Самоанализ работы учителя истории и обществознания
материал по истории на тему

Рефлексия работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №13

Ащеуловой Марины Михайловны

        На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

          Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.         

         В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной  цели: на основе познавательной самостоятельности учащихся  создать  условия для становления социально успешной личности  через  урочную и внеурочную деятельность по предмету.

          Я работаю над следующей проблемой: «Преподавание истории и обществознания в рамках перехода  на ФГОС».

         Знание основных документов в сфере образования позволяет мне правильно определять задачи исторического образования учащихся. Задачи преподаваемого мной предмета, сформулированные в программах Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, являются руководством к действию и лежат в основе программ, которые я составляю (или корректирую) ежегодно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, творческий потенциал класса.

          В 2012 - 2013 учебном году имею следующую учебную нагрузку:

Класс

История

Обществознание

Всего часов

5 А

2

2

5 Б

2

2

5 В

2

2

7 А

1

1

7 Б

2

1

3

7 В

2

1

3

8 А

2

1

3

8 Б

2

1

3

8 В

2

1

3

8 Г

2

1

3

 

      Общая нагрузка на 2012-2013 учебный год составляла 25 часов.

       Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Просвещение». По всеобщей истории - авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина,  Н.В.Загладин; по истории России - авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; по обществознанию – Л.Н.Боголюбов. В пятом классе взят новый учебник авторов Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. История Дремнего мира: 5 класс издательства Вента-Граф. – основанием для выбора явился методический аппарат учебника ориентированный на развитие системы умений в рамках проектной деятельности.

 Учебно-методический комплекты, реализуемые в ОУ в 2012-2013уч. году

Предмет, класс

УМК

История 5 класс

  1. Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В Ванина. История Древнего мира: 5 класс.-Вента-Граф
  2. М.В. Белкин, Э.В Ванина. История Древнего мира: 5 класс.Рабочая тетрадь. -Вента-Граф

История, 7 класс

1. А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история 1500 – 1800. 7 класс. Учебник. Просвещение.

2. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XVI  - XVIII века. 7 класс. Учебник. Просвещение.

3. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XVI - XVIII века. 7 класс. Рабочая тетрадь. Просвещение

История,  8 класс

1. А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история 1800 – 1900. 8 класс. Учебник. Просвещение.

2. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX века. 8 класс. Учебник. Просвещение.

3. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX века. 8 класс. Рабочая тетрадь. Просвещение

Обществознание, 7 класс

  1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание. 7 клас. Учебник. Просвещение.

Обществознание, 8 класс

  1. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова Н.И. Городецкая  и др. Обществознание. 8 класс. Учебник. Просвещение.

         Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.

          Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:

1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.

2. Соответствует современному уровню базовой науки

3.Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.

4. Обеспечивает преемственность содержания.

5. Раскрывает межпредметные связи.

      Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.

      Используя в работе данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития учащихся.

     На уроках обществознания, истории мною используются цифровые образовательные продукты: иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы, электронные учебники, сайты Интернет. Владея информационными технологиями я сформировала банк мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда. Это электронные таблицы к содержательным линиям предмета «Обществознание», иллюстративные и контролирующие материалы, презентации. Материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету.

В своей работе использую оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, а именно: технология дифференцированного обучения,  индивидуализации обучения ( Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили; теории и  технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, З.И.Калмыковой.  Наряду с вышеперечисленными технологиями в процессе обучения предмету и в воспитательной работе использую современные образовательные  технологии ТРИЗ, РКМ, проектный и исследовательский метод обучения, в том числе информационно-коммуникационные. Имею свой сайт в сети интернет.

     Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю  помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Также в своей преподавательской деятельности  использую проблемное обучение, опорные конспекты. Все эти образовательные технологии , в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.

Результаты деятельности обучающихся (призовые места)  

Мероприятия

Название

Уровень

Место

1.VI научно-исследовательская конференция обучающихся

«Летопись школы»

район

III

2.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО

«Их именами названы улицы. Улица Кирова»

регион

III

3.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО

«Памятник Суворову»

регион

III

4.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО

«Их именами названы улицы. Улица 11 гв.армии»

регион

II

5.Олимпиада среди учащихся 5-8 классов по истории

район

III

        Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

  1. Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения.

       Наряду с традиционными, в системе планирую и провожу уроки деятельностного характера: практикумы, лабораторные занятия, уроки  презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе, семинарские занятия. Исходя из этого, определяю формы, приемы, методы преподавания.

       Не менее 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с источниками;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- написание творческих работ – эссе;

- создание школьных проектов.

       Уделяю внимание научно-исследовательской работе, мои ученики принимают участие в школьном конкурсе исследовательских работ

         При организации учебного занятия,   я  использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, индивидуальную, групповую и  парную.

2. Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая  сочетание внешнего контроля с   взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой. 

        Наиболее адекватными методами оценивания компетенций учащихся считаю традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверку качества выполнения практических заданий, а также методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.   

       Наряду с балльным оцениванием применяю оценивание по системе «зачёт- незачёт», вербальное поощрение. Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По сравнению с традиционной проверочной работой, тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии компетенции учащихся.

         Провожу мониторинг стартовых результатов. Мониторинг отражает педагогические наблюдения и перечень основных затруднений, которые испытывают обучающиеся при изучении предмета, особенно, в области практического применения полученных ранее знаний. В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается применяемых средств обучения, типов и форм урока, технологий, методов контроля.

