конспект урока Дворцовые перевороты
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме

Галина Анатольевна Карпинская

В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный урок разработан с учетом требований к новому уроку и представлен для конструктивной критики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Дворцовые перевороты.

Класс: 7

Урок: изучение нового материал

В результате занятия учащиеся смогут:

             1.

             - Систематизировать  материал об эпохе дворцовых переворотов (предметные).

        - Объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет,         временщики, « кондиции», престолонаследник (предметные).

2.

-Высказывать свою точку зрения о характере внутренней политики престолонаследников в эпоху дворцовых переворотов (личностные).

-Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения (метапредметные).

-Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока (метапредметные).

3.

-Осознать роль главы государства в судьбе страны, народа (предметные).

-Способствовать формированию культуры межличностного общения (метапредметные).

-Задуматься о том, какие правители вызывали наибольшую симпатию, а какие неприятие (личностные).

Краткое описание идеи  занятия:

-Работа с текстом учебника  и презентациями с последующим заполнением таблицы «Эпоха дворцовых переворотов».

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.

Вопросы занятия:

-Как приходили к власти российские императоры?

-Что это были за люди?

 -Чем ознаменовалось их правление?

Проблемный вопрос:

1. Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?

Оборудование:  электронная таблица «Дворцовые перевороты», мультимедийные презентации.

Этапы занятия.

1.Вводная часть (мотивация):

«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»

        2.Объявление учебных результатов   и хода занятия.

Цель урока познакомиться с событиями, происходившими в  России в XVIII веке. Выявить причины этого  явления. Дать оценку деятельности престолонаследников.

3. Новая тема

                                           «Эпоха дворцовых переворотов»

Император(ца)

Годы правления

При каких обстоятельствах пришел к власти

Важнейшие события и особенности внутренней политики

Основные события внешней политики

4. Интерактивная часть занятия.

Вопросы к учащимся:

Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I?

Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?

Предполагаемый ответ:

 Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.

- Активная роль гвардии, которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.

Задание:

        Прочитайте первый абзац параграфа  и сформулируйте ответ на вопрос -  Что такое    дворцовые перевороты?

Предполагаемый ответ:

Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.

Задание:

Прочитайте  текст  «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответьте на вопрос - Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Предполагаемый ответ:

  1. Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
  2. Указ Петра I о престолонаследии.
  3. Появление дворянских группировок, борющихся за власть.

Учащимся было дано опережающее задание – подготовить  выступление о действующих лицах эпохи дворцовых переворотов. В рамках своего выступления рассказать  о своём герое (укажите черты, присущие ему как личности и как политическому деятелю, прокомментируйте внутреннюю и внешнюю политику).  Время вашего выступления не должно превышать 3 минут.

   Задание:

В ходе просмотра презентаций, начните  заполнять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».

По ходу работы с таблицей учащиеся отвечают на вопросы:

  1. В чем заключались намерения знати в правлении Екатерины I? ( Царствовала Екатерина, но фактическим правителем был ее первый министр Светлейший князь А. Меньшиков.)

  1. Что такое кондиции и кто их выдвинул, зачем? Какие последствия они могли иметь для политической жизни России? ( Верховники пытались ограничить царскую власть. Главной задачей было  сменить самодержавный строй правлением олигархии.)

  1. Какие изменения в обстановке в России произошли в период правления Елизаветы I по сравнению с периодом правления Анны Иоанновны?

  1. Как изменилась система государственного управления? Позитивны ли данные изменения?

  1. Как изменилось положение дворянского сословия? Было ли оно действительно «благородным» в том смысле, который мы вкладываем в данное понятие?

  1. Можно ли говорить об усилении крепостной зависимости в данный период?

  1. Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?

  1. Кого мы можем назвать временщиками?

  1. Что общего между правителями в эту эпоху? (Правителями были дальние и близкие родственники Петра I. Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.)-
  2. Кто из правителей был «чужд» России и  по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?

Подведение итогов:

Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории? (Случайность. Ведь прецедента не было. Ни в эпоху Московской Руси, ни в допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных. Даже Ивана грозного после всех его зверств никто не пытался свергнуть. Изменилось отношение к личности монарха и его власти. В 16 - 17 веках личность монарха и происхождение его власти считали божественным, установленным навсегда. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В 18 веке подобное представление уже не играло значительной роли в общественном сознании, особенно в сознании просвещенной аристократии и столичной гвардии. В личности самого монарха и даже его власти не видели ничего сакрального - одного монарха можно было заменить другим, его власть можно ограничить). 

 Подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для более ускоренного развития и новым прорывам во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.                                                      

Закрепление:

О каком правителе идёт речь?

 

1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца.     (Елизавета)

 

2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»   (Анна Ивановна)

 

      3.     А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

 

      4.     В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России».   (Екатерина I)

 

      5.     Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).

 

6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов».   (Анна Леопольдовна)

Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Дворцовые перевороты", 7 класс

Данный урок посвящен Эпохе дворцовых переворотов. Это временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совер...

Урок "Дворцовые перевороты"

План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"...

Разработка урока Дворцовые перевороты

Разработка урока Дворцовые перевороты...

задания для урока "Дворцовые перевороты"

С данном документе содержатся задания разного уровня сложности, направленные на закрепление знаний по теме:"Дворцовые перевороты"....

Конспект урока "Дворцовые перевороты" -1 часть

Цель урока: формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения ...

Конспект урока Дворцовые перевороты в России

Разработка урока по Истории России для 8 класса...