Отражение исторических событий в поэме Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам» ("В поисках сына")
творческая работа учащихся по истории (11 класс) по теме

Основная работа была проведена на основе анализа поэмы Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам», посвященная народному просветителю, профессору Г. Хусаинову, написанна в 1993-1996 гг. Изучая историю родного края, была проведена систематизация и обобщение материалов по башкирским восстаниям XVIII в., описываемым в поэме Тимером Юсуповым, подчеркнуто их влияние на характер и формирование мировоззрения героев поэмы. Через видение автора определилось историческое значение восстаний и было доказано соответствие описываемых исторических событий с изученными историческими источниками. В ходе исследования для рассмотрения исторических событий, описываемых в поэме, были использованы статьи С. Таймасова, И. Акманова, для того, чтобы раскрыть идею содержимого, сравнить ее с реальными событиями того времени, использовались исторические источники о жизни и борьбе башкирского народа в XVIII в., а также сравнивались исторические даты по документам, хронологии, желая показать актуальность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        

Глава I. Историческая судьба башкирского народа в поэме «Улымды эҙләп барам»        

Выводы по главе I        

Глава II. Анализ исторических событий в сюжетах поэмы «Улымды эҙләп барам» и видение автора исторического значения восстаний XVIII века в судьбе башкирского народа        

Выводы по главе II        

Заключение        

Список литературы        

Список литературы        

Приложение        

                       


Введение

Национальное духовное богатство любого народа составляют язык, религия, обычаи, традиции и, безусловно, его история. Все это вместе с материальным состоянием народа определяет силу нации, которая раскрывается в искусстве, музыке, литературе.

Многие башкирские поэты и писатели воспевают природу, народ, обычаи и традиции родного края. И, наверное, так сложен человек, что наибольший интерес у него вызывает история его малой родины, которая ближе, чем история мировых цивилизаций.

Так народный поэт Башкортостана Тимер Юсупов, обладатель премии лауреата Салавата Юлаева, отражает через поэзию быт, природу и менталитет башкирского народа. Анализируя поэзию по исторической тематике в работах автора раскрываются тяготы военных и послевоенных лет, опираясь на жизненный опыт, Тимер Юсупов раскрывает мысли в тяжелый исторический период – Великой Отечественной войны, показывает героизм, воспевает башкирский народ, подчеркивая особую индивидуальность, отвагу «северных амуров» в Отечественной войне 1812 г. И в каждой строчке, раскрывающей завесу истории, нам видится связь времен, масштабный образ Башкортостана, предстающий в диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего.

Тимер Юсупов подчеркивает связь истории страны с отдаленными ее уголками, где через каждую строчку мы душой проникаем в историю своего народа, края. Тем самым притягиваемся к истории родного северо-востока Башкортостана, к прошлому нашего народа, проживающего на берегах Юрюзани и Ая. Это прошлое неразрывно связано с известными в российской истории именами А. Тевкелевым, Щербатовым, Кильмяком Нурушевым, Юсупом Арыковым, Карасакалом, Салаватом Юлаевым и другими.

Основная работа была проведена нами на основе анализа поэмы Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам», посвященная народному просветителю, профессору Г. Хусаинову, написанна в 1993-1996 гг. Изучая историю родного края, мы постарались систематизировать и обобщить материалы по башкирским восстаниям XVIII в., описываемым в поэме Тимером Юсуповым, подчеркнуть их влияние на характер и формирование мировоззрения героев поэмы. Через видение автора мы пытались определить историческое значение восстаний и доказать соответствие описываемых исторических событий с изученными нами историческими источниками.

В ходе исследования были использованы по этой теме очерки, художественные произведения современников: Акманова И.Г. «Башкирские восстания в XVIII в.», статьи Таймасова С., Руденко С.И. «Башкиры», Рафикова Б. «Карахакал», «Конь оседлан ный», Худайгулова Т.С. «Башкирское восстание 1755-1756 гг.», Рычкова П.И. «Топография Оренбургской губернии», комментарии академика Хусаинова Г.Б. и другие. На творчество Т. Юсупова повлияли современники, внеся свой вклад, анализируя тематику произведений Юсупова, среди них такие, как К. Ахматьянов, Р. Шакур, Г. Хусаинов, Р. Бикбаев и Ф. Кизбаков.

В ходе исследования для рассмотрения исторических событий, описываемых в поэме, мы использовали статьи С. Таймасова, И. Акманова, для того, чтобы раскрыть идею содержимого, сравнить ее с реальными событиями того времени, использовали исторические источники о жизни и борьбе башкирского народа в XVIII в., а также сравнивали исторические даты по документам, хронологии, желая показать актуальность.

Цель исследования: изучить, используя источники, башкирские восстания в XVIII в. и показать глубину отражающихся исторических событий в поэме Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам».

