Урок «Города – государства «железного века» 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Блохина Ирина Васильевна

Урок «Города – государства «железного века» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок – это урок усвоения новых знаний.

Форма проведения – компьютерная презентация, с использованием интерактивной доски.

В ходе урока учащиеся выясняют главные вопросы темы: месторасположение Аттики к началу VIII века до н.э., развитие хозяйства, знакомятся с особенностями управления греческих городов-государств и бедственным положением земледельцев.

Тема предусматривает большой понятийный аппарат, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в тетрадь, проверка этих знаний осуществляется в конце урока.

При изучении материалы предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: работа с учебником, составление схем, работа с картой, самопроверка учащимися знаний по предыдущей теме.

Большую роль  в усвоении нового материала играет применение интерактивной доски и компьютерной презентации.

3. Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)

  1. Уровень образования школьников Урок предложен для учащихся 5 классов гимназии
  2. Тип урока – комбинированный  с использованием ИКТ

          Оборудование:

 

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс;
  • карта «Древняя Греция».

 

Источники, литература:

 

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. М.: Просвещение, 1996;

История Древнего мира. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2004

Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000

 

Цели урока:

 

  • формирование представлений о жизни греков с появлением полисов; о влиянии географического положения Аттики на природу и занятие ее жителей;
  • продолжить формирование умений работать с картой, учебником;
  • способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки;
  • обеспечить усвоение понятий:  «полис», «демос», «аристократия», «ареопаг», «архонт», «эвпатриды», «метеки», «граждане», «рабы»;
  • развивать интерес учащихся к истории через использование новейших образовательных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Города – государства «железного века»

Урок «Города – государства «железного века» является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.

Данный урок – это урок усвоения новых знаний.

Форма проведения – компьютерная презентация, с использованием интерактивной доски.

В ходе урока учащиеся выясняют главные вопросы темы: месторасположение Аттики к началу VIII века до н.э., развитие хозяйства, знакомятся с особенностями управления греческих городов-государств и бедственным положением земледельцев.

Тема предусматривает большой понятийный аппарат, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в тетрадь, проверка этих знаний осуществляется в конце урока.

При изучении материалы предусмотрены разнообразные формы работы учащихся: работа с учебником, составление схем, работа с картой, самопроверка учащимися знаний по предыдущей теме.

Большую роль  в усвоении нового материала играет применение интерактивной доски и компьютерной презентации.

3. Учебный предмет Всеобщая история (история Древнего мира)

Уровень образования школьников Урок предложен для учащихся 5 классов гимназии

Тип урока – комбинированный  с использованием ИКТ

          Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира», 5 класс;

карта «Древняя Греция».

Источники, литература:

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. М.: Просвещение, 1996;

История Древнего мира. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2004

Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1991

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Цели урока:

формирование представлений о жизни греков с появлением полисов; о влиянии географического положения Аттики на природу и занятие ее жителей;

продолжить формирование умений работать с картой, учебником;

способствовать развитию умений анализировать, выбирать главное, составлять схемы, выстраивать логические цепочки;

обеспечить усвоение понятий:  «полис», «демос», «аристократия», «ареопаг», «архонт», «эвпатриды», «метеки», «граждане», «рабы»;

развивать интерес учащихся к истории через использование новейших образовательных технологий

Проверка знаний учащихся по пройденному материалу

(слайд 1) Проведите работу над ошибками в найденном отрывке из мифа. Выпишите ошибки в один столбик, а в другой столбик – исправления.

(слайд 2) Соотнесите с помощью стрелок названия подвигов Геракла и иллюстрации

(слайд 3) Решите кроссворд, записав ответы в столбик.

Объяснение нового материала

(слайд 4) Найдите на карте территории, заселенные греческими племенами к началу 1 тыс.до н.э..

(греки жили на юге Балканского полуострова, на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии)

Итак, мы уже знаем, как жили древние греки в царстве на о. Крит. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась. Что стало причиной разрушений многих дворцов,  почему  люди покинули остров? (извержение на о.Фера)

 Греческие города, объединенные под правительством царя Микен 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. Какие племена с севера вторглись в Грецию ( дорийские племена).

Они разрушили  многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел.

В начале I тысячелетия до н. э. в Греции начался «железный век». После дорийского нашествия история Греции как бы начиналась заново.

(слайд 5)  Сегодня нам предстоит узнать как изменилась жизнь греков, научившихся использовать железо. Мы узнаем, что такое древнегреческий полис, чем занимались жители полисов, как строилось управление полисом и как жилось  земледельцам  в Греции.

