Самоанализ работы учителя истории за 2012-2013 учебный год
материал по истории по теме

Хачатурян Наталья Михайловна

Анализ работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz2013.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 педагогической деятельности

 учителя истории и обществознания

МБОУ Екатериновской сош

 Хачатурян Натальи Михайловны.   

 В самоанализе я попыталась расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедший 2012-2013 учебный год.

   В данном образовательном учреждении я работаю с 1990 г., по предмету – с 2001 г.

 Образование: РГПУ, исторический факультет; квалификация: учитель истории и социально – политических дисциплин. 

 Основная педагогическая нагрузка:

2010-2011 учебный год-21 час в неделю;

2011-2012 учебный год-21 час в неделю;

2012-2013 учебный год-21 час в неделю

Проблема, над которой работает учитель:

«Организация ученического исследования в процессе урочной и внеурочной деятельности по истории».

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

В преподавании истории и обществознании руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, задачами формирования конкурентоспособной, свободно адаптирующейся личности.

Целью учебно-воспитательной работы считаю создание условий для развития личности ученика, его интеллектуального роста, формирование историко-познавательной, информационной и коммуникативной компетентности школьника.


 Основные задачи, которые я ставила перед собой на 2012-2013 учебный год :

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

  1. изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;
  2. использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);
  3. повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.

На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся 9-11 классов ( старшей ступени школы) происходит более эффективно через следующие технологии:

  1. интерактивного обучения,
  2. проектно – исследовательского обучения,
  3. использование ИКТ,
  4. лекционно – семинарской системы.

Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках. Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело. Поэтому на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире. Подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а субъективного опыта у них еще мало.

 Одним из основных направлений  в своей работе считаю  использование информационных технологий в учебном процессе. Обучающиеся используют различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий. Большая часть обучающихся оформляет свои работы на компьютере. На уроках истории и обществознания использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов обучающимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими обучающимися. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов. Обучающиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

На уроках использую следующие исторические энциклопедии:

  1. CD «Династия Романовых. Три века российской истории»,
  2. CD «Энциклопедия Кирилла и Меф одия»,
  3. энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,
  4. CD «Московский Кремль», «Государственная символика России. История и современность» и другие;
  5. электронные учебники CD «История России: XX век»,
  6. CD «История Отечества IX-XVIII вв.»,
  7. CD «История России XVII – XIX века»,
  8. CD «Обществознание 8 – 11 классы».

Интернет рассматриваю как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Подключение нашей школы к сети Интернет позволило использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Возможности Интернета обучающиеся используют при дистанционном обучении.

Мною составлен каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, методические материалы размещены в электронном СМИ "Про Школу.ru.",  «Новая школа», «Открытый класс», на образовательном портале «Продленка». В социальной сети работников образования nsportal создала свой персональный сайт и разместила свое электронное портфолио (ссылка на мой сайт:
"http://nsportal.ru/hachaturyan-natalya-mihaylovna"  nsportal.ru.)  Здесь же на проект  для одаренных детей «Алые паруса»  разместила работы своих учеников. По итогам 2013 года получила Благодарность за активную работу в сети. 

Также в своей преподавательской деятельности  использую проблемное обучение, опорные конспекты. Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.

Основными видами деятельности на уроках истории и обществознания являются:

  1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Учащиеся знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных Интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
  2. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
  3. Составление древа понятий, «гнездо»; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
  4. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики, подростки не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности историками и современниками учатся давать собственную аргументированную оценку.
  5. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…»
  6. Анализ исторических источников (документов). Это один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
  7. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.  Данный вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

В условиях современной школы должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроля. Применяю групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми обучающимися, выясняются непонятные вопросы. Это способствует развитию речи обучающихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля. Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми обучающимися, у которых наблюдается снижение результатов.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- сказал в свое время Д. Дидро. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а, в первую очередь, личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника. Постоянное изучение передового педагогического опыта, инновационных образовательных и педагогических технологий, форм и методов обучения и использование их в своей педагогической практике позволило мне повысить качество и результаты обучения. Наблюдается положительная динамика показателей качества знаний обучающихся по истории и обществознанию.

Несомненно, основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок, но в то же время огромный простор для деятельности даёт нам внеурочная работа по предмету.

За последние годы работы наблюдается тенденция увеличения числа обучающихся, принимающих участие в олимпиадах разного уровня и количества её победителей и призёров. Мои ученики становились призёрами муниципального этапа олимпиады по истории и обществознанию, победителями, призерами и участниками различных  Международных, Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов и олимпиад.