Объектом исследования является анализ исторических событий XVIII в. в поэме «Улымды эҙләп барам» Т. Юсупова.

Предмет изучения – влияние описываемых событий на характер и формирование мировоззрения героев поэмы «Улымды эҙләп барам».

Для изучения данной темы мы поставили следующие задачи:

  1. Систематизировать и обобщить материал по башкирским восстаниям в XVIII в.;
  2. проанализировать исторические события в поэме «Улымды эҙләп барам»;
  3. проследить влияние описываемых событий на характер и формирование мировоззрения героев поэмы;
  4. определить видение автора исторического значения восстаний XVIII в. и доказать соответствие описываемых исторических событий с историческими источниками.

Гипотеза исследования – через исторические события, описанные в поэме, увидеть основную проблему, вызванную Тимером Юсуповым о своеобразии истории нации.

Представленный материал имеет практическую значимость, может быть использован учащимися и учителями при подготовке к урокам, внеклассных мероприятий по изучению данной темы.

Исследовательская работа состоит из двух глав, выводов по главам, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 


Глава I. Историческая судьба башкирского народа в поэме «Улымды эҙләп барам»

Более чем тысячелетняя история Башкирии наполнена крупными и сложными социально-политическими событиями. Одними из них являются знаменитые башкирские восстания XVIII вв. Общая черта всех восстаний – их национально-освободительный и социальный характер. По мере изменения политики властей в крае менялись конкретные пути достижения целей. В движениях начала XVIII в. их участники выступали против нарушений царизмом условий договора между башкирами и Русским государством. Когда в 1730-х правительство взяло курс на официальный отказ от основных условий присоединения Башкирии к Русскому государству, восставшие решили отказаться от руского подданства, повели борьбу за создание своего национального государства. Активная борьба башкир за свои права на протяжении почти трех веков объясняется рядом причин: достаточное для систематических восстаний количество коренного населения, тесные связи между жителями различных волостей и дорог, грозная военная сила башкирской конницы, обширная территория, состоящая из бескрайних степей и недоступных гор и лесов. Мусульманская религия играла консолидирующую роль в сопротивлении христианской России, а малочисленность правительственных войск и крепостей в крае до 1730-40-х ослабляли позиции властей. В конечном счете, восставшие башкиры потерпели поражение из-за неравенства сил. Башкиры в ходе восстания понесли большие человеческие жертвы, материальные потери, лишились большей части своих земель. Это тяжело отразилось на этнической истории народа. В конце XVIII в. башкир было меньше, чем в начале века.

Систематические восстания показали социально-политическую зрелость башкир как самостоятельного и единого народа, имеющего общие устойчивые интересы и способность их отстаивать. Но башкирские восстания имели глубокие последствия. Многовековая борьба за свободу и общие интересы усиливали центростремительные тенденции в развитии башкирского этноса, способствовали ослаблению родоплеменных различий, содействовали консолидации башкир как единой народности. Правительство вынуждено было отказаться от планов полной раздачи башкирских земель дворянам, офицерам, чиновникам и др. переселенцам, лишения коренных жителей вотчинных прав на землю и превращения их в крепостных крестестьян, а также от политики христианизации башкир и других мусульман края. Призрак восстания башкир влиял на политику царизма в крае. В ходе восстания в XVII-XVIII вв. башкиры отстаивали не только свою свободу, мешали феодальному государству угнетать и грабить трудовые массы всего края.

Башкирские восстания XVII—XVIII вв. относятся к разряду исторических феноменов, ибо редко в истории Евразии можно найти подобный пример беззаветного и длительного отстаивания своих прав.

С 30-х годов XVIII в. царское правительство еще более усилило угнетательскую политику в Башкортостане, что нашло внешнее выражение в организации Оренбургской военно-политической экспедиции. Власти взяли курс на массовый захват земель, лишение башкир вотчинных прав на землю, превращение их самих в крепостных крестьян, на христианизацию населения, на ликвидацию местного самоуправления. Все это означало открытое, официальное нарушение правительством условий присоединения. Политика царизма в крае приобрела колониальный характер[1].

В ответ на это недовольные массы взяли в руки оружие, начались знаменитые, в истории башкирские восстания, шедшие свыше двух веков, с конца XVI в. до 30-х годов XIX в. Об этом свидетельствуют восстания 1572, 1581, 1616, 1645, 1662—1664, 1681—1684, 1704—1706, 1707—1708, 1709—1710, 1711, 1735—1736, 1737—1738, 1739—1740, 1755—1756 гг. Башкиры приняли самое деятельное участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. и восставали в 1834 г.