 Города «железного века» имели иной облик, чем поселения времен Крита и Микен. Центром их был не царский дворец, а торговая площадь - агора. Вокруг городов со временем были выстроены каменные стены, а на площадях и возвышенных местах города появились общественные здания, храмы.

Эти окруженные стенами города вместе с принадлежащими им сельскими областями стали самостоятельными государствами - полисами. (слайд 7)

В каждом полисе было правительство, войско, собственные законы, чеканилась монета.

 (слайд 8) Самые сильные Афины (2,5 тыс. кв. км), Спарта, самый богатый – Коринф. Самый большой и красивый город Ионии – Милет. Давайте обозначим их на контурной карте.

2. Древняя Аттика и занятия ее населения.

Вспомните на какие три части делится Древняя Греция?

Сегодня наш разговор пойдет о Средней Греции, в которой находится область Аттика. (слайд 7)  Обозначим на к/к границы данной области.

(слайд 8) Охарактеризуйте географическое положение Аттики, отвечая на предложенные вопросы.

В Аттике имеется много бухт, удобных для стоянок кораблей. В ее западной части расположена равнина, где можно было заниматься земледелием (на карте «Аттика в древности», равнина обозначена синими косыми линиями). Почвы в Аттике, как и в большей части остальной Греции, малоплодородны и не слишком пригодны для пшеницы и ячменя. К тому же постоянным врагом земледельцев была засуха. Но знакомство с железом позволило грекам обрабатывать даже такие сложные для земледелия почвы.

Почти вся остальная Аттика (кроме равнины) покрыта горами, богатыми серебром, строительным камнем, глиной. Жители гор разводили овец, свиней и коз. В прибрежных поселках жили рыбаки, промышлявшие ловом морской рыбы.

Большую роль в жизни населения Аттики играло разведение олив и винограда, которые прекрасно здесь росли.

(Слайд 9)  Ознакомьтесь с материалом  § 29 (п.2) и охарактеризуйте значение оливковых деревьев в жизни древних греков?

(слайд 10) составление схему , раскрывающую значение оливковых деревьев в жизни древних греков

оливки→ - при посещении бани

                 - в спортивных соревнованиях

                 - в пищу

                 - масло

                 - для освещения

                 - в медицине

Центром ремесла и торговли в Аттике становится город Афины. Почему город получил такое название, вы узнаете, познакомившись дома самостоятельно с   «Мифом  о споре Афины с Посейдоном»

(Слайд 11) Население  Афинского полиса

Какую информацию мы можем подчеркнуть из схемы на слайде 11.

Управление полисом ( слайд 12) объяснение учителя

(слайд13.) Посмотрим, как происходило  превращении свободных земледельцев Аттики в безземельных бедняков и рабов-должников.  

Знатный человек часто сам наблюдал за полевыми работами (слайд 14). Свои земли знать обрабатывала с помощью чужого труда (слайд 15): на такую работу нанимались бедняки, не имевшие своей земли. За свой труд они получали пищу, одежду и обувь. Работники были бесправны, их могли прогнать, не заплатив условленной платы».

(слайд 16) «Пахотные наделы земледельцев располагались по склонам гор. Там нередки камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их, земледелец со своим взрослым сыном работает целый день... Почву на горных участках выдувало ветрами, уносило потоками дождевой воды. Тогда земледелец брал мешок, лопату и шел в долину. Накопает хорошей земли и на себе принесет ее в горы (слайд17). 

Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый... Много раз спустится земледелец вниз и опять поднимется в горы. Мог ли горный участок прокормить земледельца и его семью?

Земледельцы Аттики часто голодали, у многих не хватало даже зерна для нового посева. Хочешь не хочешь, а приходится идти к знатному и богатому соседу. «Дай мне шесть мешков зерна в долг», — просит земледелец. «Возьми, — отвечает богач, — но вернешь восемь. А не отдашь в срок, отберу у тебя участок».

На участке земледельца появляется камень в знак того, что земля заложена (Слайд 18); камень называется долговым. Если земледелец не отдаст долга, у него отберут участок. Часто богач разрешал несчастному продолжать трудиться на его бывшем участке, но при этом земледелец обязан был отдавать новому владельцу земли 5/6 урожая и только 1/6 оставлять себе.

Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Как поступят с земледельцем, если он опять не уплатит долг?

