СССР на завершающем этапе войны
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Тимошина Светлана Анатольевна

Материал содержит разработку урока истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sssr_na_zavershayushchem_etape_voyny.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

СССР на завершающем этапе войны

Цели:

  1. Познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Великой Отечественной войны.
  2. Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне.
  3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое

советского народа.

 Опрос:

  1. Назвать основные направления наступления Красной Армии в 1944 году. Показать по карте
  2. Каков был основной итог 1944 года
  3. Какие вопросы рассматривались на Крымской Конференции большой тройки?

Что такое «большая тройка»?

В который раз собиралась она в ходе войны?(опережающее задание)

Изучение нового материала

План:

  1. Освобождение Европы
  2. Потсдамская Конференция.
  3. Разгром Японии. Окончание Второй Мировой войны.
  4. Итоги и уроки войны.

  1. Освобождение Европы(5 операций)

Восточно-Прусская (апрель1945 года)

Первая территория куда вступила Красная Армия

Главная крепость Кенигсберг (взят 11.04.1945)

Много жертв

Висло-Одерская (январь 1945)

освобождение Польши, при котором погибло около 3,5 млн человек.

После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.

Восточно- Померанская Операция (октябрь 44-апрель 45)

Освобождение части Германии и Венгрии

Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года)

Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:

1 Белорусский  под командованием Жукова

2Белорусский  под командованием Рокоссовского

1 Украинский  под командованием Конева

Участвовало около 3 млн советских солдат, 8 тыс танков, 8 тыс самолетов, 52 тыс орудий.

Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.

20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.

24.04.  300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина

25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)

21.04. начинаются бои в городе

30.04. советские войска начинают штурм рейхстага

В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.

2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.

8 мая операции на территории Германии завершены.

8 мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.

Потери советских солдат около 300 тысяч, главный памятник в Трептов парке в Берлине.

Пражская Операция  9-10 мая

Капитуляция остатков немецкой армии в Чехословакии.

Война против фашизма закончилась. 24 июня – Парад Победы на Красной Площади.

2.Потсдамская Конференция

Работа учащихся с п. учебника стр. 248

– Кто принимал участие в конференции?

 – Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией?

 – Какие территориальные изменения  произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме?

- Как решался германский вопрос?

Ответы:

  1. Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц
  2. Обязательство , принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке

Япония не решилась вступить в войну протии СССР, но 144 раза нарушила границу СССР

  1. Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии
  2. Единая Германия, поделенная на зоны оккупации

Демилитаризация  (разоружение)

Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)

Репарации (возмещение ущерба)

Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)

Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг(

3.Разгром Японии 9 августа 1945- 2 сентября 1945года Окончание Второй Мировой войны.

Цели:

 1. выполнить союзнический долг

2. приблизить окончание второй мировой войны

3. вернуть свои территории (южный Сахалин)

Действовали 3 фронта:

Дальневосточный (Мерецков) в Приморье

2 Дальневосточный (Амур и Уссури)

Забайкальский (Малиновский) Маньчжурия

Общее руководство осуществлял Василевский.

Трудности: сложные природные условия (горы, пустыня Гоби, крупные реки Уссури и Амур) , а также психология японцев.

14 августа японская армия была окружена и император запросил мира, но армия продолжала  сражаться…

За 24 дня войны 879 человек получили звание Героя…

2 сентября на американском крейсере «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. Вторая мировая война завершилась.

Итог военных действий на Востоке для СССР: Курилы и Южный Сахалин возвращены СССР

Особенность: американцы в августе 1945 года на Хиросиму о Нагасаки сбросили  атомные бомбы- первое применение атомного оружия (акт устрашения, месть , и показать кто в мире хозяин после войны)

4.Уроки и итоги войны

Вторая мировая война унесла 60 млн жизней

Материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб первой мировой войны

В войну было втянуто 80% населения

Работа учащихся с п. итоги стр. 250 учебник

Военные итоги

Политические итоги

Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии

Сохранение свободы и независимости СССР

Освобождение стран Европы

Крушении диктаторских режимов

Рост авторитета СССР

Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой

Задание учащимся : определить  причины победы СССР в ВОВ

 Героизм и сплоченность народа.

 Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.

 Единство фронта и тыла

- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

 Героическая борьба партизанских соединений и подполья.

 Жесткоцентрализованная экономика СССР.

 Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

Закрепление

  1. ДОКУМЕНТ 

ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА НА ПРИЕМЕ

В ЧЕСТЬ КОМАНДИРОВ КРАСНОЙ АРМИИ. 24 МАЯ 1945 г.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 — 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала  родные нам села и города... потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

Беседа по прочитанному.

– В чем Сталин видит причины победы СССР в войне? Согласны ли вы с его мнением.

– Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?

2.Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также  применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

         Из воспоминаний маршала Г.К.Жукова

   «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 120 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

   Гитлеровские воиска были буквально потоплены с сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных проекторов не могли ее пробить.

   Наша авиация шла над полем боя волнами…

   Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

    20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия… открыла огонь… Начался исторический штурм…

  1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события?

Укажите хронологические рамки этого периода.

Как называлось сражение?

  1. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете сказать об особенностях этого сражения?
  2. Какое отношение имел к нему маршал Жуков?
  3. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

3. Докажите, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром Германии.

Выслушать и дополнить ответы учащихся.

Главная заслуга – победа СССР

  1. Самое большое количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на территории СССР  ( от 190 до 270 дивизий одновременно) а против союзников, например  в Африке 9-20 дивизий
  2. Потери Германии  - 72% живой силы и 75% техники на советско-германском фронте
  3. По протяженности советско-германский фронт самый большой от 3 до 6 тыс км
  4. СССР за всю войну разгромил  607  немецких дивизий, а англичане и американцы 146
  5. Самые масштабные битвы Второй Мировой Война на советско-германском фронте – Сталинградская, Курская, за Москву
  6. Полностью или частично СССР освободил от фашизма 10 стран
  7. Капитуляцию Германии принимал Жуков, а не союзники
  8. Самые большие потери в войне – потери СССР

Домашнее задание : подготовиться к итоговому тесту по Великой Отечественной Войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 11 классе по теме: Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны

Урок по истории в 11 классе является завершающим в изучении Второй мировой войны в ходе которого учащиеся должны уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.и  освободительный ...

Завершающий этап Кавказской войны (1856-1864)

Презентация по кубановедению. 8 класс.В данном материале сообщается о завершающем этапе самой длинной в истории России войне.После Крымской войны российские власти во главе с императором Александром I...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Урок СССР на завершающем этапе ВОВ

Урок изучения нового материала . На уроке используется программа Learning App. Технология. критического мышления...

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»...

Презентация "СССР на завершающем этапе ВОВ"

Презентацыя  СССР на завршающем этапе ВОВ...