Поэтому башкирские восстания XVII-XVIII вв. являются важнейшими событиями в истории всего Урало-Поволжья из-за активного протеста коренного населения против угнетательской политики Российского феодального государства, самым крупным национально-освободительным движениям нерусских народов в стране. Башкирские восстания, вспыхивавшие через каждые 15-20 лет в течение XVII-XVIII вв. Несмотря на их поражения, царские власти не могли не считаться с массовой и систематической борьбой башкир, вынуждены были проводить не только в Башкирии, но во всем Урале и Среднем Поволжье более осторожную политику. Башкиры не стали крепостными крестьянами и сохранили часть своих земель на вотчинном праве.

Как бы там ни было, для возникновения восстаний существовали объективные причины – это захват башкирских вотчинных земель, увеличение налогового бремени, проведение политики насильственной христианизации и т. д. В разных случаях на первый план выступала то одна, то другая из них. Вместе с тем важно отметить, что все происходившие восстания отличались сильным ожесточением с обеих сторон, сопровождались большими разрушениями и жертвами среди мирного населения.

После подавления восстания в 1740 году башкирский народ был обессилен, но оружия не сложил. В памяти башкирского народа надолго сохранились картины «экзекуции», казни и истязания близких, родных, своеволие и издевательства военных начальников, грабежи, пожары. Был введен суровый режим: башкиры не имели права держать огнестрельного оружия, а если оно у кого обнаруживалось, то у владельца отбирались лошади в пользу доносчика; во всех селах, были закрыты кузницы, ни один башкир не имел права выехать из своего села без специального разрешения; кроме всего, тяжелым бременем давили налоги.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, было введение монополии на соль. До этого времени население добывало соль из озер, но правительство учло, что введение монополии даст казне гораздо большие доходы, чем давали налоги. В 1754 году был издан указ, по которому ясачный сбор отменялся, но вместо него башкиры должны были покупать соль из государственных магазинов по установленной цене — 36 копеек за пуд[2]. (Приложение 1).

Ярким примером исследуемых исторических событий из творчества Тимера Юсупова является поэма «Улымды эҙләп барам», по словам автора, самое любимое произведение, из всех написанных им, она занимает особое место в творческой жизни автора. Автор через поэму он передает переживания, патриотизм, представляет будущее для своего народа. Индивидуальность и неповторимость поэмы заключается и в том, что из современников она никем не была проанализирована. Потому поэма «Улымды эҙләп барам» Тимера Юсупова будет, по-нашему мнению, первым шагом к осознанию исторических событий, в этом и видится нам ее индивидуальность, неповторимость.

Поэма состоит из 984 строк душевного беспокойства, переживания героя. Описание исторических событий дается в двух частях. Первая часть «Ҡарамырҙаның һөйләгәне» состоит из 14 разделов, вторая «Ҡарамырҙаның  алыҫ заты һөйләй» – из 7. 

В поэме Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам»,  отражены душевные горести и тяжелая судьба башкирского народа в период восстания XVIII в. в лице главного героя Карамырзы, переживающего  из-за потери сына Юламана.

Все действия разворачиваются в 1736-1774-х гг. на северо-востоке Башкортостана, в районе Сибирской дороги (Приложение 2). Герой дает описание местности, географическим и топонимическим названиям населенных пунктов, в которых разгораются военные действия, это деревни Яушево, Кадырово, Маржангулово, Тикеево, Катав. В поэме описывается природа этой местности, реки Ай, Юрюзань, Сим, упоминаются памятники природы, это Каратау в Салаватском районе, гора около деревни Каракулево, Ударная гора.

Особо подчеркивается в поэме частоупоминаемый образ «седого волка», сопровождающего главного героя на протяжении всей поэмы. Этот образ приобретает особое значение для всего башкирского народа в виде седого Урала и, как символ предшественника башкир. По словам Тимера Юсупова, образ «седого волка» сравнивается не только с главным героем, но и с исторической личностью Тевкелева Алексея Ивановича, говоря о том, что двуногие волки бывают страшнее, четырехногих. Поэтому такие «предшественники», как Тевкелев А.И., являются символом страха. Но Карамырза как «седой волк», олицетворяющий мудрость, несет в себе символ всего башкирского народа, его происхождения.

С древних времен у многих народов сложился обычай изустной, а позднее и письменной передачи истории родов и племен. На этой основе возникли хроники европейских народов, скандинавские саги, славянские летописи и родословные тюркских народов. Таковыми являются и башкирские родословные (генеалогические летописи). Отдельные родословные охватывают довольно-таки большой исторический период.

Родословные являются в определенной мере художественным отражением истории башкирских родов. Упоминаемая родословная «айлинцы» в поэме «Улымды эҙләп барам» содержит трактовку событий, начиная с древних времен до XVII в. Сюда включен период Булгарского государства и Золотой Орды (Приложение 3). Стремление осветить историю башкирских родов в тесной связи с историей родственных народов, акцентирование внимания на вопросах объединения родов и племен, дружбы народов, мирных взаимоотношений, борьбы за свободу – все это придает родословной демократический, патриотический и интернациональный дух, своеобразный публицистический пафос.

