 3). Эпиграфом к нашему уроку послужит отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»… Катя читает… (пустой слайд 4)
  • Отвечаем на вопросы:
  1. Про кого  поэма?                                         Про Петра 1.
  2. Кого олицетворяет «гордый конь»?         Россию, общество России.
  3. Куда скачет «гордый конь»?                  Вперед. 
  4. Без чего невозможно движение общества вперед?          Без реформ.
  • Сформулируйте, пожалуйста, тему урока….        Реформы Петра Первого. (слайд 5) – записываем в тетрадь. (пустой слайд 6)

  • Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Какие реформы проводил Петр 1.. К чему они привели.

  • Зачем вам это надо знать? (ответы)

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие реформы проводил Петр 1 для улучшения управления государством и план нашего урока будет следующий  (слайд 7).

Пустой слайд – 8.

Часть 3 – изучение нового материала.

В начале правления Петра I еще сохранялся государственный  аппарат времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича.  Давайте посмотрим, какие изменения произошли в системе  органов власти и управления за время правления Петра I.  Рассмотрим приложение 1 на ваших партах. (работа в парах со схемами).

Слайд 9

Записи в тетради:    1711 год – создан Правительствующий Сената

Пустой слайд 10.

Задание. Найдите в учебнике на стр. 129  информацию о составе и функциях Сената. (ответы). Контроль над Сенатом осуществлял генерал – прокурор. Его называли «око государево». Как вы думаете, почему? (ответы)

Рассмотрим схему дальше .

Слайд 11

Записи в тетради:   1718 – 1720 – введение коллегий.

Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент и советник. Решения принимались коллегиально, то есть сообща, отсюда и название. Сколько было коллегий? (13)

Пустой слайд 12.

Сейчас вы поработаете в группах.  Приложение 2. Используя учебник на стр. 131 и ваши знания, попробуйте определить функции коллегий.  (работа с карточками, 2 -3 минуты, 1 человек от группы к доске, проверка).

Возвращаемся к нашей схеме. Как вы думаете, какие органы  управления  сменил  Синод? (Патриаршие приказы)

Прочтите  пункт  учебника  "Церковная реформа" и составьте в тетради хронологию ее проведения. Проверяем. Сверяем с моей. (слайд 13).

Пустой слайд 14.

Итак, кроме реформы центрального управления Петром 1 была проведена реформа местного управления.

Используя схему, представленную на слайде,  (слайд 15) охарактеризуйте эту реформу.

Дистрикт – работа с интернетом по поиску информации (административно-территориальная единица в России в составе провинции. Была введена в 1719 году в ходе Областной реформы Петра I.)

Слайд 16

Следующим шагом  в проведении реформ было принятие Табеля о рангах.  (запись в тетради)

Пустой слайд 17

Рассмотрим приложение 3. Что вы в нем видите?  Как Вы думаете, с какой целью он был принят? Какое значение мог иметь? Давайте сверим Ваши выводы с выводами историков. Учебник стр.116-117(слайд 18)

Для пополнения рядов служащих в 1714 году был принят Указ о единонаследии.  В чем был смысл этого закона? (слайд 19).(объяснение учителя)

Пустой слайд 20

Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора?

Слайд 21.

 Прочтите,  как определялась власть царя в предисловии  к  Воинскому  уставу.

Что мы можем с Вами сказать о власти императора? (он управляет государством " по своей воле и благолепию ").

Пустой слайд 22

 В России оформился абсолютизм.   Определение ищем в словарях.

Слайд 23.

Определите из предложенных утверждений, те что характеризуют  черты абсолютизма.

Закрепление материала (слайд 24)

Домашнее задание – 1 мин

 Слайд 25 § 15, вопросы № 1,3,4,5.

Индивидуально:  Документы стр.134-135 и вопросы к ним.

Рефлексия – 2 мин

Какой этап урока вам показался наиболее интересным и почему?

Решил ли кто-либо из Вас найти  дома дополнительную информацию о реформах Петра I?   Оцените урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответы на тест: Вопрос №1: Главная причина Северной войны 2. борьба против владычества шведов на Балтике Вопрос №2: Чем известен в русской истории 1703 год. 3. был заложен Санкт-Петербург Вопрос №3: Рекрутская повинность - это 1. обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат Вопрос №4: Уроки "Нарвской конфузии" показали необходимость 1. ускорения реформы армии Вопрос №5: Петр назвал "матерью Полтавской баталии" 3. сражение под Лесной Вопрос №6: Важнейший итог Полтавской битвы 1. перелом в ходе войны в пользу России Вопрос №7: В результате Прутского похода 2. Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии Вопрос №8: В 1721г. произошло 3. заключение Ништадского мира Вопрос №9. Дата Полтавской битвы 3. 27 июня 1709 года Вопрос №10 Итоги Северной войны (уберите лишнее) 3. Россия завоевала Финляндию

Слайд 2

9-10 правильных ответов – оценка «5» 7-8 правильных ответов – оценка «4» 5-6 правильных ответов – оценка «3» Менее 5 правильных ответов – оценка «2»

Слайд 5

1. Реформы государственного управления: 2. Церковная реформа 3. Областная реформа 4. "Табель о рангах" 5. Оформление абсолютизма в России.

Слайд 6

1711 год – создан Правительствующий Сенат

Слайд 8

1700 г . - смерть патриарха Адриан. Митрополит рязанский Стефан Яворский назначен местоблюстителем патриаршего престола. 1721 г. - упразднение патриаршества, - передача управления церковными делами Духовной коллегии, - преобразование Духовной коллегии в Святейший Правительствующий синод Вывод: завершился процесс превращения церкви в одно из государственных учреждений.

Слайд 9

8 губерний провинция провинция провинция дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт дистрикт Московская, Смоленская, Ингерманландская, Архангельская, Казанская, Киевская, Азовская, Сибирская 50 провинций дистрикт 5 дистриктов 5 дистриктов 5 дистриктов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

важно не происхождение, а деловые качества, за хорошую службу можно дослужиться до дворянства, получить льготы.

Слайд 2

по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу.

Слайд 3

«Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен» Воинский устав.

Слайд 4

Неограниченный характер власти монарха. Регулярная армия. Сильное влияние боярства. Сильный бюрократический аппарат. Местное самоуправление. Централизация управления. Представительные органы власти. Сословный строй и единая налоговая система.

Слайд 5

1. Создание Сената. 2. Создание коллегий. 3. Введение административного деления государства на губернии. 4. Выборы воевод. 5. Учреждение Верховного тайного совета. 6. Открытие церковно-приходских школ. 7. Создание "Табели о рангах". 8. Создание регулярной армии. 9. Созыв парламента. 10. Подчинение церкви государству.

Слайд 6

§ 15, вопросы № 1,3,4,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля

Материалы к открытому уроку и республиканскому конкурсу "Планета открытий"...

материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля

материалы к уроку по теме "Петр Первый" для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Увы, ролик не закачивается. Но можно снять самим: дать задание ученикам опросить разные кат...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....