  1. V Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной        культуры
  2. Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси»
  3. IX Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»
  4. Всероссийский школьный  интернет конкурс "Бородино глазами юного поколения"
  5. 2 Всероссийская олимпиада по обществознанию для 10-11 классов.
  6. 4 Всероссийская   олимпиада по истории для 9-11 классов.
  7. Всероссийский   творческий  конкурс «Алые паруса»
  8. Международный конкурс «Строки, опаленные войной»
  9. Муниципальный конкурс «Вифлеемская звезда»
  10. Муниципальный конкурс «Недаром помнит вся Россия»
  11. Муниципальный конкурс «Знатоки Конституции»

Стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования дает участие в профессиональных конкурсах, оно формирует чувство личной значимости и способствует самовыражению и самоутверждению.

Поощрения учителя 2012-2013 учебный год:

  1. Диплом за участие во ΙΙ Всероссийском конкурсе презентаций «Топ Слайд»

  1. Грамота Главы Екатериновского сельского поселения

  1. Диплом Главы Матвеево-Курганского района

  1. Диплом участника Ι Международной научно-практической конференции «Воспитательная деятельность образовательного учреждения»
  2. Диплом Отдела образования Администрации Матвеево-Курганского района 
  3. Благодарственное письмо за участие в V Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры
  4. Благодарственное письмо за участие в IX Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие»
  5. Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru
  6. Диплом за подготовку учащихся к участию во Всероссийском школьном интернет конкурсе "Бородино глазами юного поколения"
  7. Сертификат куратора 2 Всероссийской олимпиады по обществознанию для 10-11 классов.
  8. Сертификат куратора 4 Всероссийской олимпиады по истории для 9-11 классов. 
  9. Почетная Грамота Главы Екатериновского сельского поселения.
  10. Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Сценарий проблемно-эвристического урока»

Обобщение и распространение  собственного педагогического опыта.

Название мероприятия

год

уровень

1.

Открытый урок по истории в 8 классе «Галерея героев Отечественной войны 1812 года»

2012

школьный

2.

Открытый урок по истории в 8 классе «Эпоха Петра Великого»

2012

школьный

3.

Открытый урок по обществознанию в 7 классе «Досуг и отдых»

2013

школьный

4.

Открытое внеклассное мероприятие «Недаром помнит вся Россия»

2012

школьный

5.

Открытое внеклассное мероприятие «Колыбель героев ратных, вечный Сталинград»

2013

школьный

6.

Открытое внеклассное мероприятие «Дни Воинской славы России. Ледовое побоище»

2013

школьный

7.

Мастер-класс «Рабочая программа учителя»

2012

муниципальный

8.

Выступление на РМО учителей истории и обществознания «Духовно-нравственное воспитание в современной школе»

2012

муниципальный

9.

Участие в I Международной научно-практической конференции «Воспитательная деятельность образовательного учреждения»

2012

международный

10.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание как важнейший компонент образовательного процесса» Изд. «Перо», Москва,2012г.

2012

международный

11.

Участие в методическом семинаре «Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию. Достижение современного качества школьного обществоведческого образования в условиях ГИА и ЕГЭ»

2013

региональный

12.

Создание персонального сайта в социальной сети работников образования, размещение электронного портфолио

2013

всероссийский

13.

Публикации  методических разработок  уроков, мероприятий, видео материалов на различных образовательных сайтах, педагогических сообществах

2013

всероссийский

14.

Участие во II Всероссийском конкурсе презентаций «Топ Слайд»

2012

всероссийский

15.

Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Сценарий проблемно-эвристического урока»

2013

всероссийский

16.

Публикация статей в СМИ

2012-2013

муниципальный

17.

Мониторинг обученности уч-ся

2012-2013

школьный

18.

Участие в рабочей группе районной инновационной площадки по использованию регионального компонента в образовательном процессе

с 2010 г.

школьный

муниципальный

19.

Разработка рабочих программ по истории и обществознанию

2012-2013

школьный

20.

Разработка рабочей программы кружка «Наш Дон»

2012-2013

школьный

21.

Работа в Школьном музее Боевой и Трудовой Славы

2012-2013

школьный

муниципальный

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

  1. Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий. Использование дистанционной формы обучения школьников.
  2. Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
  3. Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
  4. Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.

Учитель истории и обществознания: Хачатурян Наталья Михайловна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

План работы КМО учителей математики на 2012-2013 учебный год

Методическая тема, цели и задачи методической работы, методическая проблема, формы и план  работы КМО....

План работы МО учителей математики на 2012-2013 учебный год

Анализ работы за 2011-2012 учебный год,цели и задачи на 2012-2013 учебный год, заседания МО. межсекционная работа....

План работы Районного методического объединения учителей технологии на 2012-2013 учебный год.

ТЕМА: «Совершенствовать технологическую проектную культуру школьников в условиях модернизации образования»....

Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию

Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...