Выводы по главе I

Таким образом, события, описываемые в поэме Тимера Юсупова «Улымды эҙләп барам» носят глубокий исторический характер, передаваемый через размышления и переживания главного героя Карамырзы по поводу потери своего сына Юламана.

В описаниях автора восстания XVIII в. отражают душевную боль, страдания башкирского народа отстаивающего свою свободу, менталитет, прав. Поиски сына сопровождаются мифологическими обстоятельствами, это образ седого волка, как символ предшественника башкир, олицетворяющего символ башкирского народа в виде Седого Урала, гор, опекающих, защищающих от врагов.

Трагическим последствием, описываемым Тимером Юсуповым в поэме являются большие человеческие жертвы, материальные потери, лишение большей части своих земель, что тяжело отразается на этнической истории народа. Более, чем подробно, дается информация о сокращении башкирского населения в ходе борьбы с карательными царскими отрядами и повстанцами.


Глава II. Анализ исторических событий в сюжетах поэмы «Улымды эҙләп барам» и видение автора исторического значения восстаний XVIII века в судьбе башкирского народа

В поэме описывается три башкирских восстания XVIII века: 1735-1740-гг. – Акай-Кильмяковский мятеж, 1755-1756 гг. – восстание Батырши и 1773-1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и С. Юлаева.

Знакомство с поэмой начинается с представления главного героя читателю «Атым минең – Карамырҙа». Это собирательный образ, связующая нить, созданная Тимером Юсуповым, связь времен, образ Башкортостана, предстающий в диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего.  трагических событий, описываемых героем Карамырзой о надвигающейся беде, приносящей мучение башкирскому народу, уносящей за собой жизни соплеменников, уничтожавшей деревни. Здесь, в первой главе описывается поражение повстанческих войск «…повешенных за ребра».

По словам Карамырҙы отряд карательных войск превращает все деревни в пепелище. Поэтому он не может найти свою семью: любимую жену и четырехлетнего сына, Юламана, которого увели на Запад. Свои переживания Карамырза передает через строки, нами переведенные:

Я – орел,

Летаю над горами,

Где же ты, где же ты, дитя мое?

Велика моя печаль…

Осмелимся допустить мысль о том, что за этим фактом скрывается борьба башкирского народа, за отнятые ценности, которыми он дорожит.

Надо заметить, что события в поэме начинаются с 1736 года, во время правления Анны Иоанновны в Российском государстве. Время дворцовых переворотов, правления незаинтересованных государей и их фаворитов. В качестве подтверждения слов главного героя можно привести следующие статистические данные по факту: сожжено 300 деревень; казнено 7455 человек; отдано помещикам жен и детей 2882 человек; конфисковано лошадей, коров 1097 голов. Подтверждая слова главного героя Карамырзы о потерях, в феврале 1739 г. начальник Оренбургской экспедиции В. Н. Татищев в доношении в Кабинет обрисовал ужасную картину итогов карательных акций: «Казанская и Ногайская дороги так раззорены, что едва половина… осталась, а протчия, Уфимская и Сибирская дороги, …хотя не столько людей пропало, однако ж, у всех лошади и скот пропали, деревни позжены… и не имея пропитания, многие с голода померли»[3].

Несмотря на все это, царское правительство в лице В.Н. Татищева настойчиво предлагало сформировать полк из молодых людей во главе с активными руководителями как будто для похода в Польшу и Крым, а «когда они в Русь выведены будут, тогда их употребить в такие места, чтоб век в домы не возвратились.

Приведенные сведения точно отражают потери башкирского народа.

В качестве доказательства мы приводим исторический источник, отрывок из донесения И.К. Кириллова в Казань о карательных операциях своей команды. 20 мая 1736 г.

«... для искоренения воров башкирцов вышел того же марта 24-го, где счастьем … воров-башкирцов разными партиями, как скот гнали, не имел никакого от них отпору, но одно было у них, что спасали себя, жен и детей своих, бегая в леса и в другие места … около 200 деревень в их близ 4000 дворов разорены и сожжены, в то число главных воров Кильмяка, Бепеня… Причем воров казнено 156, побито... близ 700 человек, живых ясырю (в плен) взято... 150, да роздано в Уфе 85, в ссылке... в службу годных 81, да жены с малолетними детьми 34»[4].

