Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»
методическая разработка по истории (9 класс)

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ Коркинская СОШ

Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»

(урок по Истории России для 9 класса, по УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, История России. XX – XXI века.)

Автор:  

Булатова Марина Викторовна

Место работы: МАОУ Коркинская СОШ

 Должность: учитель истории и обществознания

2021 уч. г.

Пояснительная записка

Урок «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны» разработан для 9 класса на основе УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX – начало XXI века». На проведение данного урока отведен 1 час.

Место в структуре учебного курса: данный урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». Учащиеся уже имеют знания о событиях Великой Отечественной войны, имеют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Данный урок   позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания, а также изучить новый материал

Тема урока: «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны»

Цели урока:

  • формирование представления у учащихся об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны;
  • формирование гражданской позиции учащихся на примере изучения событий завершающего этапа Второй мировой войны.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.
  • Познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны.
  • Познакомить с понятиями капитуляция, «10 сталинских ударов».
  • Определить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  • Выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла.

Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:

  • Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
  • Работать с исторической картой, с интерактивными ресурсами (задания, карты, схемы и т.д.);
  • Анализировать и обобщать факты; составлять сводную таблицу;
  • Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;
  • Работать с исторической картой и интерактивной картой;
  • Совершать логические операции мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом.

Воспитательные:

  • Развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг советского народа;
  • Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне;
  • Осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические ценности и традиции общества.

Актуализация темы обусловлена тем что Великой Отечественной войны есть и будет оставаться актуальной, так как история 1941-1945 годов своим печальным опытом способствует сохранению мира на планете. Необходимо наиболее тщательно и подробно изучать эту тему, заложив стремление нового поколения к предотвращению военных конфликтов, что приводят к разрушительным последствиям. Изучение периода Великой Отечественной войны играет огромную роль в поднятии патриотического духа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя. Учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс.

Срок реализации: 2020-2021 учебный год, третья четверть.

Основное мероприятие: урок истории.

Участники: обучающиеся 9 класса. 

Адресат: обучающиеся 9 класса.

 

Планируемые результаты:

предметные:

  • умение работать с историческим источниками (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • овладение навыками устных и письменных ответов;
  • умение видеть проблему, владеть способами ее решения и добиваться положительного результата;

личностные:

  • умение работать в группах; развитие логического и критического мышления, культуры речи; слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих, способность принимать самостоятельные решения;
  • развитие интереса к истории, гуманитарных способностей;
  • осознание значения победы советского народа во всемирной истории и актуальности данной темы в современных условиях.

метапредметные:

  • способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач.

План урока

1        Организационный этап.        

2        Актуализация знаний.         

3        Постановка цели и задач урока, выведение проблемного вопроса.        

4        Изучение нового материала.        

5        Обобщение изученного материала        

6        Самооценка. Подведение итогов.        

7        Домашнее задание        

8        Рефлексия         

Содержание урока

Название этапа

Время    

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1

Организационный  

 Здравствуйте, присаживайтесь. Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих учащихся на уроке.

Приветствуют  учителя , проверяют свою  готовность к  уроку, называют отсутствующих.

2.

Актуализация знаний.

Беседа с классом по вопросам:

- Когда началась Валкая Отечественная Война?

- Что такое коренной перелом   в Великой Отечественной Войне?

-  Какое событие является коренным перелома в Великой Отечественной Войне?

- Какую роль сыграл коренной перелом в Великой отечественной войне? (слайд №2)

 Учитель выслушивает ответы учащихся дополняет своим рассказам.

Рассказ учителя.

Мы знаем о том, что СССР в период «коренного перелома» перешел в наступление, но несмотря на это   Германия была еще сильной и боеспособной страной.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на постановленные вопросы.

Примерные ответы на поставленные вопросы:

1. 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.

2. Коренной перелом - радикальное изменение в ходе Великой Отечественной войны.

3. Началом коренного перелома в Великой Отечественной войне считается Сталинградская наступательная операция, получившая название «Уран» (19.11.1942-02.02.1943 гг.).

3.

Постановка цели и задач урока, выведение проблемного вопроса.        

Рассказ учителя. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из произведения «Последние метры». На основе услышанного сформулировать тему, цель урока.  Советские войска все ближе и ближе подходили к центру Берлина. Впереди был рейхстаг — главное правительственное здание Германии.  (слайд №3)

Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

А  теперь давайте попробуем вывести проблемный  вопрос  к  теме  нашего  урока.

Случают учителя, формируют тему, цель урока, делают записи в тетради.

Выводят проблемный вопрос по теме урока.

Пример проблемного вопроса. Какие  основные  события  проходили на завещающем  этапе  Великой  Отечественной  войны?

4

Изучение нового материала.        

        

Рассказ учителя.

I. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года. 

