Древний Восток. Урок для учащихся 5 класса.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Материал может быть использован для проведения повторительно-обобщающих уроков по теме "Древний Восток"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon drevniy_vostok.doc__urok_dlya_uchashchihsya_5_klassa.zip11.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Древний Восток»

Повторительно- обобщающий урок для учащихся 5 класса по истории древнего мира.

Составлен учителем истории и обществознания МАОУООШ д. Горки Мирошниченко Светланой Всеволодовной.

Цель урока: систематизировать  и проконтролировать уровень  знаний по указанной теме, продолжить формирование умения работать с исторической картой, составлять четкий и связный рассказ при работе с фактическим  материалом, участвовать в обсуждении, формулировать свое мнение.

Оборудование: -Карта « Древний восток2

  1. Оформление доски- рисунки учащихся по данной теме.
  2. « черный ящик»
  3. правила поведения при работе в группах.

Форма проведения : урок – деловая игра, работа по группам.

При подготовке к уроку учащиеся получают задание разделиться на три команды. Придумать название команд. Нарисовать эмблему. Придумать девиз.

Вступительное слово учителя:

   Дорогие ребята, сегодня мы с вами должны не просто повторить изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания по теме    « Древний Восток»

Сегодня у нас соревнуются три команды:    Мемфис, Вавилон, Библ.

Капитаны представляют свои команды. Показывают и объясняют суть эмблемы и девиза.

Все вместе повторяем правила работы в группах, напоминаем о доброжелательности по отношению друг к другу, необходимости критического отношения к мыслям, а не людям.

Жюри составлено из учащихся старших классов, которые будут подсчитывать баллы и подведут итоги.

        Ход урока.

1задание Решение кроссворда по теме « древний Египет»каждая команда получает листок с заданием и в течение 3 минут решает кроссворд. Результаты передаются в жюри.

2 задание. Задание рассказать о географическом положении, природных условиях и занятиях населения трех стран: Древнего Египта, Древнего Междуречья, Индии.Задания команды получают по жребию.

3 задание. Проверяется знание дат. Все команда получают одно задание. Нужно соотнести дату  и событие древней истории.

  1. постройка пирамиды Хеопса, разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае.
  2. Образование единого государства в Египте, взятие Вавилона персами, правление царя Хаммурапи.
  3. Завоевания фараона Тутмоса 111. захват Египта персами, образование единого государства в индии.

Даты: 221 г. до н.э.; 2600г до н.э.; 525 г. до н.э.; 1792-1750г.г.до н.э.; 3000г. до н.э.; 538 г. до н.э.; 1500 г.до н.э.; 612 г. до н.э. 300г. до н.э..

Работа с линией времени. Выполняют по командам следующие задания( задания команды получают по жребию):  

  1. отметить на линии времени год образования единого государства в Египте. Отметить на линии времени завоевания фараона Тутмоса 111. какое из названных событий произошло раньше и почему?.

  1. Отметить на линии времени даты, связанные с правлением Тутмоса111  и Хеопса. Могли ли они что- либо знать друг о друге и почему? Объясните.

  1. Отметить на линии времени правление царя Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил данный царь? Могла ли существовать переписка Хаммурапи и Тутмоса 111? Объясните, почему вы так думаете?.

 

4  задание: составить рассказ по заданным словам ( Задания команды получают по жребию, на выполнение задания 5 минут):

  1. Азия, древняя Индия, полуостров Индостан, Гималаи, Инд, Ганг. Джунгли, насекомые, змеи, хищники, деревни, рис, ячмень, хлопок, сахарный тростник.
  2. Хаммурапи, черный камень,  законы,  обвиняемый, суд, тонул, река, виноват,  раб,  свободный человек,  наказание.
  3. ИЛ, разлив, Нил, Египет, фараон, Северный и Южный Египет, Мемфис, пехота, колесницы, Нубия.

Итоги работы сдаются в жюри. Оно оценивает работу по образцам.

6 задание: Нужно вписать недостающие  слова в предложения ( задание по жребию для всех команд).Каждая команда должна дописать 4 предложения .

1.Столицу Ассирии, город ____________называли « логовищем львов»

  1. Ассирийцы впервые в военном деле стали использовать _______________
  2. Для разрушения вражеских крепостей ассирийцы впервые стали использовать ____________________
  3. Если путь войску преграждала река, ассирийцы использовали ___________________________

2.Египет – так называлась страна, которая располагалась ___________________________________

  1. Первой столицей Египта стал город ______________________
  2. Царей древнего Египта называли _________________________
  3. Самые крупные завоевания в истории Древнего Египта были сделаны фараоном __________________ в ___________годах.