«...Полезнее интересу Ея императорского величества, когда, отписывая воровские земли, раздавать в раздачи русским и служилым татарам-мещерякам... и тем перемешать, как казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев и своевольстве, от множества время от времени умножающихся... И так, и всех сторон окружа, воров и их жен и детей, и пожитки их и лошадей, и скот брать, а домы вовсе разорить. И которые, пуще заводчики (инициаторы восстания), тех по указам на страх другим казнить, а непущих и детей мужского полу, годных в ссылку в Остзею послать, а жен и детей, девок развесть во внутренние города и раздать, кто взять похочет так, как персиан, чтоб корень их был вовсе вырван... Тептярей и бобылей, кто малым чем примешался к воровству, жестоко разорить, казнить, а прочих - вернуть откуда их деды и отцы бежали или куда подальше… »[5]. Можно сделать вывод о том, что Юламан, ребенок Карамырзы, был вывезен по основному указу Ее Величества Анны Иоанновны, как и ряд других башкирских детей, но, как окажется в итоге поэмы, он будет усыновлен богатым помещиком.

Карамырза переживает, показывая горечь потери единственного сына.

«…Язык наш забыл ли?

Какие песни поешь?

Какие проблемы легли на твою голову?

Молишься ли ты в душе?

Крестили ли тебя?...

Михаил ли Николай ты?

Кто же ты теперь, Юламан?...

… К тебе дорогу я держу!...»

Далее герой Карамырза окунается в воспоминания: выбор красавицы жены, рождение сына. Вот он крепкий уже в 9 месяцев встает на ноги, к году уже сидит в седле на лошади.

«… Счастливая, благополучная семья…»

В воспоминания главного героя обязательно играет курай. Под музыку курая танцует жена, как пламя огня, кружась, и сын, Юламан, смотря на счастливых родителей, радуется, он счастлив.

Красной нитью Тимер Юсупов проводит образ «седого волка» в виде седого Урала и, как символ предшественника башкир, как символ защиты и украшения башкирского народа. Поэтому данный образ неоднократно будет присутствовать на жизненных этапах главного героя. В сложных моментах жизни для героя всегда появляется образ волка. Его вой – не только зов сердца Карамырзы, но и предупреждение об опасности за близких, родных, это как единый голос земли-матери.

В последующих главах описываются страшные движения карательных войск, во главе который идет историческая фигура известная и противоречивая – генерал-майор А. Тевкелев. Мы хотели подтвердить данные события историческими фактами.

В 30-е годы XVIII века Башкирия привлекла внимание центральных властей в связи с стратегическими интересами. В 1734 г. В проект обер-секретаря Сената И. К. Кирилова об организации Орунбургской экспедиции были включенны мероприятия по сооружению на восточных границах России нового центра колонизации - города и крепости Оренбурга. Предвиделось и строительство ряда других крепостей на землях башкир. Заместителем Кириллова И.К. стал крещенный татарский мурза А. Тевкелев. Мурза старинного рода Тевкелевых. По происхождению татарин (по имени Кутлу-Мухаммед-Мурза), ведал дипломатическими сношениями с правителями казахских ханств (жузов) и государствами Средней Азии.

Одним из героев романа известного башкирского писателя Б.З.Рафикова является А.И.Тевкелев. Он пишет, что к башкирам у А.И.Тевкелева особая неприязнь: «Всем приходится идти на унижения, угождая и подлаживаясь под законы империи, а эти норовят жить по своему уставу. Потому на дух не переносит он их. Своенравные, гордые и одновременно бесхитростные, как дети, готовые поверить любому на слово»[6].

Башкиры были не в восторге от этих намерений, понимая, что основание Оренбурга неизбежно приведет к ограничению и изъятию их земельных владений, наплыву новой волны поселенцев, строительству крепостей, горных заводов и т. д. За деятельностью И. К. Кирилова и Тевкелева А.И. башкиры следили внимательно и с нарастающей тревогой. Обе стороны готовились к решительным действиям.

 «… В предречных деревнях…

… Послышались страдания…

… на родину наступают карательные отряды…

… Смелые мужи вышли на встречу карательным войскам…

Мужи из отряда Ю. Арыкова…

На защиту встал и батыр Кильмяк… ».

15 июня 1735 г. И. Кирилов с войсками вышел из Уфы к месту основания предполагаемого города Оренбурга. И почти сразу подвергся нападениям повстанцев. На этот раз восстание возглавил Кильмяк-абыз Нурушев и Акай Кусюмов (Приложение 4). В поэме Карамырза дает информацию о предводителях восстания 1735-1740-гг.: Юсупе Арыкове, похожий на льва и Кильмяке Нурушеве. Карамырза далее напоминает о том, что у каждого из них сгорели деревни. Приводя в качестве примера исторический документ, отмечаем, что действительно, в 1735-1740-х гг. башкиры потеряли свыше 40 тысяч человек. По статистическим данным на момент 1740 г. в сентябре на Сибирской и Ногайской дорогам уничтожено карательными отрядами 725 деревень, запасов сена; 1394 га пшеницы, 5298 лошадей, 5735 коров – присваивались себе. Но это только фактические документы, не все из которых сохранились до наших дней (Приложение 5).