К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/2 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и самоходных артиллерийских установок - САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, потерпев тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне. 

Ценой героических усилий советского народа к этому времени было обеспечено превосходство СССР не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тысяч). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.). Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий - в 6 раз, минометов - в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны. Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного Главнокомандования в 1944 г. приказала обеспечить окончательный разгром немецких войск и освобождение территории СССР. Был разработан план десять сталинских ударов. (слайд№4)

Работа в группах

Задание: составить план «Десять сталинских ударов», охарактеризовать один из ударов. (Приложение №1 Буклет «10 сталинских ударов») (слайд№5)

Рассказ учителя. В итоге десяти ударов советских войск: Разбиты и выведены из строя - 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной Армии окончательно развалился блок стран «Оси»; Выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия, Венгрия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.

II. Крымская (Ялтинская) конференция. (слайд №6)

Рассказ учителя. Сейчас мы свами послушаем сообщение по теме: «Крымская (Ялтинская) конференция».

В процессе прослушивания сообщения запишите дату и страны участницы данной конференции, а так   же ответе на вопрос каковы были цели этой конференции? (слад №6)

III. Освобождение Европы от фашизма. (слайд №7)

Рассказ учителя.

Освобождение Европы от фашизма стало возможным благодаря героическим сверхусилиям Советского Союза и его союзников, борьбе сил сопротивления на оккупированных фашистами территориях.

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и заполнить таблицу. (Приложение №2. Таблица основные операции по освобождению Европы от немецких войск.)

Рассказ учителя.

30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти). 

Рассказ учителя. Сейчас предолгою вам проработать в группах и провести анализ исторического источника «Акта о капитуляции Германии» по предложенным вопросам:

  1. Стороны договора;
  2. Дата прекращения военных действий;
  3. Условия договора для Германии. (Приложение №3 «Акта о капитуляции Германии»)

Сейчас мы   посмотрим видео   по теме: «Потсдамская Конференция»

Рассказ учителя. (Потсдамская Конференция https://www.youtube.com/watch?v=QYOCq766fvw)( слайд №8)

Таким образом, Потсдамская конференция имела большое международное значение для становления послевоенной системы международных отношений. Но, одновременно, на конференции было положено начало делению Европы на сферы влияния. Также, Потсдамская конференция стала первой конференцией Высшего уровня, на которой, фактически, состоялся дебют ядерных вооружений в качестве политического фактора международных отношений.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Выступление с сообщением

Задают вопросы по прослушанным сообщениям.

Записываю в словарь новое понятие.

Отвечают на задаваемые  вопросы  учителя.

4.

Обобщение, закрепление изученного материала        

         

Рассказ учителя. Наш урок подходит к концу, поэтому с целью закрепления предлагаю вам ответить письменно на вопросы.

В каком году проходила Крымская конференция?

В каком году проходила Потсдамская конференция?

Укажите  количество  «Сталинских ударов»?

 Отвечают  на  вопросы.

5

Рефлексия 

Рассказ учителя. Ребята сейчас мы свами проведем рефлексию для этого по кругу выскажите по одному предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Заполняют  лист  самооценки.

6.

Домашнее  задание

Рассказ учителя. Прочитать соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы. Пожеланию подготовить сообщения «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Записываю  домашнее  задание

Используемы источник и литература.

1. Учебник история России. XX — начало XXI века. 9 класс» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта.

2. http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12007251%40cmsArticle. Крымская конференция.

3. https://istoriyakratko.ru/sssr/velikaya-otechestvennaya-vojna/potsdamskaya-konferentsiya-1945-goda-kratko.html. Потсдамская конференция.

Приложение №2 Таблица основные операции по освобождению Европы от немецких войск.

Дата

Направление военной    операции

Итог  военной  операции

Приложение №3 Анализ исторического источника «Акта о капитуляции Германии» по предложенным вопросам.

1.Стороны договора;

2.Дата прекращения военных действий;

3.Условия договора для Германии;

  1. На каких языках был составлен Акт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок знаний по теме "окончание второй мировой войны"

историческая справка о второй мировой войне...

Урок по истории в 11 классе по теме: Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны

Урок по истории в 11 классе является завершающим в изучении Второй мировой войны в ходе которого учащиеся должны уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.и  освободительный ...

СССР и союзники во Второй мировой войне

Мероприятие способствует повышению интереса к истории Великой Отечественной войны, осознанию учащимися вклада Советского Союза в разгром фашистской Германии и её союзников....

Урок СССР на завершающем этапе ВОВ

Урок изучения нового материала . На уроке используется программа Learning App. Технология. критического мышления...

Контрольная работа по теме "СССР и мир во Второй мировой войне"

Контрольная работа по теме "СССР и мир во Второй мировой войне" для 10-11 классов. На основе УМК под редакцией Торкунова...