3. Система внеурочной работы, включающая в себя  проведение недели истории, олимпиады, экскурсии, индивидуальная  деятельность и.т.д.

         Условия достижения результата:

1.            Учет возрастных и психологических особенностей учащихся,                                            осуществление  личностного подхода  в учебном процессе.

2.            Уважительное, доброжелательное  отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность.

3.            Обеспечение стойкой  мотивации, заинтересованности  к изучаемому материалу.

4.            Создание ситуации  взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.

5.            Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Результатами сотрудничества (учитель – ученик) стали:

-         высокие качественные показатели успеваемости;

-          уровень обученности 100%,

         В школе есть ребята с повышенной мотивацией , устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах.

        С целью привития интереса к предмету, углубления знаний, умений, навыков учащихся, развития их творческих способностей, нравственного, патриотического воспитания, серьезное внимание уделяю внеклассной работе, особая роль отводится организации и проведению Недели истории. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся.

        Являюсь членом методического объединения учителей истории, даю открытые уроки, посещаю уроки коллег.

          Учитель должен находиться в постоянном поиске, поэтому  повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, пополняя методическую копилку учебными пособиями, методическими руководствами.  

        В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журнале и газете «Преподавание  истории и обществознания в школе», «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.

 Систематически провожу диагностирование предметной деятельности:

  1. Мониторинг знаний, умений и навыков, учащихся через промежуточный и итоговый контроль.

     С целью изучения передового опыта и его апробации в течение года посещала уроки своих коллег. Внеурочная деятельность:

  1. Разработка и осуществление программы работы с одаренными учащимися.
  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на межпредметной основе.

         Мои воспитанники принимают участие в районных научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.    Аклеев Владислав ученик 7 Б класса занял IV место на районной конференции с работой «История моей семьи в истории моей страны». В 1-м полугодии проведена олимпиада по истории и обществознанию среди учащихся 7-х классов. В олимпиаде приняли участие 20 человек. Учащимся были предложены разнообразные задания: тестовые вопросы, хронологические уравнения, логические ряды, работа с текстом и др.  В ноябре  2011 года победители школьной олимпиады приняли участие в районной олимпиаде. Виценко Данил 7 Б класс, Захарова Екатерина 7 Б класс.    Учащиеся 6-7-х классов: Саливанчук Роман, Капранова Софья, Селютина Екатерина. приняли участие в районных предметных олимпиадах по истории.

 

Результаты успеваемости по истории, обществознанию

за 2011-2012 учебный год.

Предмет

План

Факт

Класс

Всего уч-ся

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

Обществознание

34

34

6 А

27

17

8

2

93%

История

70

69

6 Б

24

3

16

5

79 %

Обществознание

34

34

6 Б

24

14

9

1

96 %

История

70

68

6 В

9

-

-

9

0 %

Обществознание

34

34

6 В

9

-

2

7

22 %

История

70

67

6 Г

28

3

12

13

54%

Обществознание

34

34

6 Г

28

9

12

7

75 %

История

70

66

7 А

25

9

9

7

72%

Обществознание

34

35

25

11

10

4

84%

История

70

68

7 Б

26

11

9

6

77%

Обществознание

34

34

7 Б

26

13

10

3

89%

История

70

67

7 В

24

2

10

11

50%

Обществознание

34

33

7 В

24

1

13

9

58%

История

70

66

7 Г

24

-

12

12

50%

Обществознание

34

35

24

-

14

10

58%

     На своих уроках я стремлюсь обучать школьников гражданственности, приверженности к демократическим принципам, гуманистическим идеалам, терпимости, пониманию многообразности мира и различных культур, умению мыслить самостоятельно и творчески, что соответствует целям общего образования и исторического в частности.  Стремлюсь организовать процесс обучения на уроках таким образом, чтобы ученик был не сторонним наблюдателем исторического процесса, а ощущал себя современником событий и явлений, идентифицировал себя с людьми изучаемой эпохи, понимал их ментальность. При этом нацеливаю учеников на понимание проблем современной эпохи через призму прошлого и стремлюсь к тому, чтобы старшеклассники могли использовать опыт жизни, т. е. социализации личности. Для достижения целей исторического образования использую различные формы: опережающие задания, творческие задания, мозговой штурм, рассказ, лекция, игры, хронологические диктанты и т. д. В своей работе активно использую элементы информационных технологий, мультимедийные презентации. Цель своей работы вижу в формировании творческого и критического мышления учащихся, ориентации на приобретение ими опыта самостоятельной работы, что четко прослеживается в использовании исторических документов на уроках, научно-популярных текстов, периодики. При этом стараюсь подбирать материалы с разными точками зрения на одну проблему и в ходе работы с документами направляю деятельность учащихся на формирование своей точки зрения, аргументации своих взглядов. Достижению этих целей способствует и работа с видеоматериалами и фрагментами мультимедийных учебников. Много внимания уделяю отработке учебных понятий, используя при этом материалы учебника, справочной литературы, предлагаю учащимся самим сформулировать то или иное понятие.  

  Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:

 - продолжить работу по совершенствованию системы образования в курсе истории и обществознания;

- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;

- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей;

- активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию

Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...