Далее в поэме ярко указывается память о происхождении родов, Карамырза указывает, что после ожесточенного сражения остаются лишь три парня, указывая на их род, где речь идет о единстве одного племени – айлинцы (Приложение 3). В поэме главный герой относится к племени айлинцев, из рода сартов, его соратники, воины, сражавшиеся вместе с ним, также принадлежат племени айлинцев, но из других родов, также описываемых в поэме: это Байым из рода дуванцев, Амир – из мырдынского рода. По территориальному признаку предположительно род сартов находился на современной территории таких населенных пунктов, как деревни Нижнее и Верхнее Абсалямово, Ариево, Маржангулово, Ново-Халилово, Абдрашитово и другие, входя в состав современных Дуванского.

В поэме описываются события следующего восстания, которое серьезно напугает царское правительство, начавшееся в 1755 году снова в Уфимской провинции. Его духовным вдохновителем и предводителем становится мишарин Габдулла Галиев, известный в народе под именем Батырша («Смелый шах») (Приложение 6).

Наблюдается в ходе этого восстания трагичность судьбы соратников Карамырзы. Основываясь на материал поэмы, выясняем, что Амир попадает в плен к врагам и высылается на каторгу. А Баим во время очередного сражения погибает, как герой. Оставаясь, как прежде один, Карамырза продолжает искать своего сына, повторяя фразу, которая становится ключевой в поэме:

«… или сына я найду… или смерть…»

Повествуя о дальнейших событиях, Тимер Юсупов не отходит от исторических фактов, прослеживая за судьбой главного героя Карамырзы, мы переживаем вместе с ним: он одинок, без семьи, жену – сожгли, сына – украли, да и не мало времени проходит с тех пор. Этим фактом мы лишь подтверждаем то, что башкирский народ в лице Карамырзы продолжаем вести ожесточенную борьбу с карательными войсками царского правительства, отстаивая свои интересы  права.

Снова вспыхивают бои. Но это событие в истории Башкирии относится к завершающему этапу восстаний. Пугачевская битва 1773-1775 гг. (Приложение 7).

По историческим документам 1774 г. 3 июня около деревни Верхние Киги отряд царского правительства в лице Михельсона встречаются с повстанческими отрядами Пугачева и Салавата Юлаева. Автор Тимер Юсупов отмечает, что это была очень жестокая битва, где во время этой схватки находится в центре исторического события, уже седовласый Карамырза. Действительно, подтверждая этот факт, мы обращаемся к историческому источнику, личным записям А.С. Пушкина, журнала «Современник» от 1986 г. Войска Михельсона сражаются в области Уральских гор[7]. В ходе военных действий главного героя ранят, спустя некоторое время, по словам автора, все вокруг затихает, наступает умиротворение, непонятное для него. Ему навстречу гордо и целеустремленно верхом на коне в золотых погонах скачет Иван Ильич, именно так его назвали в новой семье, богатый, состоятельный помещик. Но, по замыслу автора, Юламан, устремляется на зов «седого волка», и не узнает своего отца. Хотя их взгляды встретились.

«… узнал ведь сына своего…»

«… на зов крови…»

«… нашел ли ты свою малую родину?» задается вопросом главный герой.

Страдания охватывают Карамырзу от негодования: сын не узнал его. Душа воет, как волк. Надежды не оправдались.

Но автор дает возможность вспомнить детство Юламану. Его посещают видения о матери танцующей под знакомую мелодию курая, о том, как провожает он с матерью отца на войну, как вошедший карательный отряд с командирами Хариным, Янгалычевым, жгут их деревню, дом, в котором остается его мать, и как он, Юламан, маленький четырехлетний ребенок, будет плакать от безысходности помочь матери, оставшись один.

Мать-земля, которая кажется родной и знакомой, также переживает вместе с главным героем.

Тимер Юсупов дает полную картину быта, жизни Юламана: собака росток с теленка, дорогие ковры на стенах в богатом доме и старик Илья Кузьмич, когда-то давно усыновивший, закрывший страницу прошлого Юламана, теперь русского парня, находящегося в стороне от сартского рода. Описание характеризуется результатами, военными успехами царского правительства. Здесь прозвучат слова о том, что карательные отряды, царизм одержал победу над повстанцами со слов Ильм Кузьмича. Из текста поэмы мы узнаем о победе царизма в завершающем масштабном восстании башкир в XVIII в. По музыке курая Карамырзы, мы делаем вывод о том, что, несмотря на поражение, башкирский народ не теряет надежду на восстановление справедливости, на победу.

