Турнир любознательных. Влилась в века Эллада, как вино...
план-конспект урока истории (5 класс) на тему

Заланская Елена Юрьевна

Конспект повторительно-обобщающего урока  по истории Древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir_lyuboznatelnyh.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино..." 

                                                                            Заланская Елена Юрьевна,

                                                                            учитель истории, обществознания Iкатегории

                                                                           МОУ «Солнечнинская СОШ» Уcmь-Майского улуса

                                                                           Республики Саха (Якутии)


Игра ребёнка - это его жизнь:
Н.В. Шелгунов

Место игры " Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино..." " в классификации педагогических игр

В соответствии с классификацией Г.К. Селевко " Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино..."  " является интеллектуальной игрой-состязанием. По характеру педагогического процесса относится к контрольно-обобщающим, по характеру игровой методики - к предметным играм с готовыми правилами, но включает в себя элементы ролевой игры. Игровая среда предполагает использование компьютерной техники и предметов, необходимых для проведения конкурсных заданий. Игра "Великолепная пятёрка" базируется на следующих принципах: 

  1. познавательность - способствует расширению кругозора, развитию познавательных умений и навыков, активизации учебной деятельности учащихся;
  2. креативность - стимулирует и развивает творческие способности учащихся;
  3. развлекательность - вносит в образовательный процесс элемент игры и способствует повышению интереса к предмету;
  4. состязательность - проводится между обучающимися класса, создавая здоровую конкуренцию в среде учащихся;
  5. общедоступность - в игре принимают участие все учащиеся класса, выполняя разные роли;

2. Основные цели и задачи игры

Основной дидактической целью игры является формирование прочных знаний по определённой теме исторического школьного курса.

Игра направлена на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, находить аналогии, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Игра позволяет создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей, стимулирует их творческую активность.

В качестве воспитательной цели выступает развитие коллективизма, сотрудничества. Игра направлена на приобщение к достижениям общечеловеческой культуры, развитие способности действовать в нестандартной ситуации.

Из целей формируются конкретные задачи, которые решаются в процессе игры:

  1. закрепить и расширить знания учащихся по теме Древняя Греция;
  2. развивать общеучебные умения и навыки учащихся;
  3. развивать умение пользоваться дополнительными источниками информации;
  4. научить работать в группе при решении познавательных задач, соотносить свои действия с действиями участников группы, распределять роли в совместной групповой деятельности;
  5. подчинять свою деятельность установленным правилам, нормам;
  6. развивать умение участвовать в конкурсах, состязаниях, соревнованиях;
  7. формировать толерантное отношение к соперникам;
  8. научить мобилизовывать свои интеллектуальные способности в конкретной ситуации;
  9. развивать умение выступать публично.

Проведение игры возлагается на ведущего - учителя или ученика из старшего класса, оценивание поручается жюри из трёх человек - работников школы или учащихся.

Для проведения игры готовятся 5 - 10 конкурсов. Конкурсы предполагают вопросы и задания разного уровня сложности, от репродуктивных до творческих, что позволяет дифференцировано подходить к классам разного уровня подготовки и не исключает возможности успеха для всех команд и классов-участников. Система оценивания исходит из сложности заданий и вопросов и колеблется от 1 до 7 баллов за правильный ответ.

4. Этапы реализации игры

Игра " Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино..." " предполагает три этапа в ходе её реализации в учебно-воспитательном процессе.

Этапы

Содержание

I. Предварительная подготовка

Поготовка осуществляется на двух уровнях: классом и организатором

II. Проведение игры

Игра проводится с условием, что учащиеся уже ознакомлены с правилами

III. Анализ и рефлексия

Осуществляется на двух уровнях: в классе и организатором игры

I. Предварительная подготовка игры.

- Из учащихся класса формируются команды. При организации команд необходимо учитывать уровень подготовки учащихся (выбираются наиболее успешные в предмете) и добровольное желание учащихся принять участие в игре.

- Командам и классу даются заблаговременно задания творческого характера. Организаторы игры готовят рекомендации по их выполнению и оказывают консультативную помощь.

- Организатор готовит задания и вопросы для игры по конкретной теме и их техническое представление.

- Составляется сценарий проведения игры с включением в него творческих заданий учащихся и конкурсов, составленных организаторами, возможных развлекательных пауз.

- Разрабатывается система оценивания участия в игре.

 - Готовится система поощрения команд-участниц.

II. Проведение игры.

- Судейство осуществляется независимым жюри.

- Результаты игры объявляются сразу после её завершения.

III. Анализ и рефлексия.

- Анализ игры с изучением мнения учащихся проводится не позднее трёхдневного срока со времени её проведения.