 «Возможно, этот пахарь не свободный бедняк, а раб-должник. ( подписать) Многим земледельцам грозила участь стать рабами. Повсюду в Аттике на участках простых земледельцев появились долговые камни».

Прочитать  вслух выводы учебника (§ 29, со слов «Засилием знати был недоволен весь афинский демос...» и до конца абзаца).

Домашнее задание: § 29, термины,

объяснить выражение «драконовские законы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди те ошибк и Никто не осмеливался противиться Посейдону, но внук Земли Ахиллес посмел. Он похитил огонь в кузнице своего друга бога Гермеса и отнес его людям. По приказу богов бог-кузнец приковал Ахиллеса к дикому утесу. Велики были его муки: каждый день прилетал к утесу ворон и клевал его сердце.

Слайд 2

«Подвиги Геракла» Немейский лев Лернейская гидра Керинейская лань Эриманфский кабан Скотный двор царя Авгия Стимфалийские птицы Критский бык Кобылицы Диомеда Пояс Ипполиты Коровы Гериона Яблоки Гесперид Укрошение Кербера

Слайд 3

4 7 6 8 3 1 6 8 7 2 4 1. Внук богини Земли, укравший огонь со священного Олимпа и подаривший его людям 2 . (по гориз.) Великан, державший на плечах небесный свод 2. 3. Сын Зевса и земной женщины, совершивший 12 подвигов

Слайд 4

Древняя Греция

Слайд 5

Города-государства «железного века» 1. Древнегреческие полисы 2. Занятие жителей полисов 3. Управление полисом 4. Население полиса 5. Бедственное положение земледельцев План урока

Слайд 6

Древняя Греция

Слайд 7

7 Полис – город-государство

Слайд 8

Древняя Греция Афина Спарта

Слайд 9

Аттика 1. На каком материке или в какой части света находится? 2. Чем омывается? 3. Крупнейшие реки? 4. Поверхность территории? 5. Главные города?

Слайд 10

10 Занятия жителей Аттики ремесло; рыбаловство; скотоводство; земледелие: выращивание оливок и винограда; ? Охарактеризуйте значение оливковых деревьев в жизни древних греков?

Слайд 11

Значение оливковых деревьев в жизни древних греков

Слайд 12

12 Эвпатриды Аристократия «Власть лучших» Самые знатные и богатые землевладельцы Ареопаг 9 архонтов Совет знати Высшие должностные лица, Демос Политика- искусство управления государством

Слайд 13

Чужеземцы Свободное Рабы Граждане Метеки (переселенцы) эвпатриды (знать) Демос (народ) Должники Население Афинского полиса в VII в. до н.э. Граждане - все коренные жители, чей род жил несколько поколений Метеки - люди, прибывшие на жительство из других полисов (чужеземцы) Рабы - неполноправные члены общества

Слайд 20

Проверочный тест 1 . Главный город Аттики: А) Спарта; Б) Олимпия; В) Афины? 2. Главное занятие жителей Аттики выращивание : А) оливок; Б) фиников; В) риса? 3. Греческий город-государство : А) полис; Б) демос; В) архонт? 4. Совет знати: А) ареопаг; Б) архонт; В) эвпатриды? 5. Гражданами Аттики назывались: А) все коренное население; Б) чужеземцы; В) рабы? 6. Кому принадлежала власть в Афинах: А) демосу; Б) знати; В) рабам?

Слайд 21

Умница! Молодец!

Слайд 22

К сожалению, твой ответ не верен! Тебе стоит быть более внимательным! Попробуй вспомнить о чем говорили на уроке!

Слайд 23

Подумай над вопросом ещё! Размышление обязательно приведет тебя к правильному ответу! ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Город. Магазины." Уровень 4 класс.

Представляю Вашему вниманию урок "Город. Магазины." уровень 4 класса.  Данная методическая разработка включает в себя: план урока, презентацию к уроку и задания. Также предоставляю материалы, кот...

План-конспект урока "Город мастеров." История 6 класс.

В Средние века для многих они были символом свободы. Французский архитектор Ле Корбюзье называл их мастерскими, где создаются лучшие произведения Вселенной.Урок-игра с использованием ЭОР,...

Конспект урока - Создание государства российского (6 класс, История Отечества)

Конспект урока - Создание государства российского (6 класс) является примером как можно на уроке представить тему, связанную с именем Ивана III Великого. Этот урок я давал на первую категорию....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Открытый урок "Город моей мечты" 5 класс

Открытый урок "Город моей мечты" 5 класс...

История 5 класс 13 урок: Города-государства.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...