Но месть становится жестокой за украденное детство, смерть матери и разлуку с отцом – Юламан убиват приемного отца.

«…язык говорит…отец ли…

Вы слуги царя…

Мать сожгли,

Одинокими оставили всех…»

Но неожиданная смерть от вражеской стрелы убивает Юламана, позади которого остается Ай.

И уже в конце поэмы, не потерявший надежду Карамырза, седовласый старик, повторяет фразу:

«… или я сына найду… или смерть…»

Опять вдалеке слышится вой «седого волка», несмотря на потерю сына, герой продолжает поиски.

Белым саваном оделись горы и степи Башкирии; замерли в ледяных оковах зимы прекрасные реки, звонкоголосые ручьи шумные потоки. Занесло снегами аулы, и только минареты одних мечетей выделяются на беспредельно широком и свинцовом фоне... Везде и на всем печать мертвого покоя и величавого уныния.

Выводы по главе II

Восстания распространялись на всей территории Башкирии в пределах ее административного устройства – Ногайской, Казанской, Сибиркой, Осинской дорог, охватив площадь от р. Белой на Западе до р. Тобол на Востоке и р. Яик на Юге. Северная граница восстания доходила до городов Оса и Кунгур.

В поэме описываются три башкирских восстания XVIII века: 1735-1740-гг. – Акай-Кильмяковский мятеж, 1755-1756 гг. – восстание Батырши и 1773-1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и С. Юлаева.

Красной нитью в поэме Тимер Юсупов проводит образ «»седого волка». Его вой – не только зов сердца Карамырзы, но и предупреждение об опасности за близких, родных, это как единый голос земли-матери.

Но, несмотря на трагедию, постигшую сына Юламана, Карамырза продолжает искать его, повторяя фразу, которая становится ключевой в поэме:

«… или я сына найду… или смерть…».

Идет на «… зов крови…», малая родина притягивает, не дает душе спокойствия. Любовь к седым горам Урала, обширным, богатым землям, свободе – вот основа сопротивления башкирского народа царскому правительству. А последствия борьбы очень страшны – уничтоженные, превращенные в пепел деревни, села, гибель невинных их жителей: женщин, стариков, детей.  


Заключение

Анализируя поэму «Улымды эҙләп барам» Тимера Юсупова, написанной по событиям башкирских восстаний, раскрываются тяготы, страдания и неудовлетворенность результатов башкирского народа.

Башкирские восстания XVII—XVIII вв. относятся к разряду исторических феноменов, ибо редко в истории Евразии можно найти подобный пример беззаветного и длительного отстаивания своих прав.

Нам удалось показать глубину отражающихся исторических событий, изучив соответствующую историческую и художественную литературу и проанализировав поэму «Улымды эҙләп барам». Через исторические события, описанные в поэме, мы разглядели проблему, выявленную автором о борьбе народа за самостоятельность и единство башкирской нации, любви к родному краю, языку.

Описываемые в поэме события, оказывают большое влияние на характер и формирование мировоззрения героев, их сознание, не теряя надежды, заставляя бороться и жить.

Автору удалось передать замысел произведения, выразив его в сложности сюжета, переплетая действия переживаниями героя Карамырзы, через которого выражается связь времен. Глубокий смысл вложен в поэму автором Тимером Юсуповым.

В описаниях восстания XVIII в. отражается душевная боль, страдания башкирского народа отстаивающего свою свободу, менталитет, права. Поиски сына сопровождаются мифологическими сюжетами: образ голубого волка, олицетворяющего символ башкирского народа в виде Голубого Урала, гор, опекающих, защищающих от врагов.

Но трагизм поэмы заключается в том, что последствием, описываемым Тимером Юсуповым в поэме являются большие человеческие жертвы, материальные потери, лишение большей части своих земель, что тяжело отражается на этнической истории народа.

Такой же смысл в башкирской прозе наблюдается нами у Б. Рафикова в историческом романе «Конь оседлан ный», у Р. Султангалеева в повесте «Полет беркута», здесь найдено единство в образе Сергея Башкирцева.

Наш язык, культура, менталитет – это есть своеобразие, отличающее нас от других народов, но история, в которой мы, люди разных наций, встречаемся – одна.

Думается, что любовь, заложенная в детстве к родному краю, языку, традициям через молоко матери, с колыбельной перед сном, совместной деятельности – это есть сила нации.

Сегодня немногие из нас изучают родной язык и стремятся узнать больше о своей родине. Незнающий свею мелодии, истории, творчества человек, собственно, виноват лишь в том, что он своим безразличием к духовному развитию, подавляя свою нацию. Перед нами не седой Карамырза, а скорее поседевший Тимер Юсупов, поставивший важные вопросы для читателя.