3.Чем финикийцы прославились в истории __________________________________________________________.

  1. Города финикийцев: _________,_______________,_________________.
  2. Города финикийцев расположены на берегах ________________моря.
  3. Самой известной колонией финикийцев был город _______________.

Ответы сдаются в жюри. Жюри подсчитывает баллы и подводит промежуточные итоги.

7 задание: Ответить на вопрос , используя карточки-подсказки.

Одним из основных занятий финикийцев была торговля. Давайте вспомним. Чем торговали финикийские купцы.

По одному человеку от команды отвечают на вопросы.

На доске сделаны 3  записи: « Финикийские купцы продавали::

  1. живой товар - ___________________
  2. _________________- ткани
  3. Бревна ливанского ___________
  4. оливковое ___________________
  5. виноградное _______________
  6. изделия из __________________

Отвечая на данный вопрос , учащиеся прикрепляют на доску карточку – подсказку.

Одновременно другие учащиеся, представители команд выполняют задание: что продавали и что покупали финикийские купцы.

Нужно поставить( +)если покупали  и (-) если продавали.

Серебро

Папирус

Дерево

Зерно

Слоновая кость

Медь

Украшения

Благовония

Виноградное вино.

8 задание: Исторический диктант ( Работа с историческими терминами и понятиями)

Командам дается задание , выбрать термин и дать его определение или наоборот по определению определить термин. Задание находится на свитках из лепестков лотоса, который является символом Древнего Египта.

  1. Пороги, дельта, фараон, налоги, миф, колесница, колония, касты, жрец.
  2. Материал для письма в Древнем Египте.?
  3. Частицы полусгнивших растений?
  4. Островки зелени в пустыне?
  5. Гробница для фараона?
  6. Гроб для мумии?
  7. Знаки-рисунки?
  8. Большое и сильное государство?
  9. Письменность Древнего Двуречья?
  10. Письменность Древнего Египта, Китая?.

9 задание. Конкурс капитанов команд.

  1. В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий заведомо плохим. Какие это цвета и почему вы так думаете?

  1. В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку, кровать и дверь. Почему двери передавали по наследству в Вавилонии?.

  1. Древний путешественник рассказывал, что видел быков с пятью ногами. Шутил ли он или нет?.

Объясните, откуда пошло выражение:

  1. труба иерихонская
  2. уши мальчика – на спине его
  3. Египет  дар Нила.

10 задание: черный ящик.

Приглашаются по одному человеку от каждой команды . они достают из ящика конверты с картинками различные предметов. Должны ответить, какой стране принадлежит  честь их изобретения или производства.

В конвертах находятся: листок бумаги, шахматные фигурки. Кусок сахара, арабские цифры. Лоскут шелка, лоскут хлопковой ткани, пакетик ч чаем, пурпурная краска, китайские палочки. Фрагмент папируса, двойная корона египетских фараонов. Глиняная табличка, китайские иероглифы, карточка с росписью на ткани и т.д.

Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги.

Учитель также подводит итоги урока , выясняет мнение команды о том, кто как работал  и какую отметку поставила команда участнику урока.

Для проведения урока повторения можно использовать не все задания, а некоторые с учетом подготовленности учащихся класса.

Литература:

  1. Годер Г.И. Задания  и задачи по истории Древнего мира. М.1996г.
  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира/ пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений. М, 2004г.
  3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории .1994г.
  4. Смородина Е.В. История древнего мира. Закрепление и проверка знаний учащихся. С -Пб , 1999г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Древний Китай (урок для 5 класса)

Урок объединяет в себе материал двух параграфов по теме "Древний Китай". На уроке используется работа с видеофрагментом научно-популярного фильма BBC о Великой Китайской стене. В силу закона, я не име...

Внеклассное мероприятие «Путешествие по странам Древнего Востока, Индии и Китая» для учащихся 5 класса

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.Задачи мероприятия:Активизировать познавательный интерес к исторической на...

Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...

Древние соборы. Урок ИЗО. 4 класс.

Технологическая карта урока и презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по УМК Б.М. Неменского "Древние соборы"...

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....