- С учётом мнения учащихся готовятся рекомендации по проведению следующей игры.

5. Условия проведения игры

- Помещение обязательно должно быть оформлено символикой игры, ТСО, необходимым освещением, компьютерной техникой, позволяющей проецировать на экран игровой визуальный ряд.

- Оценивание игры осуществляется независимым жюри из трёх человек (система оценок и критерии готовятся заранее).

- Игру проводит, корректирует при необходимости ход игры, осуществляет контроль за соблюдением правил ведущий.

- По итогам игры осуществляется награждение команд .

Разработка урока : Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино..." 

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по курсу «История Древней Греции»,  углубить знания учащихся по истории древнего мира.

Оборудование: историческая карта «Древняя Греция». Слайд 2.

Эпиграф: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». М. Горький.

Учитель делит класс на 2 команды, представляет участников жюри, объявляет конкурсы и правила игры. На доске таблица всего турнира, которая заполняется по мере проведения конкурсов.

Учитель:

Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе.
На землю решила сегодня
Спуститься премудрая Клио
И здесь, в классе устроить
Для всех, праздник!

Учитель представляет команды. Каждая команда должна придумать себе название, подготовить эмблему и приветствия (домашнее задание).

1 конкурс. Загадки по теме «Религия Древней Греции»

Команды по очереди отгадывают загадки.

Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его…
(Гермес)

Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут…
(Аид)

Своей наружностью пугает всех невест.
От горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец…
 (Гефест)

На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости…
(Афина)

Белолица и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта…
 (Афродита)

Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону…
(Тесей)

2 конкурс. «Кому принадлежат слова? Какое событие?»

Карточки перемешиваются и раскладываются на столе вниз текстом. От каждой команды выходят по 1 ученику. По знаку ведущего все берут по 3 карточки и читают текст про себя. Если ответ известен игроку, он оставляет карточку у себя, если нет, кладет обратно. По указанию ведущего игроки по очереди зачитывают текст и дают ответ. В случае если ответ неправильный, ведущий изымает карточку, кладет ее к оставшимся и снова перемешивает их.

Тексты карточек.

  1. «Два дня враги атаковали малочисленный отряд. Военачальники бичами гнали своих воинов в битву. Защитники отражали все осады, пока изменник не провел врагов через горы…»
  2. «10 лет осаждали они город, который стоял на высоком холме, и был окружен каменной стеной. Только хитростью удалось им проникнуть в город и открыть ворота…»
  3. «Запев боевую песню, стройными рядами пошли они на врага. Их встретил град стрел. Под стрелами атаковали они противника. Мужество и силу им придавала мысль, что они сражаются за родину».
  4. «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на море и на суше безопасны. »
  5. «Приятно, что именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!»
  6. «Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!»
  7. «До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!»
  8. «Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!»
  9. «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня»
  10. «Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица…Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты. Верьте, людям станет подвластно небо!»
  11. «Афиняне, я узнаю в морской дали корабль. О, лучше бы мне умереть, чем увидеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Жить больше не хочу и не могу».
  12. «Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!».

Ответы: 1 – бой в Фермопильском проходе греков с персами в 480 г. до н. э. 2 – Осада и гибель Трои; 3 – Марафонская битва в 490г. до н. э.; 4 – Олимпийские игры; 5 – Тесей; 6 – Дедал. Лабиринт; 7 – Геракл; 8 – Персефона; 9 – Прометей; 10 – Дедал о смерти Икара; 11 – Эгей; 12 – Деметра.

3 конкурс. «Афины и Спарта». Найти соответствие:

I. Афины. II. Спарта.

  1. Законы Солона
  2. архонты
  3. илоты
  4. Лаконика
  5. Аттика
  6. совет старейшин
  7. Мессения
  8. рабы-чужестранцы
  9. не было торговли
  10. ареопаг
  11. богиня Афина
  12. агора
  13. чужеземцы не приезжали в город
  14. ручной труд презирался
  15. черные и белые камешки использовали в суде
  16. голосовали криком
  17. лаконичная речь
  18. презирали пьянство
  19. «Воруй, но не попадайся»
  20. развитая культура

Ответ: Афины – 1, 2, 5, 8, 10, 11, 12, 15, 18, 20. Спарта – 3, 4, 6, 7, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19.

4 конкурс. «В театре Диониса». Конкурс загадок

На холмах и среди склонов
Сотни местных и гостей.
Театр прославленной Эллады
Состоял из…
 (трех частей)

Для удобства посетителей
Лесенкою вниз – места для зрителей.
Для хора и актеров – специальное место,
Эта площадка зовется …
(орхестра)

То дворец, то берег моря
Нарисован на стене –
Театральная постройка
называется …
 (скене)

Прошло немало зим и лет,
А перед нами греческий билет –
Небольшие с буквами пластины
Из свинца иль обожженной…
(глины)

Мелькают маски и костюмы,
Волнуют публику картины.
Все роли в греческом театре
Играли только лишь…
 (мужчины)

Много горя слез и стона
В трагедии Софокла…
(«Антигона»)

Заставит всех повеселится
Комедия Аристофана…
 («Птицы»)

Для умных и не очень,
Низких, рослых.
Театр в то время был
Школой…
(«для взрослых»)

5 конкурс. «Бюро находок»

В бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, В бюро находок накопилось много разных вещей, и поскольку долгое время хозяева их не объявляются, то решено их раздать тем, кто знает, кому они принадлежат, для чего служили, какие истории происходили с их участием в Древней Греции.

Черная ткань. (Это ткань для парусов Тесея).

Пакет сока «Нектар». (Напиток богов на Олимпе).

Тканое покрывало. (Покрывало которое ткала Пенелопа ожидая Одиссея).

3 яблока. (Яблоки вечной молодости, которые Геракл добыл в саду у Гесперид).

Соль. (Одиссей притворился помешанным и засевал свои поля солью, что бы не идти на войну с Троей).

Украшения и меч. (Благодаря хитрости Одиссея был разоблачен Ахилл, которого мать богиня Фетида спрятала на о. Скирос).

Воск. (Одиссей приказал заклеить уши воском своим спутникам, когда они проплывали мимо острова сирен).

Сандалии с крылышками.( Обувь посланца богов Гермеса).

Молот и клещи. (Это орудия труда бога-кузнеца Гефеста).

Трезубец. (Принадлежит богу Посейдону).

6 конкурс. Застольные загадки древних греков

Зажиточные греки не любили есть в одиночку. На званых обедах главным считалась не еда, а беседа. За столом разговаривали, рассказывали занимательные истории, слушали музыку, пели. Случалось, устраивали игру в вопросы и ответы. Не сумевший ответить должен был в наказание выпить стакан соленого вина. Постарайся не оказаться в роли проигравших!

  1. Я – черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
  2. Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало).
  3. Не говори ничего, и ты выразишь мое имя. Но, ты называешь меня. Говоря мое имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (Молчание).

7 конкурс. «Культура Древней Греции»

Найти соответствие. Каждая команда получает свое задание.

  1. Трагедия
  2. Ника
  3. Пифос
  4. Акрополь
  5. Педагог
  1. Богиня Победы
  2. Сопровождающий ребенка
  3. Драматическое произведение
  4. Глиняная бочка
  5. Место для ремесленников
  6. Греческий кремль
  1. Палестра
  2. Портик
  3. Геродот
  4. Амфора
  5. Комедия
  1. «Отец истории»
  2. Сосуд с двумя ручками
  3. Главный предмет – гимнастика
  4. Смешной сюжет
  5. Храм
  6. Открытое пространство, окруженное колонами

Список литературы:

  1. Л.П. Борзова «Игры на уроке истории»: Метод. пособие для учителя. -М.: Владос-пресс, 2001.
  2. М.Н. Ботвинник – Мифологический словарь: М. Просвещение, 1985.
  3. Г.И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя.-М: Просвещение: учебная литература, 1996.
  4. З.А. Камышанова 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира - Ярославль: «Академия развития», 1998.

Презентация – Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влилась в века Эллада, как вино...

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции...

Турнир знатоков истории средних веков.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по истории «Турнир знатоков истории средних веков» предназначена для учащихся 6-х классов и старшеклассников. Цель игры - закрепить знания ...

Рыцарский турнир( по истории средних веков)

Повторительно – обобщающий урок по истории средних веков проводится в игровой форме – в форме  рыцарского турнира. Класс делится на 2 команды по 8 человек, которые проходят 7 туров состязания. В ...

Турнир любознательных

Викторина по истории для учащихся 5-7 классов...

внеклассное мероприятие "Турнир любознательных"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир любознательных" может проводиться как внеклассное мероприятие по предмету или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. В занимательной ...

Внеклассные занятия для 5-6 классов «Турнир любознательных - КВН»

Цель: повышение учебной  мотивации к изучению математики.Задачи:1. Образовательная: обобщить и закрепить математические знания учащихся;2. Коррекционная: совершенствовать мыслительные операции, р...

Турнир любознательных

Игра для учащихся 9-11 классов...