Мы также считаем, что в поэме борющийся народ еще не победил. Со смертью сына главного героя, не угасает борьба и надежда на справедливость, так как Карамырза продолжает поиски. Думается, что борьба скорее всего еще предстоит.

Мы также для себя задаем вопрос: а одержал ли победу башкирский народ на сегодняшний день?

В поэме «Улымды эҙләп барам» не только история раскрывающая исторические события далекого XVIII века, здесь ставятся проблемы, которые остаются и в наше время достаточно актуальными.

 
Список литературы

  1. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII-первой половине XVIII в. Свердловск, 1991. 156 с; Он же. Башкирские восстания XVII - начала XVIII вв. Уфа, 1993. 224 с;
  2. Акманов И.Г. Из истории Оренбургской экспедиции // Очерки истории дореволюционной России. Вып.1. Уфа, 1972. С. 90-106; Он же. Организация Оренбургской экспедиции // Очерки истории дореволюционной России. Вып. 2. Уфа, 1975
  3. Алтон С.Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Страницы истории империализма.Уфа, 1995
  4. Булыгин И.А. Башкирское восстание 1755 г.//Советская историческая энциклопедия. Т.2.М.,1962
  5. Валиди А.З. История башкир. История тюрков и татар. Уфа, 1994.
  6. Витевский В. Н. И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758. Т. 1. Казань, 1897
  7. Гордин Я.А. Хроника одной судьбы. М., 1980
  8. Демидова Н.Ф. Башкирское восстание 1735-1736 гг.: Рукопись дисс. канд. истор. наук. М.,1955
  9. Гудков Г. Ф. Аксаков С. Т.: семья и окружение / Г. Ф. Гудков, З. И. Гудкова. Уфа, 1990
  10. Дегтярев И. В. В бору Селябском... // Рифей: Лит.-краевед. сб. Ч., 1985
  11. Дубровин Н. Пугачев и его сообщники. Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины П.-СПб.,1884.Т.1.
  12. Жуковский И. Краткое обозрение достопамятных событий Оренбургского края. СПб., 1832
  13. Ислаев Ф. Восстание Батырши. Год 1755. Казань.2004. С.3
  14. Кузьмин А.Г. Татищев. М.,1987
  15. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М, 1996
  16. Мильков Ф.Н. П.И.Рычков. М.,1967; Попов Н.А. В.Н.Татищев и его время. М.,1861
  17. Неплюев И.И. Записки. СПб. 1893
  18. Новлянская М.Г. Иван Кирилович Кирилов. М.,-Л., 1964;
  19. Попов Л. По следам основателя Челябинска // Врата Рифея: Сб... М., 1996
  20. Рынков П. И. Топография Оренбургская или полное географическое описание Оренбургской губернии. Изд. 1 СПб., 1762.4.1-Н.Топография Рычков П.И.. Топография Оренбургскаой губернии. Уфа.1999
  21. Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30-40-е гг. XVIII в. Самара, 1997.
  22. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн.12.Т.24. М., 1964. С.233
  23. Татищев В.Н. История Российская. Т.1. М.-Л., 1962. С.500; Соловьев СМ. История России с древнейших времен. TT.XVII, XVIII. М., 2003.  TT.XIX, XX. М., 2003.
  24. Хусаинов Г.Б. Письмо Батырши императрице // Агидель. № 10
  25. Чулошников А.П. Восстание 1755 г. в Башкирии.М.-Л., 1940
  26. Юсупов Т. Избранные произведения. Т.2. Уфа, 2007
  27. Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. В тексте диссертации ссылки даются и на издание 1999 г.
  28. Юхт А.И. Государственная деятельность В.Н.Татищева в 20-х-начале 30-х годов XVIII в. М, 1985.368 с; Он же. Торговля с
    восточными странами и внутренний рынок России (20-60-е годы XVIII века). М., 1994


Приложение

        


[1] Акманов И.Г. Башкирские восстания XVIII в.

[2] Полное собрание законов Российской империи.1754 год. 16-го марта. Закон № 10198.

[3] Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI-первая половина XIX вв.)

[4] Из представления И.К. Кирилова в сенат о мероприятиях по подавлению восстания башкир. 16 августа 1735 года. РГАДА. Ф. 248. Кн.1131.Л. 650.

[5] Из представления И.К. Кирилова в сенат о мероприятиях по подавлению восстания башкир. 16 августа 1735 года. РГАДА. Ф. 248. Кн.1131.Л. 650.

[6] Рафиков Б.З. Карасакал. Исторический роман. Уфа, 2001. С. 186

[7] Пушкин А.С. Материалы дневники и записки. Прибавление о разбойнике и самозванце Пугачеве. Из дневниковых записок 1773-1774 гг. города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".

Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"

Исследовательский проект "Топонимия как объект исторического изучения. Названия географических объектов как отражение исторических событий"...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя

Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя...